Лантенак - реальный и неправдоподобный
Это монументальное творение титана. Но человек не идеален. Один из героев последнего романа Гюго - маркиз де Лантенак. Так хорошо выписывает его Гюго в начале произведения, чтобы в конце ... сделать рупором идей "старого режима".
Раскрытию характеров других главных героев Гюго уделил куда больше места и времени, чем маркизу. Оттого не понятно, почему Лантенак решил спасти крестьянских детей, мать которых расстреляли по его же приказу?
В жизни возможно всякое. Тираны и деспоты, настоящие, реальные, на секунду, но поддавались сантиментам: прощали рядовых смертных, щадили своих политических врагов.
Но с чего литературный Лантенак решил спасти классово чуждых ему крестьянских детей? Гюго не дает никакого объяснения. Более того, поведение маркиза на протяжении всего романа находится в диссонансе с его заключительным монологом в тюрьме. Верующий человек, который пачками отдает приказы о расстрелах, разыгрывает целый спектакль перед простодушным Гальмало, врет нищему Тельмаршу, что явился во Францию ради добра.... (Для чьего?)
Лантенак у Гюго не получился, он нужен был в качестве технической фигуры, связующего звена для завязки и кульминации романа, потому вышел неказистым, противоречивым и неправдоподобным.
Но простим Гюго этого персонажа. Простим ради сцены, в которой вместо лестницы для спасения детей к войскам виконта Говэна прибывает ... гильотина.
Предвидел ли Гюго, какая ирония, какая насмешка над революцией и ее сторонниками заключена в этой сцене...
По сути, получилось так: злодей Лантенак, одиозное олицетворение врагов свободы, равенства и братства, сеет смерть, пособничает самой страшной войне на свете - гражданской. Его пособники запирают детей в замке, один из них поджигает башню, в которой находятся дети. Месть за сына Людовика Шестнадцатого. Тут бы революционерам и явить мощь своих идеалов, только идеал их, намекает нам Гюго (осознанно или нет)- не спасательная лестница, а ... гильотина!
И получается, что спас детей Лантенак - символ злых сил, ретроград и оппортунист, эксплуататор и кровопийца. Гюго бы еще пояснить, каким образом Лантенак пришел к такому решению, и "Девяносто третий год" можно было бы считать наилучшим художественным произведением, в котором автор открыто издевается над революционными идеями.
Между тем, сложно обвинить Гюго в приверженности монархическим идеалам...
Свидетельство о публикации №222032401231
Так вот, Лантенак в романе Гюго и поступает по-христиански.
Кирилл Козубский 06.12.2025 22:52 Заявить о нарушении
Лантенак, безусловно, поступил по-христиански. Только не будем забывать, как его предки поступали со своими крестьянами и слугами. Воспоминаний на этот счет полно - как и о деградации французской элиты накануне Французской революции. В любом конфликте виноваты обе стороны - винить одного Робеспьера означает пристрастно относиться к информации, которой мы располагаем в отношении французской истории. Что касается Энвера и прочих.... Как писал Нансен, история армян - эксперимент по выживанию, а вот почему армянам нравится этот эксперимент уже 2000 лет - это вопрос для тех, кто очень хорошо знает армянскую историю и менталитет армянского народа. Ревизия собственных ошибок, кстати, не повредит ни одной нации, наоборот. Но есть народы, которые страдают манией величия, отягощенной крайней степенью инфантилизма. Они известны лютым патриотизмом - только на расстоянии, после эмиграции. Уверен - в Вашем окружении найдется армянин, страстно любящий Армению, только издалека или на каникулах. Оставьте армян - как немцы будут постоянно провоцировать мировые войны, а потом стремиться к объединению своей страны, как некоторые страны будут постоянно завоевывать Крым, так и армяне, в последний день конца света будут беспокоиться о своем физическом существовании. Это - проблемы головного мозга, которые не лечатся. Национальные коды, которые будут существовать тысячелетиями.
Армен Григорян 10.12.2025 23:30 Заявить о нарушении