Аух или по следам скифов в Дагестане

               

Одним из доказательств, пребывание скифов  на  Восточном  Кавказе  может  служить   ныне  хорошо известное всем в связи с чеченцами-аккинцами  название  Аух, которым  раньше обозначалась историческая область между Сулаком и Тереком  на  территории  современных Новолакского, Хасавюртовского, Бабаюртовского  и  частично  Казбековского  районов.

Есть  основания  полагать, что  современные  северо-кавказские  народы, несмотря  на  многочисленные  попытки  дать  этимологическое объяснения, к возникновению данного  названия  не  имеют  отношения. Чеченцы, проживающие  здесь, себя  аухами  никогда  не  называли, а именовали  аккинцами, как  и  то, что область  своего  расселения  называли Аренан-Акки, а  не  Аух. Надо  отметить, что этой  традиции в целом  они придерживаются  до сих  пор. И поэтому  название - Аух  в  отнешении  к  ним  следует  считать  экзотопонимом, то  есть  таким, который  возник  не  в  аккинской, а  в  какой-то  другой  языковой  среде.

По данному  поводу  чеченский историк  и  этнограф У.Лаудаев  писал, что  «Ауховцы  называются  аккий; название  это  они  получили  от  того, что, живя  прежде  в  Аргунском  округе, составляли  тейп  из  аккинской  фамилии. Скудные  земли, принадлежащие  этому  тейпу, заставилли  половину  этой  фамилии  переселиться  в  Аух, где  кумыки  и  русские  их  называли  ауховцами; сами  же  они  для  себя, как  и  для чеченцев  удерживали  название  первобытной  фамилии Аккий, то  есть  выходцев  из Акки».  И  далее: «Аух  называли  и  называют  аккинцев-чеченцев  кумыки. Название  восхолдит  к  наименованию  одного  из  гуннских  племен  Северного  Кавказа  аугар-авгар  (V1в.)».

Правда У.Лаудаев  не  объясняет, почему  и  на  каком  основании  общеизвестные  ираноязычные  племена  аугар/авгар  он вдруг  переделывает  в  одного  из  гуннских  племен, когда хорошо  известно, что упомянутые  агуры  севернее  Дербента  жили  еще  задолго  до  гуннов?

Мы  отвергаем  вышеприведенный  подход  и  считаем, что  название  Аух  связан  с  названием  скифского  рода  Авхаты (в  греческом  произношении  от  ахв), ведущий  свое  происхождение  от Липоксая. Выдающийся  советский  археолог  и  историк М.И.Артомонов  считал, что  авхаты — это  самоназвание  скифов-пахарей. Плиний (1V, 50)  среди  народов, населяющих  земли  за  Яксаратом, называет  эвхатов и котиеров, безусловно, тождественных  авхатам  и  катиарам  Геродота  (Геродот 1V 6; М.И.Артомонов. Вопросы  истории  скифов  в  советской  науке // ВДИ. 1947. №3.с.76).

Грантовский Э.А  предположил, что  паралаты, авхаты  и  траспии представляли  собой  не  этнические, а  сословно-кастовые  группы  скифского  общества. Паралаты суть  воины  и  цари, авхаты — жрецы, катиры  и траспии — земледельцы  и  скотоводы.
 
Французский филолог Ж.Дюмезиль установил, что символика  перечисленных  в  скифской  легенде  священных  предметов  отражает  традиционное  для  индоиранских  народов  трехчастное  социальное  членение, причем  плуг  с  ярмом  являются  символом  общинников (земледельцев  и  скотоводов), секира — военной  аристократии, а  чаша — жречества. Ж.Дюмезиль  в  отличие  от  Грантовского  считал, что  авхаты это  воины, а  паралаты  это  жрецы-цари.

В.И.Абаев  предложил  для авхатов  этимологию vahu-ta — хорошие, благие. Э.А. Грантовский  допускает  связь  авхатов с  Авхом — персонажем  поэмы  писателя 1  в.н.э. Валерия Флакка  «Аргонавтика». (Д.С.Раевский. Мир  скифской  культуры. М.: 2006, с. 39; Грантовский Э.А. Индо-иранские  касты у  скифов // XX МКВ. Доклады  делегации  СССР. М., 1960; В.Флакк «Аргонавтика» (отрывки) // ВДИ. 1949. №2. с.340-351. В  связи  с  вышеизложенным смотрите (в интернете) и  нашу статью  «Структура  древнедагестанского  общества  по  данным  языков», в  которой  рассматриваются идентичность  структур  праввосточнокавказских и  древнеиранских социумов. 

Авх — персонаж поэмы  римского  поэта 1 в.н.э. Валерия  Флакка «Argonauticon libri». «...Авх (Auchus), пришедший  с  единодушными  тысячами, выставляет  напоказ  киммерийские  богатства; у  него  издавна  белые  волосы, прирожденный  знак, пожилой  возраст  уже  выставляет  простор  на  голове; обвили  виски  тройным  узлом, он  спускает  со  священной  головы  две  повязки». Д.С.Раевский  утверждает, что  в  своей  поэме Флакк  использовал  имена, сюжеты  и  мотивы, взятые  из  скифской  легенды, восходящей  к  независимому  от  Герадота  несохранившемуся  источнику. Э.А.Грантовский  показал, что  Ахв  соответствует  родоначальнику  авхатов Липоксаю  из  легенды, записанной  Геродотом.

Отсюда  становиться  очевидным, что этимологические  корни  топонима  Аух (в  современном произношении), минуя все, уходят далеко в глубь веков к  загадочным  скифам. Остается лишь добавить, что дагестанские народы  во главе с кази-кумухскими шамхалами вплоть до позднего средневековья отстаивали свое  историческое право  на, включая Аух, прикаспийские территории.


Гаджи Алхасов


Рецензии