История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 42

ЧТО ЕЛИ–ПИЛИ КАЗАКИ ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКОГО ГОРОДОВОГО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

          Есть несколько источников любопытных сведений о том, что происходило на Поднепровье в 16 – 17 веках, которые позволяют уточнить и дополнить изложенное в Главе 41.
 
          Интересен дневник путешествия Михаила (Михалона) Литвина, который в 1550 г. был на Поднепровье. Считается, что под этим именем скрывается литовец Венцеслав Николаевич, секретарь великокняжеской канцелярии. Он писал: «диких зверей … такое множество в лесах и на полях [Поднепровья], что … дикими кабанами [жители] совсем гнушаются» [1].

          В «Истории запорожских казаков» Дмитрия Ивановича Яворницкого приводится свидетельство того, что «дикие кабаны были пудов в десять, а то и больше весом; едва шесть человек на сани положат» [2].

          Из этой же книги можно узнать, что помимо птиц, указанных в Главе 41, на Поднепровье охотились на куликов и стрепетов, а также могли добывать коростелей, аистов, цапель, колпиц [2], журавлей и лебедей [1; 2].

          Фазанов в середине 17 века на Поднепровье не было. Ни один из известных источников 16 и 17 века о них ничего не говорит [3].

          Цесарок стали разводить только в 18 веке [4].

          Павел Алеппский про 1654 год писал: «Ничто так не удивляло нас [на Поднепровье], как изобилие запасов и птиц, именно: кур, гусей, уток, индюшек» [5].

          Для справки. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ, имя при рождении – Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби – родился около 1627 года, в городе Халеб Османской империи (ныне Алеппо, Сирия). Он сын православного священника-араба, в 1647 году ставшего Антиохийским патриархом Макарием Третьим, архидиакон Антиохийской православной церкви, путешественник и писатель. Писал на арабском языке. В 1654 и 1656 годах вместе с отцом первый раз побывал на Поднепровье во время путешествия предстоятеля Антиохийской церкви в Русское царство [6].

          К сведениям Павла Алеппского про животный мир Поднепровья в целом можно отнестись как к сказке. Так, в частности, он писал про «индюшек, которые во множестве гуляют в полях и лесах, кормясь вдали от городов и деревень. Они кладут свои яйца среди леса и в других скрытых местах, потому что некому их разыскивать по причине их множества» [5]. Рассказ о растениях, кустарниках и деревьях у него намного точнее и подтверждается сведениями из других источников.

          Вот другой вызывающий улыбку пример, если только слова Павла Алеппского не были вызваны проделкой казаков, что, впрочем, сомнительно. Он писал, что «больше всего нас удивляли различные породы свиней разного цвета и вида. Они бывают чёрные, белые, красные, рыжие, жёлтые и синие; также бывают чёрные с белыми пятнами, синие с красными пятнами, красные с жёлтыми пятнами, белые с рыжими пятнами, некоторые из них пёстрые, а иные полосатые разных видов» [5].

          Последние современные нам исследования болгарских историков и орнитологов, а также польские источники свидетельствуют о том, что индейка могла появиться на Поднепровье в середине 17 века [7; 8], но широко распространена не была.

          Вот что говорил Павел Алеппский о рыбе: «Рыба [здесь] дешева и обильна на удивление, всяких сортов и видов, ибо великая река Днепр … находится близ них, и по ней ходит много кораблей» [5].

          Ниже приведены свидетельства Дмитрия Ивановича Яворницкого, дополняющие сведения о промысловых рыбах Поднепровья из Главы 41 c учётом промысла сечевых запорожцев. «Из рыб в реках, озёрах и лиманах … запорожских казаков известны были белуга, иногда до трёх сажен длины, осётр, севрюга, стерлядь [пестрюга], сом, сазан [короп], судак [сула, подсулок], щука, тарань, вырезуб, рыбец [днепровский], язь [крайне редко], марена [днепровский усач, подвид обыкновенного усача], лещ [чабак], сельдь, белизна (жерех), плотва, карась, [а также] прочая рыба и раки» [2].

