Записи о Кельбаджаре

      ПРЕДИСЛОВИЕ               
               
                Мудрость приходит с годами,считается на Кавказе.Мне скоро 60 лет,надеюсь и ко мне она,мудрость,тоже подкрадывается потихонечку...
  Мои размышления и записи будут на самые разные аспекты жизни:от печали разлуки,радости встреч,горести войны до темы улучшения породы знаменитых карабахских скакунов.
  О жизни в Кельбаджарских горах,очень сложной и одновременно прекрасной,о стране моей,земле моей-о моем Азербайджане.При одной мысли об этом настроение поднимается выше гор,хоть картины пиши с натуры.Хочется тут же бежать в Кельбаджар,чтобы снова обнять эти скалы,ведь Кельбаджар-это моя душа,Кельбаджар-это я сам.
  Слушая азербайджанские песни,меня наполняет любовь к родному Кельбаджару,кельбаджарские красавицы-лучики солнца и достояние Азербайджана.Я-азербайджанец и горжусь этим.Азербайжанцы,мы на одной земле,мы-одна семья.
  Всё это омрачала Карабахская война,беспредельно жестокие преступления армян в отношении мирного населения Кельбаджара.
  Надеюсь,в моих записях мне удастся сохранить свой,свободный от зла и обид,взгляд на события.
  Как и что сделать,чтобы подобные трагедии действительно больше нигде и никогда не повторились?
  По предложению некоторых моих родственников и знакомых я длительное время записывал рассказы о жизни в Азерайджане,и ,соответственно,о Карабахской войне тоже.
  Повествования включает упоминания Карабахского региона Азербайджана от доисторических времён до наших дней .Это очень важно для понимания сложившейся к 1990-м годам ситуации ,приведшей к войне.
  Ознакомившись с записями,легко увидеть тюркское происхождение и топонимику найденных древних раритетов и вообще ареала исследований тех времен.
  Как говорили раньше,легко управлять теми,кто не знает своей истории.Немало моих рассказов ,конечно,о моем родном Кельбаджаре.Изучая старые подшивки,тонны материала и информации,я стараюсь по возможности сохранить хладнокровие и здравомыслие,даже при описаниях жестокости происшедших событий.
 
  Я очень рад лишь одному:наконец-то мир и спокойствие пришли на нашу измученную землю,дети больше не вздрагивают от внезапных пулеметных очередей и артиллерийских канонад.
  Постоянно мучает вопрос:ПОЧЕМУ? ИСтория во всем разберется и со временем правильно расставит акценты.
  Выражаю соболезнования всем родным и близким погибших на войне воинов-шехидов.Вечная им память на земле,божья милость и милосердие на небесах.
  Мне нравится,когда в мировых СМИ все больше пишут и сообщают об Азербайджане-географии,культуре,быте,музыке,кино,характере и обычаях народа,Но не надо бы это делать с оглядкой на соседей...
  Азербайджан всегда был многонациональной республикой,его народ добр и гостеприимен.Если кто-то думает ,что это не так,то Аллах им судья.А время покажет,кто чего стОит.Человек уязвим,его можно поранить,даже убить недобрым словом.Поэтому лучше людям беречь друг друга.
   Никогда захваченные земли не возвращались словом и пером,Азербайджану это удалось ,только еще больше вооружаясь.Только набрав силы,можно попытаться применить слова и перо,и когда это не приводит к успеху,можно и силу применить.Азербайджан так и сделал и победил.
   А насчет бывших оккупантов,наших соседей,думаю,что им нельзя было привыкать использовать чужое,им не принадлежащее,как бы это у них в генах,лучше бы попытаться создать себе репутацию умного народа другим путём.
  Каковы наши соседи мы знаем веками,пролитая кровь наших предков не даст нам ничего забывать,особенно когда трагедия  повторилась резней в Ходжавенде. Уймитесь,я говорю им,никто не хочет воевать и погибать.Лучше жить с соседями в мире и сотрудничестве,доброжелательно.
  Азербайджан открыт для всех добрых и порядочных людей.Приезжайте с друзьями,семьями,и получите удовольствие от общения с местными жителями,наслаждайдесь неповторимой азербайджанской кухней.Азербайджанское гостеприимство известно в мире,наш народ ценит и уважает своих гостей и в обиду не даст...
  На Земле нет плохих стран,плохих народов.Ну найдутся несколько десятков или сотен отщепенцев,те- не народ...
  Бог создал Землю и разные народы не для того,чтобы они воевали между собой.Вояки-захватчики,считающие себя вечными,имеющими сто жизней за счёт побеждённых,глубоко ошибаются.И это доказал Азербайджан .И еще докажет,если понадобится.

