Бунтурки и тайп Туркой

В древности в Закавказье, в районе Мцхеты, проживал коренной для этих мест народ, который, как и дурдзуки (дзурдзуки) имел, по нашему мнению, в своем названии термин дур//тур («крепость», «замок», «укрепленное поселение»). Этим народом являлись бунтурки.

Впервые бунтурки упоминаются в грузинском источнике «Мокцевай Картлисай» («Обращении Грузии»), относимом к X веку. Процитируем соответствующее место из этого источника:

«Когда царь Александр обратил в бегство сыновей Лота и оттеснил их в полуночную страну, он нашел сперва свирепые племена бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех городах с их предместьями. Он нашел город Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе и крепости их: Цихе-диди, крепость Саркине; Уплис-цихе, крепость Каспи; крепость Урбнискую и Одзархскую.

И удивлялся Александр и узнал, что они (бунтурки) были потомки иевусеев, ели всякую плоть, не было у них могил, мертвых пожирали… И царь, не будучи в силах бороться с ними, ушел» [1, сс. 1-4].

Странно, что автор «Обращения Грузии» описывает бунтурков звероподобными дикарями и вместе с тем отмечает, что они были жителями городов и крепостей, то есть цивилизованным народом. Однако, сопоставив «Обращение Грузии» с «Жизнью картлийских царей» Леонти Мровели, мы сможем выяснить любопытную деталь: звероподобными дикарями, поедающими трупы («прах»), в этом втором источнике названы не бунтурки, а грузины (картлийцы):

«Александр завоевал все края земные. Прошел он с запада на юг, на севере перевалил [горы] Кавказа и явился в Картли. И нашел он всех картлийцев злейшими из всех племен и родов, ибо, прелюбодействуя, не блюли они родства при вступлении в брак, съедали всякую тварь, поедали прах, как звери бессловесные, и об образе действий их нет слов. И, видя этих насельников вокруг той реки Куры, жестокие языческие племена, каковых мы называем бунтурками и кипчаками, дался диву Александр, ибо никакое из племен не творило [ничего] подобного. Возжелал он изринуть их из городов тех, но в ту пору не осилил, ибо нашел их крепости сильными и города мощными. [Вслед за этим] вновь пришли племена халдейские, и они также обстроились в Картли [2, сс. 27-28].

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в обоих древнегрузинских источниках, которые мы процитировали выше, бунтурки описываются жителями городов и крепостей, укрепленных столь сильно, что, как пишет Леонти Мровели, Александр Македонский отступил от них, «ибо нашел их крепости сильными и города мощными». Именно эта характеристика и позволяет нам связать название этого народа с термином «дур»//«тур» в значении «крепость», «укрепленные поселения», который мы разбирали в предыдущей главе.

Что касается «дикости», приписываемой в древнегрузинских источниках картлийцам и бунтуркам, ясно, что ни бунтурки, живущие в городах, ни картвелы, имеющие, судя по приведенным свидетельствам, такой же уровень цивилизационного развития, не могли быть в ту эпоху народами, жившими в промискуитете и пожирающими человеческие трупы. По всей видимости, грузинские средневековые авторы описывали их такими сочными красками только для того, чтобы, будучи христианами, представить язычников и былое язычество как можно в более омерзительном виде. Поэтому, не обращая больше внимания на эти выдуманные мрачные характеристики, попытаемся добыть из приведенных описаний интересующие нас исторические сведения.