          Василий Фёдорович Зуев в 1782 году был на землях запорожских [9]. В своих заметках «О бывших промыслах запорожских казаков» он указывал, что красная [«царская»] рыба у казаков называлась чёрной. Это были осётр, белуга, чичуга [чечуга, стерлядь], пистрюга [пестрюга, севрюга], которые ловились в основном в днепровском лимане, реже в Днепре, равно как и сом. Лини и караси ловились только в речках, впадающих в Днепр, и в озёрах, близких к речкам. В Днепре обычно ловился карп, лещ, судак, щука, белизна (жерех), вырезуб, тарань, чехонь, рыбец [днепровский], а также секрет [берш или волжский судак – крайне редко]. Рыбная ловля велась казаками от порогов до самого устья Днепра и по всему днепровскому лиману (62 версты в длину и от 4 до 18 вёрст в ширину) почти весь год беспрерывно [10].

          Далее приведены сведения Дмитрия Ивановича Яворницкого о лесах.
На землях запорожских сечевых казаков 800 тысяч десятин (га) из 11 миллионов десятин (га) общей площади занимали леса, то есть, более 7 % земель [2]. А ведь считается, что это самая что ни на есть степь! Что же говорить про земли, лежащие севернее, и долю, занимаемую на них лесами?

          Пусть мы говорим о землях Поднепровья, лежащих к северу от Запорожской Сечи, но не сказать хотя бы несколько слов о степях никак нельзя. Ведь степи запорожские были поистине сказочными, или рассказчики превращали их в сказку. Судите сами.

«Приволье у них такое было, – говорит 116-летний старик Иван Игнатьевич Россолода, – что теперь подобного не сыщешь ни близко, ни далеко… Теперь, если сказать, как оно когда-то было, так и не поверят. Тогда всякие цветы цвели, тогда великие травы росли…, а камыш рос, как лес: издалека, так и белеет, так и лоснится на солнце. А что уже до пырьёв, ковыля, муравы, орошка, кураев и бурунчуков, то как войдешь в них, так только небо да земля и видны – в этаких травах дети теряются, бывало. Вот она поднимется вверх, вырастет да снова и падает на землю, да так и лежит, как волна морская, а поверх её уже и другая растёт; как запалишь её огнём, так она недели три, а то и четыре горит. Пойдёшь косить, косою травы не отвернёшь; погонишь пасти лошадей, за травой и не увидишь их; загонишь волов в траву, только рога мреют. Выпадет ли снег, настанет ли зима, никакой нужды нет: хоть какой будет снег, а травы надолго не закроет. Пустишь себе коней, коров, овец, то они так пустопаш и пасутся, только около отар и ходили чабанцы; а как загонишь овец в траву, то они меж ней точно муравьи, – только вечером и увидишь; зато уже тогда около них работы – [колючки] выбирать, которые поналезут им в волну [в шерсть]! А что уж меж той травой да разными ягодами, то и говорить нечего: вот это было – как выйдешь в степь да как разгорнишь [разведёшь] траву, то так и бери руками клубнику… Вот какие травы были! А пчелы той, а мёду? Мёд и в пасеках, мёд и в зимовниках, мёд и в [жилищах] – так и стоит в липовых кадках: сколько хочешь, столько и бери, – больше всего от диких пчёл; дикая пчела везде сидит: и на камышах, и на вербах; где буркун [гречиха дикая], в буркуне, где трава, в траве; за ней и прохода не было: вырубают, бывало, дупла, где она сидит. А леса того? Бузины, … вербы, дуба, груш – множество. Груш, как понападает с веток, так хоть бери грабли…: так и лежат на солнце, пока не попекутся. Сады, когда цветут, то как будто сукном покрываются; так патока с них и течёт. А толщина деревьев? Вербы – так, ей-богу, десять аршин в обхвате… Земля свежее была, … снега лежали большие, и воду пускали великую, оттого и дерево росло хорошо. А зверей, а птиц? Волки, лисицы, барсуки, дикие козы, … виднихи [выдры] – так один за другим и бегут, так и пластают по степи… Были и дикие свиньи, такие жирные да здоровые; они больше по плавням шныряли. Вот это как увидишь в плавне какую-нибудь свинью, то скорее бросайся на дерево, а то – хрю-хрю, чмак-чмак! да до тебя, да так рылом и прёт! Выставит морду вперёд, да и слушает, не идёт ли кто; как увидит человека, сейчас же до него… Свалит с ног, тогда и давай рвать… Были и дикие лошади; они ходили целыми табунами – косяка по три, по четыре, так и ходят… А что уж птицы было, так Боже великий! Уток, лебедей, дроф, хохотвы [стрепетов], диких гусей, диких голубей, лелек [белых аистов], журавлей, тетёрок, куропаток – так хо-хо-хо! Да все плодющие такие! Одна куропатка выводила штук двадцать пять птенцов в месяц, а журавли как понаведут детей, то только ходят да крюкают… И какая ж сила той птицы была? Как поднимется с земли, солнце застелет, а как сядет на дерево, веток не видно – один ком висит, а как спустится на землю, то земля, точно пол в хате, так и зачернеет. Лебеди, бывало, как заведутся биться между собой, то поднимут такой крик, что батько выскочит из [жилища] да давай стрелять из ружья, чтоб поразгонять их, а они как подхватятся вверх, то только порось-порось-порось!.. Теперь нет и того множества рыбы, что была когда-то. Вот эта рыба, что теперь ловят, так и за рыбу тогда не считалась. Тогда все чечуги [стерляди], пестрюги [севрюги], коропы [сазаны] да осетры за все отвечали; в одну тоню [за один раз] её столько вытаскивали, что на весь курень хватало… Тогда и урожаи лучше были – хоть и сеяли немного, а родило достаточно: как четыре мешка посеет, так триста копен нажнёт, – нужно было одних жнецов восемь человек, чтобы снять всё то до Покрова» [2].