     КЕЛЬБАДЖАРСКАЯ ЛИРИКА.

Свой Кельбаджар я вижу во сне,в мыслях я в Кельбаджаре...
  Где находятся самые красивые горы? Конечно,в Кельбаджаре!
И предлагаю вас отправиться туда,чтобы вдоволь любоваться на отвесные скалы,крутые обрывы,горные пики и бездонные пропасти.Насладиться переменчивой горной породой и разноплановой природой,подняться на очередной перевал и окинуть взором окрестности,которых никогда ни увидишь на равнине.
  Кельбаджар-это абсолютно особый мир.Его жители -отдельная каста,у них удивительно замечательный талант рассказчиков.
  Кельбаджар -это обояние и это богатство является частью национального характера.Люблю тебя,мой Кельбаджар,процветай всегда,мой родной край!
   Кельбаджар-регион невероятно богатый на природные и архитектурные шедевры.Здесь сохранилось наследие великих эпох,старинные крепости,а также впечатляющее количество природных красот.
  Вспоминая те жизненные мгновения моих детских лет в Кельбаджаре,слёзы так и наворачиваются на глаза...,слёзы счастья,любви,любви к таким местам и таким моментам.
  Кельбаджарцы держали огромные стада коров и овец.Меня не может не восхищать тот факт,что здесь люди активно занимались животноводством,да ещё в таком количестве.Я -ярый поклонник сельского хозяйства и мне всегда очень грустно,что в большинстве сел и деревеньужене встретишь прежних пастбищ.А кельбарджарцы-молодцы!!!Фантастично!
 Велика мощь и сила природы ,как прекрасно всё ею созданное когда-то.Не надо никаких врачей и прописанных ими процедур-вот что лечит от любой хандры ,от меланхолии,депрессии и дурного настроения...
  Спрятавшееся за массив солнышко ,словно бы охраняло свою вотчину,высвечивая небо и засвечивая тучу.Пробивая путь в скалах,горы создали множество уступов и с диким рёвом ударяют свои хрустальные слёзы в реку Тертер и лишь там их струи объединяются вместе,питая собой маленькую речку.Конечно,осенью водопады не так многоводны,как весной,но тем не менее грохот от стремительного падения водных струй стоит такой,что не слышно собеседника...
  С трудом отлепившись от водной идиллии,все медленно разглядываешься вдаль .Именно там видны укутанные туманом облака,закрывшие собою всё и вся.Лишь звук с грохотом падающей где-то рядом невидимой воды нарушает тишину.Если вы думаете,что видели в своей жизни достаточно водопадов и нечем вас удивить,-вы поймёте,что глубоко заблуждаетесь.
  Представьте себе : ровное горное плато неожиданно обрывается и с вершины ущелья вниз с грохотом падает только что бывшая спокойной наверху река.Особенно фантастически красиво в лучах солнечного света,когда отражаясь в брызгах воды образуются многочисленные радуги...Лучше всего наблюдать за водопадом на закате...
  Могу описать свои общие ощущения от увиденных Кельбаджарских мест ,которые хорошо поймут лишь опытные,много повидавшие в жизни путешественники.
  Бывают места,которые тебе нравятся,а бывают и такиеместа,где кровь стынет в жилах,сначала приятный холодок охватывает твою грудь,медленно спускается вниз,к ногам,потом резко в груди возникает распирающее чувство,и уже тепло расходится по всему  телу ,комок подкатывается к горлу,затрудняется дыхание и выступают слёзы...
  Вот горный Кельбаджар именной такой ,это то место ради эмоций от которого бросаешь дела и мчишься в горы.Конечно,здесь есть снежные вершины,но здесь в основном горы зачастую укрыты ледяными шапками,с покрытыми лесами склонами ,как будто были отданы миллионы лет назад разным творцам- архитекторам,создавшим из них свои шедевры.Мне даже кажется,что Кельбаджарские горы более податливые и мягкие,и ветер с потопами горных ручьёв и рек творит над ними самые невероятные вещи.Они изрезаны глубокими трещинами и живописными ущельями с множеством каньонов.То горы предстают перед глазами в виде взбитого пирожного Безе,или кучевого облака,то видишь в них слоистый торт ,то результат работы огромной фрезы в руках опытнейшего станочника,оставившего как зеркало ,ровный срез.Не успеваешь перевести дыхание,вдруг оказываешься погруженным со всех сторон в тёплые охристо-белые терракотовые краски осенней листвы диких груш и яблок.
  В лучах вечерного солнца моё село Агятаг выглядит во всей красе.Дыхание перехватывает от увиденного,и я с чувством огромного уважения к его много вековой истории и судьбам его жителей,стараясь не причинить каменистым тропинка ни малейшей боли неловкими движениями уставших ног,поплёлся по улочкам,пытаясь заглянуть в каждое окно или приоткрытую дверь...
  Когда-то в Кельбаджаре кипела жизнь,бегали по извилистым улочкам детишки,была школа,магазины,больница.На территории находили артефакты различных религий.
  Но после изгнания оккупантами в 1993 году последних жителей Кельбаджар одиноко обнимает вершину горы,скучая по прожитому времени...
  Мой сказочный Кельбаджар,я жил с тобой 20 счастливых лет,Уверен ,что ты на меня не в обиде,я обязательно когда-нибудь вернусь к тебе...
 
