Ответы на дне

Ему с самого утра было невыносимо муторно на душе. Равно как и всю неделю с тех пор,  как она ушла. Самый близкий его друг и компаньон, алкоголь, уже не успокаивал своим обволакивающим дурманом, а лишь раздражал уставшие от бессонных ночей глаза  и пульсировал в висках навязчиво-дурацкими мыслями.
Этот день парень решил встретить сидя на маленькой уютной аллее городского парка. Ему почудилось, что наступающая молодая весна с озорными порывами ветра и переливами птичьего щебетания, сможет успокоить растревоженные чувства и привести в порядок уставший мозг.
И почему все истории в жизни имеют такой поганый финал, черт побери?! Может, конечно, не все... И не у всех... Но в его жизни исключений пока не было. Все, что было, заканчивалось практически в считаные дни, почти хирургически, раз - и нету. Но до этого финала шло долго, мучительно и тошно, превращая каждый день в тягостное ожидание поставленной точки, высасывая все жизненные силы и лишая желания что-то менять и начинать все сначала.
Мысли носились в голове парня бешеным хаотичным роем. Он беспорядочно перебирал одну за одной истории жизней тех, кого он знал хотя бы мало-мальски близко. Но все они уступали по трагизму и драматизму его собственным историям. Другие жизни казались поверхностными, не достаточно прочувстованными, не столь яркими, страстными, и не обладали столь захватывающим сюжетом и разнообразием эмоций. И от этого становилось еще противнее, ведь получалось,  что никто, даже самые близкие друзья, не поняли бы того, что происходило в глубине его души сейчас. 
И что делать? Куда идти? С кем перекинуться хотя бы парой фраз, чтобы они не вскрывали изнутри черепную коробку и не давили так сильно на мозг?!
Опять идти за бутылкой и очередной день провести в алкогольном дурмане? Не самая плохая идея, учитывая, что и выбирать-то не из чего.  Либо мучиться от сомнений, вопросов и внутренних противоречий,  либо пообщаться с зеленым змием и забыться тяжелым глубоким сном... Смысла ноль. Но все же, пройдет еще один тупой бессмысленный день. Один в один, как 7 предыдущих. Выбора нет...
Парень уже поднялся со скамейки и собрался идти в сторону магазина, как вдруг его взгляд остановился на скромном неприметном старичке, сидевшем на противоположном конце лавочки. Его скрещенные руки  с высохшей от прожитых лет кожей мирно лежали на изгибе трости, будто отдыхали от долгого изнурительного труда.  Старичок сидел, блаженно подставив отмеченное глубокими морщинами лицо первым лучам солнца. Уголки его губ были нехарактерно приподняты вверх, словно тронуты едва заметной улыбкой.  И такая безмятежность витала вокруг этого незнакомца,  что парень на какой-то миг потерялся во времени и пространстве.
-Вы что-то хотели мне сказать, молодой человек?-
Старичок говорил спокойным, ровным, размеренным голосом, даже не открывая глаз и не переводя взгляд на стоявшего рядом в оцепенении парня.
-Да, я и сам не знаю, что сказать-, только и выдавил из себя он. Но на всякий случай, подошел ближе и снова присел на деревянные брусья скамьи.
-Что ж, - протяжно продолжил диалог незнакомец, -тогда, с вашего позволения, буду говорить я.-
И тут старик впервые перевел взгляд на собеседника. Что-то странным показался парню этот взгляд. Он привык, что у пожилых людей глубокие, мудрые, слегка мутные от пелены прожитых лет глаза, а этот старик смотрел будто сквозь него. Вроде как он не с человеком говорит, а с призраком. И будто для него это дело привычное.
-Ты ведь что-то ищешь, я прав? - продолжил пожилой незнакомец еще более странным вопросом этот неожиданно завязавшийся диалог.
-Да,нет, отец, ничего я не ищу,пожалуй. Я и сам-то не знаю, что мне нужно. Что искать-то, и где?-
-Лукавишь...-усмехнулся старик и уголки его губ медленно опустились вниз, стирая тень былой улыбки. -Ты просто ищешь не там. - он передвинул свою трость чуть ближе к парню, оперся на нее и придвинулся поближе,  словно готовился рассказать секрет, который не должен был долететь до чужих ушей.
- Все почему-то думают, что те ответы, которые им так нужны, находятся на дне бутылки. И вот ищут, ищут...день за днем...емкость за емкостью... А там и нет ничего. Всё,  что там в итоге находят, - это искаженная реальность и сломанная судьба. Ну, кто-то может, обиды свои найдет. Кто-то разочарование разглядеть сможет. У иных даже злость мимоходом проскочит, и такое случается. Но ответов там нет, сынок, уверяю тебя. - старик замолчал и дал время, чтобы смысл его слов дошел до медленно соображающей головы собеседника.