          Что касается растений, которые использовались на Поднепровье при приготовлении различных блюд, то в дополнение к сказанному в Главе 41 можно указать кизил и барбарис, шалфей, водяные орехи [рогульник плавающий], щавель и крапиву [2], а также рогоз. Петрушка на Поднепровье появилась в конце 17 века.

          Павел Алеппский упоминал, что в саду архимандрита Печерского монастыря в Киеве «есть абрикосовые деревья и много шелковичных. Говорят, что прежний митрополит … разводил [тутового шелкопряда], и получался отличный шёлк. Есть множество ореховых деревьев и ещё более виноградных лоз; вино из них тёмно-красное; его развозят из этого монастыря по всем церквям земли казаков» [5].

          «Входят в сад дверью в виде высокой арки с куполом. С боков она вся состоит из решётки, сплетённой из тонких ветвей изнутри и снаружи, и имеет один локоть в толщину. Внутри неё какое-то растение с зелёными ветками и многочисленными шипами, похожее на жёлтый жасмин или ветви жасмина Хамы; поднимаясь из земли, оно проникает в это удивительное произведение и наполняет решётку. Всякую веточку, как только она выступит наружу из решётки, обрезают ножницами. Из того же растения сделаны изгороди питомников этого сада. Растение приносит плоды. Мы их ели: они похожи на незрелый виноград, зелены и сладки. Его называют «икрист» [крыжовник]» [5]. 

          И далее. «Дома в этом городе [Киеве] … высоки и построены из брёвен, выстроганных изнутри [дома] и снаружи. При каждом доме … имеется большой сад, где есть все плодовые деревья, какие у них растут: бессчётное множество больших тутовых деревьев привозных… с белыми и красными листьями, но их ягодами пренебрегают… Среди своих превосходных огуречных гряд они сеют очень много крокуса [11], руты [12] и гвоздики разных цветов» [5].

         Высушенные рыльца цветков крокуса используются как широко известная пряность (шафран) [11]. 

          Рута используется как приправа со вкусом, напоминающим чеснок или лук, добавляется в уксус [12]. Кстати, уксус на Поднепровье использовался достаточно широко.