Многие исследователи-кавказоведы, следуя очевидному созвучию названий, отождествляли бунтурков с турками (тюрками). Даже средневековый автор Леонти Мровели называет бунтурков рядом с тюркоязычными кипчаками, как бы подчеркивая их общее происхождение, хотя, конечно, в эпоху Александра Македонского никаких кипчаков (как и вообще тюрков//турок) на Кавказе не было и не могло быть, и эти сведения, отражающие более позднюю ситуацию, контаминированы. Что касается значения компонента «бун» в этом названии, то тут мнения специалистов сильно расходятся. Тем не менее, целый ряд ученых (Н.Я. Марр, И.В. Абуладзе, М.К. Андроникишвили, Г.А. Меликишвили) считает, что компонент «бун» в названии «бунтурки» попал в грузинский из иранского и означает «коренной»; отсюда «бунтурки» – «коренные турки» [3, с. 165], что соответствует древнегрузинским письменным источникам, описывающим их как коренных, древнейших жителей Картли [3, с. 164]. Следует отметить, что Г.А. Меликишвили [4, с. 37] пытался представить бунтурков «пришельцами с севера», то есть, народом пришлым, некоренным, однако Г.Дж. Гумба резонно опровергает это мнение, отмечая, что «в источниках бунтурки предстают как коренное население Картли и нигде нет упоминания об их приходе откуда-то [3, с. 164].

Между тем, такая этимология (бун-турки = «коренные турки») позволяет вычленить из названия «бунтурки» этноним «турки». Проведя тщательный анализ имеющихся в его распоряжении источников, Г.Дж. Гумба приходит к выводу, что бунтурки являлись нахчийским («нахским» по его определению) народом [3, сс. 164-169]. Однако, следует подчеркнуть, что по поводу происхождения бунтурков и самого этнонима «бунтурки» наше мнение не совпадает с версией Г.Дж Гумбы.

Мы полагаем, что бунтурков («коренных турков») из грузинских источников необходимо сопоставить с древним народом turuki (turukii), который в ассирийских письменных источниках локализуется к северу или востоку от Ассирии, в «странах Наири», в перечне хурритских этнополитических образований [5, с. 135, примеч. 1]. Название это передано с детерминативом mat, который, по мнению И.М. Дьяконова, может означать как «страну», так и «племя» [6, с. 266, примеч. 11]. Между тем, датский ассиролог J;rgen L;ss;e со ссылкой на своих коллег, ученых-востоковедов, отмечает, что народ (племя) turukii (turukki) не только представлял собой хурритов, но и, по его мнению, являлся хурритской элитой [7, с. 87]. Возможно, связано это с тем, что turukii//turukki, судя по их названию, обитали в замках и крепостях, что навевает аналогию со средневековыми европейскими и восточными аристократами. 

Есть еще одно (кроме созвучия названий) обстоятельство, которое позволяет нам выявить хурритское происхождение бунтурков. Как мы видели выше, «Обращение Грузии» отмечает, что бунтурки происходили от иевусеев. Дело в том, что иевусеи, основатели и древнейшие обитатели Иерусалима, были хурритами [8], и это снова, как и во многих других случаях, связывает нахчийские субэтносы со страной Шами//Шема (с Большой Сирией, включавшей в свой состав и Ханаан). Не исключено также, что обозначение чеченского тайпа Туркой происходит от названия хурритов-бунтурков, чье наименование, восходящее к хурритскому этнониму turukii//turukki, содержит основу тур – «замок», «крепость», «укрепленное место». Это тем вероятнее, что бунтурки, как уже отмечалось выше, описываются жителями укрепленных городов и крепостей и эта деталь является наиболее яркой их характеристикой.

Возможно, этноним «бун-турк» («турк») каким-то образом отразился в названии старинного города (позже селения) Тургай, о котором А.И. Фон-Плотто сообщает словами местного старожила: «Давно, очень давно было то время, когда подгорная поляна нынешнего Елисуйского наибства населена была грузинами. Главный город их, Ках (теперь большое село) – от него получила название Кахетия – назывался прежде Тургай» [9, с. 9].

Учитывая, что бунтурки локализуются в округе Мцхеты [4, сс. 37-38], отметим, что основателями этого города, являвшегося древнейшей столицей Грузии (Картли) считаются мосхи (месхи) [10, с. 309], [11, с.96, примеч. 58], потомками которых, очевидно, являются представители современного чеченского тайпа Мескарой (Мескархой). Поскольку, нахчийский этнический облик мосхов (месхов) в достаточной мере обоснован Г.Дж. Гумбой [3, сс. 188-208], не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Укажем лишь на два интересных факта.