-Да у меня и вопрос-то всего один...- то ли с ухмылкой,  то ли с грустью ответил парень. Он не знал, стоит ли вообще что-то спрашивать, ведь этого человека он видит впервые и тот понятия не имеет ни о том, что произошло в его жизни, ни о том, почему именно так случилось... Но, была не была. Начатый разговор всегда стоит доводить до точки.
-Женщины ведь всегда уходят именно тогда,  когда ты к этому не готов?-
Старик снова повернул лицо к солнцу, будто там был написан ответ, который он готовился дать и тем же ровным тоном продолжил.
- Они не уходят,сынок... Женщины...они, как бы тебе это получше объяснить, они освобождают. Себя и нас. Освобождают, чтобы уже по отдельности додумать то, о чем вместе уже не думалось. Взяться за то, что при них не делалось. Научиться ценить то, что в их присутствии не замечалось и казалось обыденным и привычным. А иногда, знаешь, парень, они просто спасают себя. От холода и равнодушия... Да-да, представляешь, такое тоже случается. Когда они задыхаются от нашего непонимания, от того, что мы их так часто не хотим слушать, прячась за своими важными и неотложными делами. Отмахиваемся от их проблем, от того, что они пытаются донести до нашего сознания своим молчанием, потухшим взглядом или красными от слез глазами.  Мы привычно думаем, что это пройдет. Поплачет и забудет, переживет, передумает. Но это по-нашему, по-мужицки так. А у женщин сложный механизм, тонкий и очень хрупкий. Одного надлома порой достаточно,  чтобы уже никогда она не смогла сиять, как прежде. -
-Эх, отец,  - саркастически усмехнулся парень, выслушав длинный монолог. - легко вот так говорить. Вы-то небось всю жизнь рука об руку, вместе по полям да лугам в юности, двоем в голод и холод по окопам, а потом напару к детям да внукам в гости с конфетами. Конечно, можно такую философию разводить. А когда одна за одной исчезают, как туман, чуть что им не так, и даже причины толком не обьясняют, тут не до таких речей. Вообще бы баб не возненавидеть, и то достижение!-
Старик выслушал короткую резкую речь парня и надолго замолчал. На какой-то момент даже показалось, будто он перестал дышать. И только спустя несколько минут томительного тяжелого молчания, парень заметил, что щеки старика увлажнились от слез, а пелена на глазах стала еще более глухой и плотной.
-Сынок, -едва слышно начал старик. Было видно, что теперь каждое слово давалось ему с огромным трудом, а не бежало задорным ручейком, как до этого. -вся моя жизнь - это сплошная вереница глупостей. Я точно также искал ответы не там. Искал долго и упорно. Терял друзей, близких, родителей тоже потерял вот. Я также, как ты сейчас пытался рассмотреть жизнь через дно бутылки. Только вот она хитрее и умнее оказалась. Взяла, да отняла у меня зрение, чтобы понял, наконец, куда нужно смотреть и через что. Внутри нас все ответы, сынок. В душе. На самом дне. Только, чтобы туда заглянуть, смелости нужно набраться. Потому как те ответы, что там хранятся, не всегда так прекрасны, как нам кажется. И чтобы их принять, сила нужна недюжинная. Сила духа. И воли, чтобы, дай бог, успеть хоть что-то исправить...- старик снова выдержал долгую паузу, перевел сбившиееся от эмоций дыхание, и уже более споконым и ровным голосом продолжил, - А на счет одной и на всю жизнь... да, была такая. Одна... только, жаль, жизнь та недолгой оказалась. Я уж 40 лет, как в темном мире живу. А она меня выходила, когда никому не нужен стал. Билась за меня, отчаяннее, чем я сам. Не даром всю жизнь медсестричкой проработала. Людей с того света на фронте как начала вытаскивать, так всю жизнь и продолжала. Вот и меня вытащила. А когда себя пришёл черед вытащить,  так и не смогла. А знаешь почему?- старик смахнул набежавшие на глаза слезы. , - потому что моя очередь была тащить ее, а я вовремя и не понял. С тех пор, как зрения лишился, все инвалидом себя считал. Немощным, о котором всю жизнь кто-то печься, да заботиться должен.  Вот она и сгорела. 5 лет пожила за двоих, а на большее сил не хватило. Так и сказала мне, мол, пока я жива, ты силы своей так и не ощутишь, стало быть, мне уйти судьба, раз ты не смог с моей помощью научиться жить заново, значит без меня учиться прилежнее будешь.
И ведь права оказалась, представляешь?! Как насквозь жизнь видела. С тех пор уж 35 лет, как все сам делаю: хожу, готовлю, научился по дереву резать, преподавать стал, в сиротские дома поездил, детишкам беспризорным любовь к работе по дереву, да к ручному труду привил. Кому-то и примером своим показал, что и без рук, ног или глаз можно научиться делать больше,  чем иные с ними могут. Только вот дорого понимание то дается...и тут, сынок, цена у каждого своя. А на счет внуков...нам и детей-то бог не дал. Откуда уж внукам взяться?! Конфеты раз в месяц с пенсии передаю беспризорным ребятишкам, чтобы хоть чуть их жизнь послаще была. А в остальном,  все сам...один...-старик протяжно выдохнул и снова поднял лицо к небу, словно ища там, в голубой выси, поддержки, помощи и одобрения.
