Фермер на селе

 
  Михалыч не часто, но иногда любил прогуляться по сельской улице, когда и солнце к закату клонится и дела уже сделаны. можно просто погулять и подышать свежим воздухом пропитанным запахом хвои. Пожилые люди к этому времени уже возле полисадника сидят,  новостями делятся, другие просто отдыхают от жаркого июльского дня. Михалыч  подходил ко всем и обязательно здоровался за руку и традиционно спрашивал:
  -Как ваше здоровье, настроение?- говорил всегда спокойно и уважительно, чуть наклонив голову.
  Односельчане его хорошо знали и тоже  были рады встрече с ним и меж собой о нем говорили: « Наш учитель», хотя далеко не все были его учениками, но почти каждый обращался к нему по самым разным вопросам и всегда получал толковые советы и практическую помощь.
  А вот это домик Игната Петрова, старенький, но довольно крепкий и после ремонта здесь можно жить. На скамеечке под березой, что украшала  дом, сидел молодой мужчина — Игнат. Увидев Михалыча, он бодро встал сделал несколько шагов на встречу.
  -Рад тебя видеть Игнат, - улыбнулся Михалыч, - вроде говорят ты в деревню назад возвратился?
  -Да, приехал. Вот отдыхаю.
  -Ну тогда давай присядем и поговорим по душам, что же тебя сюда привлекло, как я знаю ты живешь в городе, работаешь и семья, дети есть. Может просто погостить решил  и отчий дом проведать, тебя я чай годков с десяток не видел.
  -Это точно, вон уже все травой и кустами поросло. Ведь когда молодой был, то родителей не слушал, сам свою судьбу выбирал и невесту тоже. Да и в городе жизнь как закрутила, не до деревни было. А вот когда повзрослел, то что-то свою деревеньку стал вспоминать.
  -Да, Игнат, с возрастом мы мы все умнеем. А между прочем мать-то твоя Прасковья, часто тебя вспоминала и даже просила поговорить с тобой,если встречу, чтобы ты приехал ее проведать, говорила, что зла на тебя не держит. Да далековато мы друг от друга жили и поэтому просьбу ее я не выполнил. Не пожурил тебя, а надо было, не по-христьянски родителей забывать.
  -Что оправдываться, виноват и уже не исправишь.
  -Исправить всегда можно и нужно, сходи на погост, посиди у могилки, да свечку поставь и поговори с ними. Это не им нужно, это тебе нужно, на душе легче станет.
  -Вы правы Николай Михайлович, жаль, что раньше нас судьба не свела, может и помог мне ваш совет, когда я учился у вас, то много чему научился у вас. Я часто вас вспоминал.
  -Да ладно, Игнат, в прошлом разбираться, что было, то было и былью уже поросло. Лучше поведай о своих планах, долго ли здесь задержишься?
  -Ой, трудный вопрос, но думаю, что навсегда.
  -Вот это да, что семью бросил, детей. Что случилось, почему в деревне решил отсидеться?
  -Николай Михайлович, не подумайте плохо, Все хорошо. Я решил стать фермером. Дом есть, поля есть, семья не против, домик приведу в порядок и всех сюда привезу, Праздник сделаем и вас Николай Михалыч позовем- вот какие мои планы.
  -Что сказать, мысли светлые, хорошие, приятно слышать. Если не секрет, то чем заниматься будешь.
  -Смотрите. Сколько полей вокруг и все пустые. Распашу я их, засею пшеничкой и будет она радовать меня и вас тоже. Одним словом зерном я буду заниматься. Все документы оформлены, земля выделена и даже область на развитие хозяйства деньги выделила — миллион рублей на счете лежат, - широко улыбаясь похвастал Игнат.
  -Да ты у нас миллионер, -пошутил Михалыч и уже серьезно спросил. - может не земля тебя позвала, а на дармовые деньги позарился, говори мне честно, сам знаешь, что от меня скрывать бесполезно.
   Игнат промолчал,  с лица сошла радостная улыбка и он честно ответил:
  -Считали другие люди, а я дал согласие. Обещали помочь. На эти деньги куплю трактор, плуг, а если не хватит,то кредит помогут взять.
   Мужики помолчали. У Игната испортилось настроение, а Михалыч думал, затем тяжело вздохнул:
  -Ведь ты почти не изменился, глубоко не вникаешь в проблемы и продолжаешь жить по принципу : куда кривая выведет.
  -Ну зачем вы, Николай Миалович, так больно бьете?
  -Мил мой человек, давай хоть поговорим серьезно, честно, от этого тебе же будет легче, может не сейчас, но я, как твой учитель, должен сказать, что с зерном у тебя не получится, прогоришь, без портков останешься.
  -Но ведь есть план, есть земля и если что, то всегда помогут.
  -Я Игнат на земле родился, по этим полям много много ходил и видел, как мужики пахали эти земли, знаю какие урожаи получали.
