C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Фонетика для малышей. Сказка 7

При использовании обязательна гиперссылка.

Сказка 7. Появление букв

Уснул Мизантропный Немотан, на долгих сто лет потерял свою силу. А пока он видел злые сны, свернувшись калачиком на камне-столетнике, звуки успели построить дом, развести чудесный сад.
Но вот истекло заговорённое время. Открыл глаза Немотан, поднялся с волшебного камня и в тот же миг камень ожил. Ты ведь помнишь, мой дорогой друг, этот камень исполнял желания один раз в сто лет. Забулькали красные пузырьки, заворчал, захрипел столетник. Немотан даже растерялся. Подошёл поближе, дотронулся до бурлящей поверхности, а она нагрелась как сковорода на плите. Обжёгся Мизантропный Немотан и заплакал, дуя на руку.

- Что плачешь? – прошипел камень.
- Обжёгся. Горячий ты.
- Пройдёт. Просить будешь или сто лет подождёшь?
- Буду, конечно. Прошлая наша пакость не удалась. Спал целых сто лет.
- Сам виноват. Рано радовался, почему пещеру не охранял?
- Так что делать-то? Как исправить оплошность?
Звуки, которые рассказывали мне эту историю, в этом месте замолчали.
- Ну же, что ответил камень?
- А вот это мы не знаем. В этом месте в нашей истории пропуск.
- Неужели так и не смогли выяснить?
- Мы, конечно, догадываемся, но история - не место для фантазий. Мы расскажем тебе о том, что знаем наверняка.
Немотан  готовил очередную злодейскую выходку, а звуки и не думали об опасности. Лишь только ласковое солнышко золотило утренними лучами крышу большого дома, заглядывая в отмытые окошки, они весело поднимались со своих кроваток, приветствуя новый день, наполненный хлопотами, играми, музыкой. Весело вылетали из комнат, отправляясь в волшебный лес. Что? Я не сказала тебе, что звуки умеют летать? Разумеется, умеют. И очень быстро. А иначе как бы они успевали быть повсюду?
Но в тот день многие из звуков проснулись грустными. Им не пелось, не игралось, но самое страшное, они не могли больше летать! К обеду тяжесть почувствовали и остальные. Они лежали на своих кроватках, не в силах даже шевелиться. И только гласные собрались на репетицию.
- Как-то я сегодня не в голосе, - сокрушалась А.
- Может нам отправиться к высокой горе за помощью к эху? – предложил Э.
Гласные выбрались из дома и пошли к горе, что охраняла волшебный лес с северной стороны. Шли они долго, постоянно останавливаясь на отдых.
- Устал, устал, - хныкал У.
- Остановитесь, остановитесь, - умолял О.
До горы гласные звуки добрались без сил, а когда поднялись на вершину, где на небольшой площадке у них было устроено что-то вроде сцены, совсем утомились.  Упали в тень небольшого уступа и задремали. Поэтому не сразу заметили, как ручеек, бьющий у подножия горы, превратился в полноводную реку, стекая в волшебный лес. Не слышат гласные, спят. Вот уже и река разливается большим озером, затапливая тропки и кустики. А гласные спят! А вода всё прибывает, прячет верхушки деревьев. Не озеро, а целое море. И гора, на которой спали гласные, небольшим островком обернулась.