          Интересно замечание Павла Алеппского по поводу гетмана Богдана Хмельницкого: казаки «применили к нему это прозвище «Хмель» по имени растения, которое у них произрастает; оно похоже на фасоль цветами и листьями, но вьётся по деревьям подобно [лиане]. Этот [хмель] они сеют по всей этой стране в своих огородах и садах, где оно вьётся по длинным жердям, которые ставят для этих целей. Его плоды собирают после увядания цветов, которые испещрены зелёными пятнами, и кладут их в кипящую жидкость, которую они обращают в спиртовой напиток [пиво], именно (кладут) в отвар овса (семени похожего на пшеницу), из коего выгоняется крепкий спирт» [5].

         И далее. «В этой земле [у] казаков [на столе] нет вина, но взамен его пьют отвар ячменя [пиво], очень приятный на вкус. Мы пили его вместо вина: что же было делать? Но этот ячменный отвар прохладителен для желудка, особенно в летнее время. Что касается мёда, который также варят, то он опьяняет. Варится ещё водка…; она дешева и в большом изобилии» [5].

          Так что хмельное пиво [13], меды и водка всегда были на столе у казаков.

          Продолжим. «Купцы привозят сюда [в Киев; напомню, что речь идёт о 1654 годе] оливковое масло, миндаль, оливки, [рис, изюм], смоквы [инжир, фиги], табак, красный сафьян, шафран, пряности, персидские материи и хлопчатобумажные ткани в большом количестве из турецких земель на расстояние 40 дней пути. Но всё это очень дорого [это к вопросу о доступности для большинства казаков]. Женщины продают на красивых базарах и в отличных лавках всё необходимое из материй, соболей и пр.; они нарядно одеты, заняты своим делом, и никто не бросает на них нахальных взглядов» [5].

          Теперь поговорим о блюдах на казацком столе, о повседневной еде большинства казаков Войска Запорожского городового в середине 17 века.

          Первым делом все источники указывают на саламату как самую простейшую и первейшую еду.

          САЛАМАТА или САЛАМАХА («саломата», «соломата», «саламать», «саламат», «соломат», «саломаха», «соломаха») – мучная каша или густой мучной кисель из прожаренной муки, заваренной кипятком; иногда с добавлением сала или масла [14]. Мука обычно ржаная, реже гречневая, пшеничная или овсяная.

          У Дмитрия Ивановича Яворницкого в «Истории запорожских казаков» находим, что «на стол обычно ставили соломаху, или саломат, то есть, густо сваренную на воде ржаную муку» [2; 15].

         О широком употреблении саломахи казаками есть свидетельства и других писателей и историков [15]: в книгах второй половины 18 века Иоганна Готлиба (Ивана Ивановича) Георги [16], в летописи Григория Грабянки [17; 18], в работе Апполона Александровича Скальковского [19], позже у Николая Фёдоровича Сумцова [20]. Мучная пища «соломаха» («саламах», «саламата») была широко распространена на Поднепровье до начала 20 века [21].

          Большинство источников ничего не говорят о том, что саламата и густой кисель, приготовленный как первое (или второе), а не сладкое третье блюдо, – это одно и то же [22].

          «Самым обыкновенным блюдом [у казаков] была саламаха – [прожаренная] ржаная мука, сваренная в воде и заправленная маслом», – можно прочесть в книге 1929 года [23].

          Вот ещё один способ приготовления из книги 1860 года. «Соломаха. Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды в горшке, посолить её, запустить тесто в воду во время кипения; ещё вскипятить, помешивая, и положить масла постного или коровьего» [24].

          Итак, из прожаренной предварительно муки (обычно ржаной) готовили жидкое тесто, которое вливали в горшок или котёл в подсоленную кипящую воду. Доводили до кипения, помешивая. По готовности подавали, сдобрив, если было, имеющимся маслом (постным или скоромным). Соломаха готова.

          Заедали её хлебом или сухарями. Самостоятельным блюдом она могла быть только в пост или в походе. Обычно подавалась вместе с другими блюдами казацкого стола.

          Другими широко распространёнными первыми блюдами казацкого стола были такие похлёбки как ТЕТЕРЯ (или РЯБКО) и БРАТКО.

          Д. И. Яворницкий в «Истории запорожских казаков» писал, что «тетеря – [это] не очень густо сваренная на квасе ржаная мука или [точнее не или, а и] пшено» [2].