  -Вот видишь пахали же люди, а мы, что хуже?
  -Да дело не в том, что хуже, а в том их артель была, то есть колхоз. Зерно они не продавали, а кормили скот, получали молоко и мясо. Есть хорошая поговорка, один и у каши пропадешь. Давай так. Свой план ты засунь в одно место. Давай кумекать. Трактор нужен, инвентарь, удобрения, горючка, семена. Думаю твоих денег не хватит. Допустим выкрутился, посеял, даже комбайн взял в аренду и урожай убрал и причем приличный. И сразу новый вопрос и проблема -  как сушить и сортировать эти зернышки будешь, где зерно хранить будешь. Сырое оно и через сутки сгорит.
  -Как это сгорит?
  -Ну не синем пламенем, попросту заплесневеет. Слушай далее, на все это тебе год понадобиться, а кто этого молодца кормить и поить станет, фермерам авансы не дают, можно взять кредит, но его милый надо вертать и с процентами, а ты не один, у тебя дети, жена — они не только есть хотят, но и одежду надо покупать. Вот возьми на одну ладонь твои доходы и расходы — повешай и сразу поймешь, что ввязался ты в крутую авантюру.
  -Скорее всего вы, Николай Михалыч, правы, а мне что от своей мечты и от денег отказываться?
  -Миллион не всегда дают и отказываться от него нет резона. Просто нужно крепко крепко подумать с чего начинать фермерство и как.
  -Я много думал и считаю, что стоит рискнуть.
  -Может ты Игнат и много думал, но не с того конца начинают.
  -Все так начинают, правда не у всех получается. Я тоже не знаю что меня ожидает впереди.
  -Жаль, что не знаешь и вот почему, я повторюсь. Если бы ты был один, поступай как хочешь, сам кашу заваришь, сам и расхлябывать будешь, но у тебя семья, дети, как им жить если через год ты будешь банкрот, чем ремонтировать дом будешь, как с долгами рассчитываться будешь, вот на все эти вопросы у тебя должны быть четкие ответы.
   Игнат молчал и уже уныло глядел на вечерний закат, но уже не видел и не чувствовал красоты вечернего заката. Он вздохнул и тихо спросил:
  -Николай Михалыч, а вот вы с чего бы начали фермерство на моем месте?
  -Поехал бы завтра в райцентр, купил бы электрокосу или бензокосу и обкосил участок, окна в доме помыл, зановесочки повесил, смотришь и жизнь иначе бы началась.
  -Вы все шутите, у вас  все есть.
  -А все сразу и не приходит. Новую жизнь надо начинать с маленького, с простой морковной грядки.
  -Нет, я не могу вас понять, причем здесь морковная грядка.
  -Тогда наберись терпения и слушай своего учителя. Первое — забудь о зерновом поле на несколько лет. Надо решить те задачи, которые тебе помогут выжить, а для этого тебе в этом году надо разработать участок у дома, да и дом привести в более нормальное состояние. Затем нужен будет сарай для дров и еще один для скота.
  -А я не собирался скотом заниматься?
  -Я понял, что ты не собирался животных держать, но если хочешь привести сюда жену, детей, то их нужно кормить. В этом году их нельзя трогать пусть живут в городе, а когда дети  пойдут на каникулы, то привезешь сюда, покажешь им красивый огород, чистый и теплый дом. Купишь цыпляток , маленьких поросят. На столе будут свежие продукты, овощи и жизнь будет не такая скучная и тяжелая. Будешь мои советы исполнять, я тебе два улья с пчелами подарю, чтобы у детей и сладости на столе были. Любые советы да и помощь оказать буду рад.
  -Но мне надо будет через три года отчитываться о зерновом поле?
  -Здесь я вот что скажу. На все, что купишь для хозяйства, бери чеки и заноси в книгу. Первые два-три года будут одни расходы, а потом и доходы начнут появляться, землю распашешь, зерна посеешь, картошки тоже, к тому времени на дворе будут стоять буренки, молоко давать начнут, появятся сливки, творог, сметанка и народ потянется к тебе. Все это увидят проверяющие, да попробуют твое молочко, да медок и похвалят еще, не переживай, но помни, чтобы всего этого добиться - нужно так работать, чтобы рубаха была мокрая, ну и настроение тоже, возникнут проблемы, приходи ко мне, вместе подумаем и найдем выход.
  Солнце уже зашло за кромку леса. Потянуло прохладой. Михалыч встал и поглядел на Игната.
  -Ну, что будем на земле работать?
  -Спасибо, Николай Михайлович, за науку, будем землю пахать. Без этого бы разговора у меня нечего  не получилось бы. Это точно. Вы мне дорогу указали, куда идти и как.
  -Спасибо, что понял, но помни- это начало, дальше все зависеть будет от твоего умения и старания.
Помолчали.
  -Тогда я пошел, Игнат.
  -Еще раз спасибо, учитель.


Рецензии