Трагедия Овод, д. 3, сцена 5

Трагедия по роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сентября 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомннка автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ПЯТАЯ

Италия, Флоренция. На квартире доктора Риккардо
проходит собрание литературного комитета, в ходе
которого обсуждается вопрос о помощи крестьянам
Тосканы, чтобы избежать голода. Артур подходит
к окну, около которого сидит Джемма, и садится
на подоконник, прислонившись к косяку.

Грассини

Нет, господа. Умеренность нужна.
Давить нам на правительство не надо.
Конечно, помощь для крестьян важна.
Но требовать немедленно? – Навряд ли.
Хотя б обследовать текущий урожай.
И это был бы шаг в борьбе с бедою.

Галли

Ну, это вы хватили через край!
Так вымрут все с политикой такою.

Саккони

А интересно было б знать, как вы…

Голоса

Не слышно! Говорите громче всё же.

Галли

Окно закрыто? Шум такой, увы,
Что сам себя не слышу и всех тоже.

Джемма
(оглядываясь)

Окно закрыто. Это цирк бродячий.

Из-за сцены раздаются крики, смех, топот,
звон колокольчиков, звуки духового оркестра
и трескотня барабана.

Риккардо

Ну, что ж, на святках так всегда бывает.
Так что, Саккони, говорите вы?

Саккони

Что в Пизе и Ливорно? – Кто-то знает?
Риварес там провёл недавно дни.

Риварес, погружённый в созерцание бродячих
артистов за окном, не отзывается.

Джемма

Синьор Риварес!..

Риварес поворачивается к ней, и она видит его
застывшее лицо. Постепенно он приходит в себя.

Риварес
(тихо)

Да, бродячий цирк.

Джемма поднимается, загораживая Ривареса
от посторонних взглядов, и распахивает окно.

Риккардо
(подходя к окну)

Синьора Болла, что там происходит?

Джемма

Да ничего. Веселья шумный пик.

Риварес
(Джемме)

Благодарю вас, Болла. Легче вроде…

Мартини
(Риваресу)

Саккони задал вам вопрос.

Риварес

Какое в Пизе настроенье?..
Не выяснял. Не довелось. –
Я отдыхал там. К сожаленью,
Не проводил я там опрос.

Риварес
(подойдя к Джемме)

Я провожу вас, если можно:
Я в ту же сторону, что вы.

Джемма

Ну, если так, тогда возможно.

Риккардо
(Риваресу)

Зайдёте вечером?

Риварес
(весело улыбаясь)

Увы.
Я в цирк сегодня собираюсь.

Риварес и Джемма уходят.

Рикардо

Что за чудак! Откуда страсть
Идти к шутам? Не понимаю.

Мартини

Он сам, как балаганный шут,
Играл комедию нам тут.

Фабрицци
(серьёзным тоном)

Когда бы шут. Здесь всё серьёзней
И всё опасней во стократ. –
Уж три поездки. И возможно
В местах опасных был наш фат.

Мартини

Как это вы определили?

Фабрицци

Он в дни восстаний исчезал.
И в Пизе не был. Вы забыли,
Как он умело нам соврал? –
В горах он был. Контрабандисты,
Известно всем, – его друзья. –
Не балаганные артисты.
Вот так, друзья, считаю я.

Риккардо

И чем же он для нас опасен?

Фабрицци

Авторитет наш подорвать
Он может тем, что будет схвачен,
Как террорист.

Риккардо

И что?.. Порвать
С ним отношения нам надо?

Фабрицци

Нет, это крайность. Продолжать
Работу с ним мы будем, дабы
Он нам помог, и будем рады
Литературу отправлять
Через него мы в Область Папы.
Но все секреты доверять
Ему нельзя: как бы ухабы
Не навредили нам в пути.
Тут надо тонко подойти.


Рецензии