Дед Омельян

        Однажды моя бабушка Шура оповестила, что к нам из деревни Игуменка приедет муж её сестры Анны Омельян (Прокофьевич Спиридонов), которому предстоит операция по удалению грыжи. Вообще-то его звали Емельян, но Омельяном называла его моя бабушка, мы к этому привыкли, и он сам на это имя отзывался.
        Дед Омельян очень нервничал и, когда пошёл к врачу, нацепил на пиджак свои старые ордена. И тут мы с величайшим удивлением обнаружили, что дед-то наш – полный Георгиевский кавалер.
        Мы – дети – просили его что-нибудь рассказать про Первую мировую войну 1914 года. И он поведал нам, как получил последний из своих Георгиевских крестов: «Был я в ту пору командиром пулемётного гнезда. Тогдашние-то пулемёты „МаксИмы“ были ещё совсем дрянь – чуть перегрелся, скривился и не работает, пока его не охладишь».
        Было заметно, что дед взволновался от нахлынувших воспоминаний. Он достал пачку папирос «Казбек». На крышке коробки был изображён чёрный профиль всадника, скачущего на фоне заснеженной горы. Закурив, дед Омельян продолжил: «После недавней атаки немцев пулемёты ещё не остыли, а тут фрицы опять идут. Да не просто так, а в психическую атаку. А это – жуткое дело! Выбиваешь кого-то из первого ряда, а на его место тут же встаёт другой солдат из следующего ряда, и издали кажется, что как ни стреляй, а их не убывает.
        Идут, а у нас как раз пулемёты заклинило. Посылаю солдата, чтобы хоть из какой-нибудь ближайшей лужи принёс воды. А эти всё идут. Пьяные, конечно, но идут ровно, с развёрнутыми знамёнами, под барабанный бой. Пока наши пулемёты остыли, немцы колонной уже мимо нас протопали. Что делать? Даю команду хотя бы им вдогонку пострелять. А через часок за мной пришли. В штаб вызывают. Ну, я тут понял, что обратно живой уже не вернусь. С товарищами попрощался.
        Привели меня в штабную землянку, а там маленький такой генерал на нашего полковника орёт. Меня увидел и говорит: „Вот они – наши герои, на коих армия российская держится! Не испугался, а пропустил немца, да и ударил ему в хвоста, как полагается!“ Подбежал к адъютанту, снял с него крест и мне нацепил.
        Это и был мой четвёртый Георгий. Приплёлся я к ребятам сам не свой. Ну и надрались же мы, конечно, по этому случаю!»

        Несколько слов про про пулемёт «Максим». Этот старый пулемёт был назван в честь его изобретателя Хайрема Стивенса МАксима (англ. Hiram Stevens Maxim,1840–1916) – британского изобретателя (американского происхождения) автоматических пулемётов и скорострельных пушек малого калибра. Поэтому правильно говорить не «максИм», как это зачастую принято у нас, а «мАксим». Я и многие мои однокашники были уверены, что легендарный пулемёт изобретён в России и назван в честь МаксИма – героя кинотрилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» с Борисом Чирковым в главной роли. Кстати, народный артист СССР Борис Петрович Чирков приходился двоюродным племянником В. М. Молотову, но сам он это никогда не афишировал.


Рецензии
Интересно. Были герои!

Евгений Шовунов   13.04.2022 22:07     Заявить о нарушении