Трагедия Овод, д. 2, сцена 4

Трагедия по роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сентября 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ

Италия. Ливорно. Артура допрашивают в тюрьме.

Полковник.

Кто вы – записано. Уместно
Теперь спросить, как вы могли…
Ответьте мне, что вам известно
О «Молодой Италии»?

Артур

Да, эти мне слова знакомы.
Она газету издаёт
В Марселе, чтоб изгнать из дома
Австрийцев – гнать их прочь зовёт,
И к революции готовит
Народ Италии, чтоб здесь
Восстановить закон и честь.

Полковник

Итак, я вас ловлю на слове.
Газету эту вы читали?

Артур

Читал, конечно.

Полковник

Ну и где
Вы экземпляры эти взяли,
изъяли?

Артур

Я не могу сказать вам, где.

Полковник

Забудьте слово «не могу».

Артур

Тогда скажу вам «не хочу»,
Раз вам не нравится то слово.

Полковник

Я тон такой вам не прощу
И наказать готов сурово.
Могу добавить – ваша связь
С организацией той ближе,
Чем вы пытаетесь сейчас
Представить здесь, и ясно вижу,
Как выгораживать себя
Решили вы.

Артур

Нисколько я
Таких желаний не имею.

Полковник

Вы иностранец. Для чего
В дела Италии вмешались?

Артур

Я много думал, отчего
Австрийцы в этот край примчались,
И я решил, что надо мне
Помочь обиженной стране.

Полковник

Кто вам об обществе сказал
И кто к нему путь указал?

Артур

Я сам нашёл в него дорогу,
Благодаря себе и Богу.

Полковник

А с Джиованни Боллой кто
Вас познакомил?

Артур

Да никто.
Мне неизвестно это имя.

Полковник

Вновь за своё! Ах, как невинно!
А вот прочтите протокол. –
(передаёт Артуру протокол допроса Боллы)
Здесь вам от Боллы приговор:
О вас он пишет так картинно! –
Как будто кистью написал.
Он здесь у нас с недавних пор
И называет ваше имя.
Короче, вас он, Бертон, сдал.

Артур

Ах, Боже мой, какой скандал! –
Какой-то Болла вам налгал.
Мне это имя неизвестно.
Ошибка, видно, вкралась здесь.

Полковник

Ошибка? Вздор! Здесь нет ей места.
Здесь донкихотство лишь и спесь!
Какое рыцарство! Ну, право,
Смотреть на вас – одна забава:
Щадите Боллу – человека,
Который выдал вас. Без смеха
Уж здесь никак не обойтись.
Что делать! Такова уж жизнь.

Артур

Подлог и ложь! Обманщик, лгун,
Подлец, полковник, вы!

Полковник

Молчать!
Я научу вас уважать
Людей закона! Вот болтун!
Сейчас же в карцер увести,
Чтоб понял, как себя вести!
Дня три побудет там и сразу
Мы выбьем из него заразу:
Весь этот гонор. Посему
Дадим большой урок ему.
Средь крыс побудет. Пусть они
Ему украсят эти дни.

Артура уводят в карцер.


Рецензии