Трагедия Овод, д. 2, сцена 2

Трагедия по роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сентября 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Италия. Пиза. В церкви семинарии.

Голос из-за сцены

Уж в январе понятно было всем:
Смотрел на Джим влюблёнными глазами.
С каким он жаром с нею говорил!
Пред нею ежедневно закружил…

Порывистым жестом Артур отбросил записку в сторону
и опустился на колени перед распятием.

Артур
(мысленно)

Душа моя! О что же, что с тобой?
Ты собралась причастие принять
Пасхальное, грехи свои отдать
И жаждешь мира с Богом и с собой!
С людьми! И ты, душа, способна
На ревность низкую и подозренья,
Достойные позора и презренья?
Завидуешь другому и так злобна? –
К кому? – К товарищу! Ты мерзости подобна.
(закрывает лицо руками)
Ведь только что мечтал о мученичестве.
И пал так низко, словно лист к траве!

Артур исповедуется у ректора семинарии – отца Карди.

Артур

Отец мой, очень грешен я:
Я грешен в ревности и злобе
К тому, кто не принёс мне зла.
А я шлю гнев его особе.

Карди

Сын мой, не всё вы мне открыли…

Артур

Нехристианские питаю чувства я:
Любить его я должен, но бессилен:
Питает ненависть к нему душа моя.

Карди

Какие узы связывают вас?
Не кровные ли?

Артур

Нет, ещё теснее. –
Товарищества узы. Сколько раз
Пытался я… И всё-таки не смею…

Карди

Товарищества? В чём?

Артур

В больших делах.
В работе и великой, и священной.
 (небольшая пауза)

Карди

Как ваша злоба проявилась? Как?
Успех был меньше? Только откровенней.

Артур

Да… отчасти. Его авторитет
И опыт…Я боялся, что отнимет
Он сердце девушки… Дороже её нет.
Люблю её, твержу с любовью имя.

Карди

Дочь Церкви ли Святой, что любите вы так?

Артур

Нет, к сожаленью, протестантка.
(Артур горестно стиснул руки)
Да, еретичка. Вместе мы росли.
Друзьями были матери. И жалко,
Что в церкви разные дороги привели.

Карди

Не всё открыли вы, что угнетает вас.
В душе у вас какая-то есть тяжесть…

Артур

Отец, вы правы… зависть в этот раз
Покой украла, угнетает даже:
К «Младой Италии» я с ним принадлежу.
Он предпочтительней к работе оказался. –
Доверили ему… Уж так и быть, скажу…
Работу, за которую он взялся.

Карди

А что конкретно?

Артур

Полученье книг.
Книг политических с прибывших пароходов.
Забрать и спрятать надо было их.

Карди

Соперник выполнил, а вам не дали ходу?

Артур

Да, Болле позавидовал я и…

Карди

И вы не обвиняете, что плохо
Задание он выполнил в те дни?

Артур

Ну что вы! Нет, конечно. Всё в итоге
Он выполнил довольно хорошо.
Да, Болла патриот решительный и смелый.
И если надо, выполнит ещё
Любое сложное задание и дело.

Карди

Сын мой, раз свет вам душу озарил,
И если родилась мечта в ней о работе
На благо всех собратьев, Бог пусть даст вам сил
В великой и прекраснейшей заботе
О благе угнетённых, чтобы им
Помочь нести их бремя трудной жизни.
Сей дар от Господа, он вас им наделил,
Послав его как высший дар вам свыше.
И если обрели вы к жертве путь теперь,
Нашли дорогу, что приводит к миру,
Пусть счастье к вам стучится в вашу дверь,
А зависть вырвите из сердца, как крапиву.
Пусть сердце ваше станет алтарём,
И в нём горит огонь священный вечно,
И дело ваше освящая в нём,
Живите и работайте сердечно.
Вы призваны: призвание – ваш труд.
Оно сродни служенью Церкви нашей.
И к женщине любовь пусть не мешает тут, –
Любых страстей оно не терпит даже.
Да осенит вас к ближнему любовь!
«Во имя Бога и народа, ныне и вовеки веков».

После этих заключительных слов Карди,
в которых прозвучал девиз организации «Молодая Италия», Артур чуть разрыдался, всплеснул руками
и громко воскликнул:

Артур
Как счастлив я! Отец мой, вы даёте
Благословенье Церкви нам в борьбе!
Христос устами вашими в итоге
Сказал о том, что вписано в судьбе.

Карди

Сын мой! Христос изгнал меня из храма,
Поскольку дом молитвы – Его дом.
Разбойники же сделали, как хамы,
Его вертепом, превратив в содом.

Артур
(страстным шёпотом)

Италия да будет Его храмом, храмом братства.
Когда изгонят всех их прочь с земли…

Карди

Сказал Господь: «Земля и все богатства –
Мои», достойные и счастья, и любви.


Рецензии