          Василий Фёдорович Зуев о еде запорожских казаков говорит, что они употребляли тетерю и братко; ТЕТЕРЕЙ называли пшённую кашу, в которую во время кипения добавляли кислое ржаное тесто; БРАТКО – также пшённая каша с пшеничным или каким-то другим [, например, гречишным] пресным тестом вместо кислого ржаного [9; 10].

          Иногда тетерю называют тюрей. Это не так. Тюря не варилась. ТЮРЯ – это холодное хлебное первое блюдо из кусочков хлеба, сухарей или корок, покрошенных в воду, квас, простоквашу (кислое молоко) или молоко, как правило, сдобренное небольшим количеством постного (растительного) масла и соли. Это – хлебная окрошка, иногда с луком [25]. Тюрю казаки тоже ели.

          ТЕТЕРЯ или РЯБКО – поднепровское блюдо, которое готовилось из пшена и заправлялось жидким ржаным тестом. Готовая тетеря имела серо-жёлтый цвет (отсюда и название). Постную тетерю иногда заправляли хреном с чесноком. Скоромную тетерю могли сдобрить толчёным салом с луком и чесноком. Впоследствии, тетерю могли заправлять поджаркой («зажаркой») из лука на растительном масле, но в середине 17 века, да ещё в походных условиях, вряд ли. Это блюдо на Поднепровье было распространено до начала 20 века [26; 26а].

          Гийом Левассёр де Боплан в 30-х – первой половине 40-х годов 17 века писал следующее о ТЕТЕРЕ как о походной еде казаков: «В крепко привязанной бочке длиною в 10 футов и 4 фута в диаметре казаки хранят сухари, которые достают через отверстие. Они имеют также бочонок варёного пшена и бочонок с разведённым на воде тестом, которое, смешивая с пшеном, [варят и] едят всё вместе, чем они очень дорожат. Это [кушанье] служит им одновременно и пищей, и питьём, оно имеет кисловатый вкус и называется [тетерей]», которую де Боплан ошибочно назвал саламахой [27; 28; 29; 30].

          Густую тетерю ели вместе с ухой (юшкой) или салом. Могли запивать её молоком или обычной водой [10].

          Если тетерю варили не на квасе, а на рыбной юшке (ухе), получалась ЩЕРБА, свидетельствовал Д. И. Яворницкий [2].

          Отвлечёмся ненадолго от описания блюд и посмотрим на казацкие застолья середины 17 века.

        «А в корчме уже за широким столом сидели казаки и ждали Богдана. На столе стояли фляжки [глиняные сосуды] и кухли, лежало два больших ржаных хлеба, несколько паляниц, вяленый верезуб [вырезуб], чабак [лещ] и куски сала, а на огромной сковороде шкварчали на мягкой сочной капусте целые кольца колбас», – писал Михаил Петрович Старицкий в романе «Богдан Хмельницкий» [31; 32].

          КУХЛИ – это небольшие глиняные или дубовые бочонки для хранения вина и его подачи на стол. Кухликами назывались кружки.

          ПАЛЯНИЦА («ПАЛЯНИЦЯ») – поднепровский хлеб из пшеничной муки, по виду – приплюснутый, округлый, с запечённым надрезом на корке сверху [33].

          Далее следует описание пиршества после Пилявецкой битвы.

          «Отправились чинно и стройно полки в лагерь и разместились на земле за параллельно простеленными полосами скатертей, рушников и полотен, уставленных мисками с кулишом [кулешом], борщом, саламахой, полумисками с колбасами и салом и досками с наваленным на них варёным и жареным мясом; груды чёрного хлеба, паляниц … лежали везде между снедями… Стояли бочки с открытыми верхними днищами, наполненные оковитой [водкой], и возле каждой из них находился вооружённый ковшом виночерпий. Всякий подходил к нему по очереди и, получив полный михайлик [ковш с крючкообразной ручкой на 6 – 10 стопок или ковшик на 3 – 5 стопок], снимал шапку, говорил товарищам: «Будьте здоровы!» и выпивал его залпом; на это приветствие сидевшие и стоявшие отвечали дружно: «Дай Боже». Конечно, по прошествии некоторого времени этот стройный порядок стал нарушаться, так как и блюстители теряли способность его поддерживать, да и виночерпии не могли уже дальше попадать в бочку ковшами» [32].
         