      
      ПРОСЛАВЛЯЮ КЕЛЬБАДЖАР....

  Я вырос в Агятаге,окружённом потрясающе красивыми горами.А по ночам было слышно ,как шумит речка.
  Мой отец говорил,что мы живём в раю.Теперь,через годы и расстояния,я могу сказать,что это действительно было так..
  Представьте,каково это просыпаться каждый день посреди такой прелести,вдыхать чистейший горный воздух,никуда не торопиться,не гоняться за деньгами,славой,роскошью.Довольствоваться тем,что дает матушка-природа и быть с ней на одной волне.
  У некоторых есть выбор: перебраться к цивилизации или остаться здесь.И они этот выбор сделали.Поняв всё это,сожаление и непонимание проходят.Остается лищь уважение,гордость и даже капелька зависти,ведь они каждый день видят такие красоты природы ,ради которых остальные люди преодолевают границы и сотни и тысячи километров пути.И это прекрасно.
   Моя страсть ,помимо путешествий по Азербайджану,это-фотография.Из каждой своей поездки я привожу уникальные кадры,которые передают жизнь в моменте: "здесь и сейчас".
   Как-то раз,давным-давно я разглядел ,как живут люди в глубинке Азербайджана.Сейчас хочу поделиться впечатлениями.
   Представьте,лето,горы,я взбираюсь повыше,чтобы подышать ещё более свежим воздухом,побыть в ещё большей тишине.Передо мной раскинулось небольшое село в несколько домов,из труб валит дым,а запах горячего хлеба разносится по округе.Это прямо как в русской песне:" Снега России,снега России,где хлебами пахнет дым,Зачем ты,память,больна снегами,больна снегами русских зим."
Я,словно под гипнозом,иду на аромат и подхожу к одному из жилищ,не раздумывая над тем,как воспримут неожиданный визит хозяева дома.На пороге меня встречают муж с женой,а следом высыпает детвора.Детишки стеснительно прячутся за спинами родителей,пока супруги вежливо,с улыбкой предлагают зайти в дом.Я прохожу мимо ухоженного огорода,обращая внимание на его аккуратность.Входя в дом,я обнаруживаю,что в жилище всё просто и уютно,по-домашнему.Старшие дети помогают маме по хозяйству,накрывают на стол.Супруги рассказывают про свой незамысловатый быт.По тому,как они разговаривают,как смотрят друг на друга ,понимаю,что эти люди живут семьёй и ценят то простое ,что у них есть.Жизнь в горах нелегкая,проходит в заботах с утра до поздней ночи.До ближайших посёлков несколько километров,добраться можно или пешком,или на лошади.
   Местный пастух рассказывал,что иногда покупает макароны и сахар в магазине,спускаясь раз в неделю в поселок.Остальные продукты ему дает земля и скот.Несмотря на почтённый возраст ,силы и желания трудиться у него ещё есть.
   Я прошёл тот путь,по которому спускаются и поднимаются местные жители.Поскольку я родился и жил в горах,для меня это было привычно и просто единичным развлечением - прогулкой,а для них- регулярная необходимость.Дойдя до главной улицы посёлка,я попал в эпицентр праздника.Шёл третий день празднования Курбан Байрама .Традиционно в этот период приносят в жертву барашка.Я решил заглянуть в один-единственный в округе магазин,куда и спускаются жители высокогорья.С виду он показался покинутым,однако магазинчик работал...
  Вот такая интересная прогулка по глубинке Азербайджана у меня получилась.

         КЕЛЬБАДЖАРСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО.