-Получается...- парень запнулся, пытаясь подобрать более аккуратную форму вопроса, чтобы не задеть тонкие струны стариковой души, -получается, что и от вас жена ушла? Может я не совсем правильно выражаюсь, но суть-то такая...-
-Да, разве ж она ушла?! - улыбнувшись первый раз за долгое время с начала разговора, ответил старик, - Она со мной всегда и везде. Даже чаще, чем при жизни бывала. Вот, смотри, - пожилой мужчина поднял руку и безошибочно указал пальцем в сторону солнечного диска. -она там. Как только мне становится холодно, я подставляю лицо солнцу и оно меня согревает, также, точно также, как когда-то она. Когда мне становится грустно,  начинаю перебирать в памяти те воспоминания, что остались от прожитых вместе с ней лет. В моей голове музыкой счастья звучит ее голос, и я понимаю - она по-прежнему рядом. И грусть как рукой снимает.  Все, что меня окружает каждый день - это тоже в чем-то она. Знаешь, как я пришел к тому, чтобы благие дела делать? За ней пошел. В жизни ни о ком не думал, не помогал, а когда ощутил,  как душа ее расцветает,  помогая другим,  и самого потянуло.  Да так, что до сих пор без этого жизни своей не представляю. Пока ты можешь  хоть кому-то пользу принести,  хоть малую толику добра сделать,  ты этому миру нужен. Так она всегда говорила. И ведь тоже права оказалась...- старик опять задумался и, вероятно, на какой-то момент переместился в свое пространство, где все было не так, как в суровой реальности.
- Так, а как быть-то, отец?- рискнул парень прервать блаженное путешествие старика во внутренний мир. -что делать-то дальше? С чего начать?-
- Так со дна и начинай.- бодро ответил он. - оттолкнись посильнее, да выныривай из океана своих проблем. Дно тем и хорошо, что твердое оно, опора хорошая. Главное силы в себе найти для рывка, а там течение поможет,  вытолкнет.- после этих слов старик с ловкостью поднялся с лавочки и твердо встал обеими ногами на каменистую поверхность аллеи. -Пора мне, сынок, молодец,  что подошел. - сухая, но еще полная жизненных сил рука старика несколько раз похлопала парня по плечу. -Все у тебя получится.  Вот увидишь! У меня нюх на такие дела. - быстро договорил он,  и заговорщически подмигнул парню своим незрячим, но так глубоко видящим глазом.
И с этими словами,  не дожидаясь ответа, старик уверенно зашагал в сторону городских построек, удаляясь все дальше, пока и вовсе не исчез из виду в толпе вечно спешащих куда-то прохожих.
Странный день....подумалось парню. Но, так или иначе,  что-то в нем изменилось. Он поднял глаза к небу, как совсем недавно это делал его собеседник, и на душе как будто стало немного теплее.
А ведь куда-то он собирался идти до этого странного разговора... Ах, да, в магазин.
Парень быстрым шагом миновал аллеи парка, перешел шумное гудящее шоссе и оказался у дверей небольшой торговой точки, где на прилавке стиральный порошок мирно соседствовал с выпечкой,  а тетрадки преспокойно делили одну полку с батонами ароматной копченой колбасы.
-Мне, пожалуйста...- он не успел договорить. Взгляд, потерявшийся в хаотично расположенных товарах, вдруг запнулся о небольшую пластиковую коробочку, стоявшую у самого края прилавка. С фото, неаккуратно приклеенного к лицевой части коробки, на него смотрели пронзительно грустные глаза маленького ангела, девчушки лет 5-6, скромно улыбающейся, но явно знавшей о жизнь на гораздо больше, чем многие из взрослых.
-Это для кого?- спосил парень у продавщицы и кивнул в сторону коробки.
- Да, вот, - сразу оживилась та.-детишкам беспризорным на конфетки собираем. Малость вроде, а все доброе дело. Кто хочет, тот кинет монетку. С миру по нитке, как говорится...Доброта идет от людей,  а люди - это мы все...-
Парень не стал дослушивать трогательную речь продавщицы. Молча сунул руку в карман потертых джинс, извлек оттуда всю имевшуюся наличность и бросил в прорезь пластиковой коробки.
-А ты чего хотел-то?- вспомнила женщина про свои обязанности.
-Да ничего. Потом как-нибудь зайду- быстро ответил парень и зашагал прочь из магазина...
На улице по-прежнему бушевала весна. Солнышко еще сильнее припекало лучами и отогревало замерзшую от зимних морозов землю.
Все у тебя получится...звучал в голове парня голос таинственно и неожиданно ворвавшегося в этот не обещающий ничего хорошего день старика.
Нужно просто посильнее оттолкнуться ото дна и всплывать на поверхность...


Рецензии