Трагедия Овод, д. 1, сцена 7

Трагедия по роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сентября 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Италия. Пиза. Артур провожает Джемму после
студенческого собрания, которое проходило
на квартире одного из студентов.

Артур

Я провожу вас, Джим. Вы где остановились?

Джемма

У старой экономки моего отца.

Артур

А, у Марьетты…

Джемма

Да.

Артур

А как вы очутились
Вдруг на собрании, где пылкие сердца
Австрийцев ненавистных проклинали?

Джемма

Проездом из Флоренции. Друзья
Мне в Пизе этот адрес подсказали:
Письмо от Бини получила я
А вы как на собрание попали?

Артур

В организации уж год я состою.
Вы говорили – Бини порученье
Вы выполняли… Что я говорю?..
Ведь это тайна… Ваше откровенье…

Джемма

Нет, нет, не он. Мне Болла поручал.

Артур

С которым вы сидели на собранье?

Джемма

Он в ноябре в Ливорно приезжал,
Чтоб выполнить серьёзное заданье:
Там ждали пароходов, чтоб принять
Литературу. Но, Артур, быть может,
Ваш дом подходит больше, чтобы стать
Хранилищем, и это нам поможет? –
Богатые судовладельцы никогда
Не будут в подозрении, к тому же
Всех в доках знаете вы…

Артур

Да, конечно, да.
Так, значит, из Марселя прямо к вам
Попала та литература?

Джемма

Ненадолго. –
Всего лишь на день. Но, быть может, нам
Не стоит говорить об этом? Ненароком
Узнает кто, и я тогда предам
Своих друзей…

Артур

Зачем же так жестоко?
Я член организации, и мне
Довериться вы можете вполне.
Официально вы ещё не в ней.
Я счастлив был бы, если б вы и padre
В неё, мой друг, вступили бы быстрей.

Джемма

Ваш padre? Разве он…

Артур

О, нет. Такой награды
Не заслужил ещё я от него.

Джемма

Артур, ведь он священник! Надо ль
Его тянуть к нам?

Артур

Ну, так что ж с того?
У нас есть и священники к тому же –
В газетах двое пишут. Ничего.
Их голос тоже нам сегодня нужен.

Джемма

У вас хромает логика, Артур.
Они догматики. Что общего с идеей
Изгнать австрийцев? Это же абсурд!
Мне кажется, что это ахинея.

Артур

Священник – проповедник христианства.
Христос был величайший революционер.

Джемма

С отцом я говорила…

Артур

Протестант он.

Джемма

Да, для католиков, конечно, не пример.
Мы зря затеяли ненужный с вами спор.
Давайте прекратим об этом разговор…
Как лекция? Понравилась ли вам?

Артур

Особенно, в её последней части –
Призыв и чувствовать, и думать, чтобы нам
Жить идеалами республики прекрасной.

Созвучно это пламенным словам
Учения Христа, что Царство Божье в нас
Живёт внутри – в душе, вдали от глаз.

Джемма

А мне-то эта часть не нравится, как раз:
Путей не указал практических для нас.

Артур

Наступит время, и придут дела.
Великих перемен эпоха к нам пришла.
Великое не делается враз.

Джемма

И снова не согласна я сейчас.
Ведь чем сложней задача, тем быстрей
Решать её нам надо в вихре дней.
Вы говорите – надо подготовить
Себя к свободе. Ну, а ваша мать? –
Добрейшая душа! Её сердечным словом
Сам ангел говорил. А что ей испытать
Пришлось в аду потока оскорблений
От брата вашего и злой его жены?
Как много испытать пришлось ей унижений!
Была б черствей – и были б легче дни,
Не смели б с ней так плохо обращаться.
Так и с Италией. – Терпенье ни к чему.

Артур

Ах, Джемма, Джемма! Я вас не пойму.
Италия была б уже свободна,
Когда бы гнев и страсть могли спасти.
Не ненависть – любовь нужна. Угодна
Она стране лишь на её пути.

Джемма

Нет, вы не правы! Я, Артур, права!
Придёт пора – и вы поймёте это
И вспомните ещё мои слова…
Ну, мы пришли. Здесь ждёт меня Марьетта.
Зайдёте?

Артур
(не выпуская руки Джеммы из своей руки)

Нет. Вам завтра в путь с рассвета.
Покойной ночи, дорогая. Я…
Так нашей встрече рад! И спор
Не омрачит мне сердце и мой взор.

Джемма

Прошу вас, не сердитесь на меня.

Артур

«Во имя Бога и народа…», Джемма!

Джемма

«…ныне и вовеки веков», Артур

Артур

Да, непременно!

Джемма отнимает свою руку и вбегает в дом. Когда дверь
захлопнулась, Артур нагибается и поднимает кипарисовую
веточку, упавшую с её груди.

Артур
(мысленно)

Ах, ветка милая, упавшая с груди,
Ты мне поможешь в жизненном пути.
Как много мне хотелось ей сказать!
Смогла ль она любовь мою понять?


Рецензии