  Пожалуй,это очень банально,но нельзя не сказать: в Кельбаджаре люди не избалованы гостями извне и ведут себя с ними так,как со своими самыми близкими людьми.Зайти "на чай" -это для кельбаджарцев лишь повод ,чтобы женщины за время чаепития успели приготовить обед или ужин(в зависимости от времени суток) и накормить гостя. Можно придти в любой деревенский дом.Вообще людей в горных деревнях живёт не так уж много,но тем дороже для них каждый гость,тем чаще придётся услышать фразу: "Заходите в гости,сейчас чай попьём!" Проверено на себе,отказываться не стОит,потому что уж очень интересные истории можно услышать от хозяев домов,хранящих и передающих эти истории из поколения в поколение.Пожалуй,именно здесь жили лучшие зодчие тех времён,ведь как иначе можно было построить здания так,что и сейчас найдутся сотни уцелевших теперь уже памятников старины.
  Когда едешь по горному Кельбаджарскому перевалу ,временами думаешь,что ты где-то на Марсе.Ведь не могут же быть на Земле такие невероятные ,по-настоящему космические пейзажи.Горы,водопады,леса и поляны-всё в наличии,и всё просто невероятно.Но тут лучше один раз увидеть,чем 100 раз прочитать.Живя в своих больших городах,мы не очень представляем,что жизнь может быть совсем другой.
  Например,в Кельбаджаре настолько сильны традиции,что до сих пор все важные решения принимают старейшины(аксакалы),к ним прислушиваются как простые жители,так и чиновники всех рангов.
  Здесь существует культура ТЕЙПов,которая сформировалась сотни лет назад и продолжает действовать сейчас.Кельбаджарский тейп-это такая группа людей,предки которых жили в одном месте,носили одну фамилию.Люди и сейчас продолжают держаться вместе,восстанавливают свою родословню,чтут все традиции.Практически каждый кельбаджарец может рассказать всю историю своего тейпа глубиной в несколько сотен лет.Это очень интересно и увлекательно,такого больше нигде ,кроме Азербайджана,не встретищь.
  И я надеюсь,что именно в Кельбаджар люди будут ездить и восхищаться им,как и раньше ,при советской власти.
  Природа Келбаджара очаровывает,и я опять же надеюсь,что после восстановления всего разрушенного оккупантами, вновь будут тысячи желающих насладиться его пейзажами,отдыхать и лечиться горным целебным воздухом."ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЕЛЬБАДЖАР!" будет гласить вывеска у вьезда в район на всех понятных людям языках планеты...
   
       ВОСПЕВАЯ ВЫСОКОГОРЬЕ КЕЛЬБАДЖАРА...

  Когда эти дикие склоны заселили люди ,не знает никто.Здесь изготавливали сукно,ковры,паласы,сыр,масло итд.То есть Кельбаджар был крупным ремесленным центром .Интересно,что крупный базар находился прямо в центре Кельбаджара.Сегодня,глядя вниз,на долину,в это очень сложно поверить ,но это факт.
  Когда разойдутся облака ,открываются нереальные,сказочные виды: вот ты стоишь в густом тумане,дуновение ветра,и перед тобой-обрыв,а впереди -скала.Между вами добрая сотня метров,но ты поднимаешь голову,чтобы увидеть вершину.Представляете: стоите вы внизу,поднимаете голову вверх,а там-скала в километр высотой.Круто!.Невозможно не пережить это ощущение.Среди горных массивов Кельбаджара МУРОВДАГ является визитной карточкой здешних мест.Вы можете застать все эти прелести при меньшей облачности,не спеша,сквозь облака,с полным багажом впечатлений,эмоций,знаний и историй.И это вызовет давно забытый детский восторг.И вы почувствуете себя беспечнее,счастливее...
 Агятагские луга,гоы и я!Вот чего хотелось мне долгое время..
          ГОРНЫЕ ПРОХОДЫ КЕЛБАДЖАРА

   Горные проходы ,открывающие доступ в Келбаджар,к сожалению,не были укреплены со стороны Армении ,в них не было поставлено необходимых гарнизонов.Армянские войска прошли эти проходы ,не встретив сопротивления и подступили к Кельбаджару...
    Яркое солнце освещало покрытую снегом вершину.Снег лежал и в ущельях и на скалах вокруг горы,на которой стояла когда-то неприступная крепость Кельбаджар.22 марта 1993 года в ней отмечали Навруз Байрам .Раздавались веселые ашугские песни,звучал саз.Густые дремучие леса покрывали в то время горы.Солнечный луч не проникал сквозь чащу,и в лесу царил вечный мрак.Глубокая тишина нарушилась,лишь слышны выстрелы.
  Дополняют пейзаж горные реки и ручьи.Картина прекрасна в любое время года.И даже зимой,когда в лесу трещит мороз .А солнце поздно встаёт над деревьями.Дети из Агятага с радостью бегут в школу на растояние от 4 до 8 километоров...Агятаг накрылся снегом-нежные снежинки окутали ветки деревьев.Снег придает особое очарование зимнему пейзажу...
   

 


 

 
 
   


Рецензии