          «Для генеральной старшины были накрыты под гетманской палаткой белоснежными скатертями столы; они блистали серебряною и золотою посудой, наполненной более утончёнными панскими снедями, и гнулись под тяжестью жбанов и сулей, искрившихся золотистым венгерским вином и тёмным отливом старого мёду; посреди этих изысканных панских напитков первое и главное место занимала и здесь домашняя бешеная горилка» [32].

          Еда была казацкая богатая.
          «– Вот … грибки, вот огурчики, вот капуста, вот и лапша шляхетская..., а вот тарань, … словно пух, а жирная, так и просвечивается, как янтарь…
          – А вот и рыбка, тащите её сюда, хлопцы! – крикнул Богдан двум казачкАм, державшим на блюде огромного осетра.
          – Важная рыбка, … такого осетра вытащили хлопцы, что, говорят, ещё покойного короля знавал... ушёл от панов, а казакам в руки попал» [32].
          «За рыбой подали великолепные борщи с сушёными карасями, а к ним разные каши; за борщами следовали пироги: были здесь и пироги с грибами, и с капустой, и с рисом, и с гречневой кашкой, и с осетриной. За пирогами потянулись товченики из щуки, потравки [тушёное мясо, шляхетское блюдо], коропа [сазаны] с подливою, бигосы из вьюнов, за ними вареники с капустой, за варениками дымящиеся галушечки, распространившие [дивный] запах грибов, и кваша» [32].

         Пояснения по названиям блюд приведу чуть позже. Упомянутые пироги пусть будут «на совести» Михаила Петровича Старицкого. Скорее всего, их на столе не было. Это всё-таки не поднепровская еда.

          Поскольку был упомянут гетман Богдан Хмельницкий, приведу описание впечатлений о первой встрече с ним архидьякона Павла Алеппского в Богуславе в 1654 году. Напомню, что речь идёт о путешествии его отца Антиохийского патриарха Макария Третьего в Москву в 1654 – 1656 годах [6].

          «Что касается гетмана Хмеля, то он со своими полками стоял вне этого города. Ему послали известие о нашем прибытии. В среду поздним утром пришла весть, что гетман едет приветствовать нашего владыку патриарха. Мы вышли встретить его из нашего жилища, подле которого пролегает путь в крепость, где для гетмана было приготовлено помещение. Он подъехал от городских ворот с большой свитой, среди которой никто не мог бы его узнать: все были в красивой одежде и с дорогим оружием, а он был одет в простое короткое платье и носил малоценное оружие. Увидев нашего патриарха издали, он сошёл с коня, что сделали и другие, бывшие с ним, подошёл к нему, поклонился и дважды поцеловал край его одеяния, приложился ко кресту и облобызал его правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его в голову… Господь по правосудию осыпал его дарами и наделил счастьем в мере, недостижимой царям. Он тотчас взял под руку нашего владыку патриарха и пошёл с ним шаг за шагом, пока не ввёл его внутрь крепости… Они сели за стол и вместе с ними полковники… Он много разговаривал с ним [патриархом] о разных предметах, и всё, о чём просил его наш патриарх, он покорно исполнил» [5].

          «Потом мы поднесли ему подарки на блюдах, покрытых, по их обычаю, платками; они суть: кусок камня с кровию Господа нашего Иисуса Христа со святой Голгофы, сосуд со святым миром, коробка мускусного мыла, надушенное мыло, мыло алеппское, коробка леденцов, ладан, финики, абрикосы, ковёр большой и [ковёр] ценный малый, рис, сосуд с кофейными бобами, то есть, с кофе, так как он любитель его…» [5].

          «Этот Хмель – муж преклонных лет, но в изобилии наделён дарами счастия: бесхитростный, спокойный, молчаливый, не отстраняющийся от людей; всеми делами занимается лично; умерен в еде, питье и одежде… Как нам передавали, во франкских землях сочиняли в похвалу ему поэмы и оды на его походы, войны с врагами веры и завоевания. Пусть его наружность невзрачна, но с ним Бог, а это великая вещь» [5].