Во-первых, выясняется, что племенное название мосхи//месхи, фиксируемое с глубокой древности в ассирийских, урартских и античных письменных источниках, означает, как отмечал российский историк-кавказовед французского происхождения Иван Шопен, «жителей башен», «башенников» [12, с. 199], что позволяет нам с некоторой осторожностью отождествить мосхов//месхов с бунтурками. Разночтения в их названиях вызваны, по нашему мнению, тем, что свои этнические имена, означающие в обоих случаях «жители башен», «башенники», мосхи//месхи и бунтурки получили из разных языков. Кстати сказать, И.И. Шопен считал, что мосхи//месхи тождественны двалам, которые, в свою очередь, тождественны дpурдзукам (дзурдзугам) [12, с. 198]. По мнению И. Шопена, название нахчийцев-двалов также означает «жителей крепостей», «башен» [12, сс. 198-199]. Ученый считал, что название «двал» является производным от термина «двар», означающего «ворота», «крепость»; соответственно, область Двалети (с суффиксом местности «ти» в конце) произошло от «Дварети» и означает «страна укрепленных мест», «страна крепостей, башен».

Во-вторых, знаменитый грузинский средневековый поэт Шота Руставели оказывается по происхождению месхом (мосхом), что заставляет предположить у него нахчийские корни. Во всяком случае, Шота Руставели сам прямо называет себя месхом. Приведем соответствующее место из заключительной части его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (в переводе на русский язык Шалва Нуцубидзе): [13, с. 272]:

«Пронеслась их жизнь, как будто сновидение ночное,
Претерпели страсти мира и времен коварство злое.
Кто б назвать решился вечной жизнь, мгновение земное?
Мне ли, месху Руставели, мерить рифмой зло такое?»

В переводе Н.Н. Заболоцкого этот стих звучит так:

Пронеслась их жизнь земная, как ночное сновиденье,
И ушли они из мира – таково его веленье!
Даже тот, кто долговечен, проживет одно мгновенье!
Месх безвестный из Рустави, кончил я мое творенье.
_____________________________
1. Обращение Грузии. (Перевод с древнегрузинского Е. С. Такайшвили).//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 28. Тифлис, Канцелярия Главноначальствующего на Кавказе, 1900 г., 1-216 С.
2. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. (Перевод с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая). М., «Наука», 1979 г., 102 С.
3. Гумба Г.Дж. Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н.э.). Сухум, Абгосиздат, 2016 г., 543 С.
4. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, изд-во АН Грузинск. ССР, 1959 г., 507 С.
5. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IVвека до н.э. М.-Л., изд-во АН СССР, 1956 г., 485 С.
6. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту (АВИИУ).//ВДИ, 1951 г., № 2, 257-356 С.
7. J;rgen L;ss;e. People of Ancient Assyria. Their Inscriptions and Correspondence. (Translated from the Danish by F.S. Leich-Browne). New-York: Barnes & Noble, 1963. 169 pages.
8. Хурриты.//Электронная еврейская энциклопедия. https://eleven.co.il/jewish-history/ancient-period/14577/
9. Фон-Плотто А.И. Природа и люди Закатальского округа.//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1870 г., 1-62 С.
10. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе.//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис, типография Меликова, 1881 г., 581 С.
11. Помпоний Мела. Хорография. (Комментарии А.В. Подосинова). М., Университет Дмитрия Пожарского, 2017 г., 512 С.
12. Шопен (Chopin) И.И. Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей. СПб, типография Н. Тиблена и Ко (Н. Неклюдова), 1866 г., 503 C.
13. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре. (Перевод с грузинского Шалва Нуцубидзе). М., Госиздательство художественной литературы, 1941 г., 283 С.


Рецензии