Вода уже к самому дому, где жили звуки, подступила. Первым заметил бедствие маленький Й.  Он стучался во все комнаты и испуганно кричал:
- Й – Й – Й!
Звуки выбежали во двор, а от двора осталась лишь маленькая полоска. И волшебного леса больше не было. Вместо него – огромное море.
- Беда, беда, - запричитал Б.
- Гласные, гласные, они отправились на гору к эху, - беспокоился Г.
- Летим, скорее к ним, - подбадривал Л.
И согласные попробовали взлететь, но у них ничего не вышло.
А в это время просыпались гласные.
- О, какой прекрасный сон, - О решил, что отдыхает на море.
- Эх, неприятность. Как мы здесь оказались? – Э подумал, что их перенесла какая-то сила в незнакомое место.
- Утонул, лес утонул, - наконец догадался У.
Что тут началось! Гласные кричали, плакали, но их никто не слышал. Попытались взлететь, но и им не удалось. Немотан уговорил волшебный камень лишить звуки этой способности.
А в это время согласные думали о том, как перебраться к гласным. Громко кричать они не умели, да и сомневались в том, что их услышат. Плавать то, а взлететь больше не могли.
Маленький Й подошёл к самой кромке воды. Он не хотел, чтобы его слёзы видели приятели.
- Й – Й – Й, - закапали солёные капельки в воду.
И тут он увидел своё отражение. Ты же помнишь, мой друг, что звуки невидимы. Поэтому Й первый раз видел себя. Й себе понравился, особенно кокетливая шляпка.

- Смотрите, смотрите, я вижу себя в воде! Какая у меня шляпка!
- Где? Где шляпка? Это какой-то столб без фонаря.
А ты, мой друг, догадался, что увидел звук Г?
- Какой столб, это какой-то важный господин с животом! – Б с интересом разглядывал себя, - бука какой-то.
- Не бука, а буКВА. Оказывается, я похож на лягушонка, - огорчился М.
- Вот и хорошо, вот и славно. Теперь наши отражения мы будем называть буквами! – Воскликнул В. И все согласились.

Маленькая сказка-игра
Звуки ещё долго любовались своим  отражением. Даже ненадолго забыли о гласных.
- Давайте дадим нашим буквам имена, - предложил Д.
Идея всем понравилась.
Некоторые звуки решили называться совсем просто:
Б – Бэ
В – Вэ
Г – Гэ
Д – Дэ
Ж – Жэ
З – Зэ
П – Пэ
Т – Тэ
Ц – Цэ
Ч – Чэ
- Как просто, - сказал К, - посмотрите на мою позу, я выгляжу как артист: нога откинута, рука поднята. Прошу называть мою букву «Ка».
- Да, хочется чего-то основательного, - заявил Н, - «ЭН» звучит гордо.
- Тогда и мою букву пусть называют «ЭМ», - сказал М.
- А мою «ЭР»!
- Мне нравится «ЭС».
- «ЭФ». Только «ЭФ».
- А мне больше нравится «Ша», - сказал задумчивый Ш
- Тогда и мою называйте «Ща», - поддержал его друг.
- «Ха», только «Ха», будто мне всегда смешно.
- А я не хочу, чтобы мою букву называли так, как остальные. Только посмотрите, какая она красавица, вся такая утончённая. Пусть будет «ЭЛЬ».
Только маленький Й не мог определиться.
- Почему ты молчишь? – Спросили его звуки.
- Я так хочу подрасти. И очень хочу, чтобы в имени моей буквы звучал звук, который помог мне родиться.
- Тогда назови букву «ИЙ»!

Запомнил, мой дорогой друг?
А теперь давай поиграем. Назови буквы звуков: Б. В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
Нарисуй буквы.

Продолжение следует.


Рецензии
Онтогенез, в том числе и фонетический, есть краткое повторение филогенеза.

Елена, Вы прекрасно проиллюстрировали этот вечный закон отражения эволюции языка в развитии ребенка.

С уважением,

Евгений Садков   26.03.2022 17:47     Заявить о нарушении
Евгений, я просто попыталась понятийные "дыры" нашего образования заштопать. Детей как-то странно стали учить, игнорируя смыслы.

Елена Гвозденко   26.03.2022 18:00   Заявить о нарушении
Одно время я пытался связать естественнонаучный школьный цикл с романами Жюля Верна.

Обломился, но надежды не теряю.

Евгений Садков   26.03.2022 18:06   Заявить о нарушении
А почему не получилось?
А я вот иногда по-маниловски, в духе "беседки для уединенных размышлений", думаю о серии обучающих игр, как компьютерных, так и квестов. И мечтаю о театрализованных уроках, эта мечта пореальнее...

Елена Гвозденко   26.03.2022 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.