          «Если, случалось, кто-нибудь подходил к нему с жалобой во время стола или обращался к нему с речью, то он говорил обыкновенно потихоньку, чтобы никто не слыхал, таков всегдашний их обычай. Что касается того, как он сидел за столом, то он сел ниже, а нашего владыку патриарха посадил на первом месте…, не так как господари Валахии и Молдавии…» [5].

          «Затем подали к столу миски с водкой, которую пили ложками (ковшиками) ещё горячей. Гетману поставили высший сорт водки в серебряном кубке. Он сначала предлагал пить нашему владыке патриарху, а потом сам пил и угощал каждого из нас, так как мы стояли перед ним. Затем были поданы на стол расписные глиняные блюда с солёной рыбой в варёном виде и с иным в малом количестве. Не было ни серебряных блюд и кубков, ни серебряных ложек, ни иного подобного, хотя у каждого из слуг его есть по несколько сундуков, наполненных блюдами, чашами, ложками и сокровищами ляхов из золота и серебра. Но они всем этим пренебрегают, находясь в походе [как это было в Богуславе]; когда же бывают дома, на родине, тогда иное дело» [5].

          «Перед закатом солнца гетман простился с нашим владыкой патриархом, проводив его за крепостные ворота, и сел в свой экипаж, запряжённый в одну только лошадь. Не было царских карет, украшенных драгоценными тканями и заложенных большим числом отличных лошадей, хотя у гетмана таких тысячи. Он тотчас уехал под проливным дождём, направляясь к своему войску. На нём был белый дождевой плащ» [5].

          Рассказ о еде-питье Войска Запорожского продолжим в Главе 43.

ИСТОЧНИКИ:

1. МИХАЛОН ЛИТВИН. О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН. ПУБЛИКАЦИЯ 1890 Г. ТЕКСТ [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.vostlit.info/ Texts/rus/Litvin_2/frametext.htm [Текст воспроизведён по изданию: Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Вып. I (XVI ст.). Киев. 1890].

2. [Яворницкий, Дмитрий Иванович (1855-1940)]. История запорожских казаков [Текст]: [в 3 т.] / Дмитрий Яворницкий. – Москва : Центрполиграф, 2017. Т. 1: Быт запорожской общины. – 2017. – 494 с.; Эварницкий История запорожских казаков. Том 1.pdf [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://vk.com/doc 52898025_439355237?hash=a6d177a4ee3481ebd9

3. Обыкновенный фазан [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обыкновенный_фазан

4. Цесарка [Электронный ресурс Интернет].  Вікіпедія. URL: https://uk.wikipedia.org/ wiki/Цесарка

5. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским: (По рукописи Моск. гл. арх. М-ва иностр. дел). Вып. 1 – 5 / Пер. с араб. и предисл. Г. Муркоса. От Днестра до Москвы [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: =0&theme=white [1654 – 1656].

6. Павел Алеппский [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Павел_Алеппский

7. [Д. Н. Нанкинов, Болгарский орнитологический центр, Институт зоологии Болгарской академии наук. Русский орнитологический журнал, 2010. Том 19. Экспресс-выпуск 617] Когда индейка Meleagris gallopavo появилась в Европе? [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kogda-indeyka-meleagris-gallopavo -poyavilas-v-evrope/viewer

8. Indyk domowy [Электронный ресурс Интернет]. Wikipedia, wolna encyklopedia.  URL: https://pl.wikipedia.org/ wiki/Indyk_domowy

9. Зуев, Василий Фёдорович [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Зуев,_Василий_Фёдорович

10. [Василий Зуев. Заметки «О бывших промыслах запорожских казаков» (Месяцеслов, СПб., 1786, с. 7 – 10)].
В. ЗУЕВ О БЫВШИХ ПРОМЫСЛАХ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ И НАИПАЧЕ РЫБНОМ [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.cossackdom.com/ articles/z/zuev_promisel.htm

11. Шафран [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Шафран

12. Рута [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Рута

13. Хмель обыкновенный [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Хмель_обыкновенный

14. Саламата [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Саламата

15. Еда запорожских казаков в различных литературных и научных источниках (составитель статьи Волкова Е. Ф.) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://bizslovo.org/content/ [Пятниця, 12 грудня 2008, 03:42]

