Литературный задачник. Горе от ума

Ссылка на книгу (только уберите пробел после lishniy/): https://www.litres.ru/aleksey-lishniy/ literaturnyy-zadachnik-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-u/

Если учителя математики, физики, химии могут дать детям на урок пару задач и немного отдохнуть, глядя, как упорно работают ученики, то почему же учителя литературы обречены часами разговаривать сами с собой, давать под запись лекции с Википедии или слушать стихи наизусть?

Можно ведь тоже "озадачить" весь класс. И каждому по потребностям.

Что я имею в виду?

Представьте себе задачи по литературе! Даже не совсем по литературе, а метапредметные (как сейчас модно говорить) задачи на основе текстов произведений.
Вот пример, допустим, базового уровня.

№1. Изучите порядок расположения действующих лиц в афише к пьесе А. С. Грибоедова и найдите закономерность. Пользуясь ею, расположите в такой же последовательности действующих лиц трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
 
Эскал, князь веронский.
Граф Парис, молодой человек, родственник князя.
Монтекки, Капулетти, главы двух враждующих домов.
Дядя Капулетти.
Ромео, сын Монтекки.
Меркуцио, родственник князя, друг Ромео.
Бенволио, племянник Монтекки, друг Ромео.
Тибальт, племянник леди Капулетти.
Брат Лоренцо, Брат Джованни, францисканские монахи.
Балтазар, слуга Ромео.
Самсон, Грегорио, слуги Капулетти.
Петр, слуга Джульеттиной кормилицы.
Абрам, слуга Монтекки.
Аптекарь.
Три музыканта.
Паж Париса.
Первый горожанин.
Леди Монтекки, жена Монтекки.
Леди Капулетти, жена Капулетти.
Джульетта, дочь Капулетти.
Кормилица Джульетты.
Горожане Вероны, мужская и женская родня обоих домов, ряженые, стража, слуги.
Хор.

Почему это простая задача?
Потому что здесь ученики, во-первых, начнут гуглить и знакомиться сами с литературным материалом, а во-вторых, дойдут логически до некоторых вполне очевидных вещей. Плюс сюжет из Шекспира вспомнят.

А учитель за это время тетради проверит с пробными ЕГЭ.

Есть задачи второго уровня сложности, где надо ответы развёрнуто писать или говорить.

№2. Лиза обращается к Фамусову на «вы», иногда называя существительным в единственном числе — «баловник», иногда существительным во множественном числе — «Х». Найдите Х и попробуйте объяснить, почему она так делает.
 
Ответ на задачу – «старики». Здесь дело в контексте, так как «вы» меняет значение с уважительного местоимения единственного числа на местоимение множественного числа.

Надо уже не только логику подключать, но и некоторые гуманитарные знания.

Наконец, есть задачи третьего уровня сложности, где придётся ещё и создать нечто креативное или применить в бытовой жизни.

№3. София в явлении 3 показана сентиментальной барышней, увлечённой французскими романами. Какие её реплики можно было бы использовать романтично настроенным подросткам для своих статусов в соцсетях? Выпишите их и, если есть необходимость, осовременьте.

№4. Зарисуйте карандашом план декорации четвёртого действия, для этого обратитесь к значениям неизвестных вам слов и выражений.

Первая задача - по первому действию, а вторая – по пятому. Развивает умение воображать, конструировать, сопоставлять изучаемое с окружающим.

Так разобрал текст "Горе от ума" для учителей литературы. Понравится, воспользуйтесь. Если очень понравится, пишите в комментариях здесь или на Литресе, чтобы я не ленился и шёл составлять сборник задач по другому произведению.

Кстати, всего в сборнике 200 задач. А сленговые слова "хейтить", "токсик" и прочие употреблены, чтобы подвести к задаче, в которой современная языковая ситуация сравнивается с галлицизмами 19-го века. Так что не ругайте мой русский, друзья...


Рецензии
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.