16. Георги, Иоганн Готлиб [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Георги,_Иоганн_Готлиб

17. Летопись Григория Грабянки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Летопись_Григория_Грабянки

18. Летопись гадячского полковника Григория Грабянки / Перевод Р. Г. Иванченко – Киев : Общество «Знания» Украины, 1992. – 192 с.; Летопись Григория Грабянки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Летопись_Григория_Грабянки

19. [Скальковский, Аполлон Александрович (1808-1898)]. История Новой Сечи, или последнего Коша Запорожского: Сост. из подлинных документов Запорожск. сечевого архива А. Скальковским... – 2-е изд., испр. и значит. умноженное. Ч. 1 – 3. – Одесса : Гор. тип., 1846. - 3 т.

20. Сумцов, Николай Фёдорович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.8b6a8135-62384ce4-1bf3897d-74722d776562/https/ ru.wikipedia.org/wiki/ Сумцов,_Николай_Фёдорович

21. Артюх Л. Ф. Українська народна кулінарія. Історико-етнографічне дослідження. – К. : Наукова думка, 1977. – C. 41 – 42.

22. Кисель [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Кисель

23. [Переиздание книги Франко О. Ф. 1-я украинская загальнопрактична кухня, 1929 г.]. Франко, Ольга. Практическая кухня: [Кулинар. рецепты] / Ольга Франко; [Лит. обраб. и вступ. ст. О. П. Сенатович]. – Львов : Камэняр, 1990. – 237 с.

24. Маркевич Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян / Извлеч. из нынеш. нар. быта и сост. Николаем Маркевичем. – Киев : И. Давиденко, 1860. – 174 с.

25. Тюря [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тюря

26. Тетеря (блюдо) [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тетеря_(блюдо)

26а. Лемишка да щерба – казацкая еда [Электронный ресурс Интернет].  URL: https://kp.ua/zp/199929 -lemyshka-da-scherba-kazatskaia-eda

27. Левассёр де Боплан, Гийом [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Левассёр_де_Боплан,_Гийом

28.  В. Г. Ляскоронский. Гильом Левассер де Боплан и его историко-географические труды относительно Южной России: 1. Описание Украины [от пределов Московии до границ Трансильвании. Пер. со 2-го франц. изд. 1660 г.] … – К.: Тип. И. И. Чоколова, 1901. – 37 с.   

29. Гийом Левассер де Боплан. Описание Украины, или областей Королевства Польского, лежащих между пределами Московии и Трансильвании, с присовокуплением известий о нравах, обычаях и военном искусстве украинцев. – СПб. : Тип. Карла Крайя, 1832. – 216 с.

30. БОПЛАН, ГИЙОМ ЛЕВАССЕР ДЕ – ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ НЕСКОЛЬКИХ ПРОВИНЦИЙ КОРОЛЕВСТВА ПОЛЬСКОГО, ПРОСТИРАЮЩИХСЯ от пределов Московии до границ Трансильвании, А ТАКЖЕ ИХ ОБЫЧАЕВ, образа жизни и ведения войны Сир де БОПЛАН В РУАНЕ у Жака Каллуэ, при Короле. DrevLit.Ru – библиотека древних рукописей [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://drevlit.ru/texts/b/b_boplan2.php

31. Старицкий, Михаил Петрович [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Старицкий,_Михаил_Петрович

32. Старицкий М. П. Богдан Хмельницкий. Ист. трилогия. – Киев : Молодь, 1963. – 3 т. Т. 1. Перед бурей. – 708 с. Т. 2. Буря. – 607 с. Т. 3. У пристани. – 644 с.

33. Паляница (хлеб) [Электронный ресурс Интернет].  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Паляница_(хлеб)


Рецензии
Очень богатая земля! И так жаль, что её губят сами люди. Хотя... чего ждать, драка за кусок всегда им была присуща. Особенно власти желающим.
Монументальный у вас труд!
С уважением.

Вера Гераниева   19.10.2022 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова об "Истории Поднепровья...".
Про "власти желающих" верно подмечено.
С уважением,
Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   19.10.2022 12:52   Заявить о нарушении