Встреча выпускников 1937 года

 (письмо)
02 июня 1979 года.

 
              Здравствуй ,милая Валечка и все твое семейство!

 Вот и наступило долгожданное лето. Дома ли ты или на даче со своей малышкой ,дышишь воздухом, да сад- огород в порядок приводишь? Спасибо тебе за фото нашего выпуска, у меня нет такого. Напишу про всех наших, про кого знаю. Но, сперва ответ на твой вопрос, про Нину Гулецкую, подругу твою. Я же с ней тоже дружила, до пятого класса. Валя, она погибла. Она была лётчицей, и её сбили в 43.Она во втором ряду на твоей фотографии. Я её такой и помню. Светловолосая, красивая девочка. Глаза васильковые. Выдержанная такая, только глаза все время смеются. Такая красивая была, я ей завидовала тогда.
Ох, Валя…Но, все по порядку. Вот и позади наш традиционный сбор, а сколько волнений у меня было. Написала уйму писем и искала через адресный стол, ну как я и тебя нашла. Многие же разъехались, это я из Красноярска ни ногой. Пришли одиннадцать человек из сорока пяти. Женя Байстрюков не смог. Он же каждую весну в госпитале, когда осколки начинают шевелиться, его кладут. А Цилька Розенберг не пришла, потому что зубов нету.(некрасиво) Да Вальтер не пришел, хотя я ему и на работу писала. Они ответили ,нелюдимый он стал и не общается ни с кем. Я не удивляюсь, после лагерей то. Хорошо ,хоть выжил и реабилитировали его. Сёма Бараховский приехал в первый раз! Он кандидат фил. наук. Зав. кафедрой. Левой руки нет. Потерял в боях под Москвой. Валечка, было замечательно. Любовь Дмитриевна открыла встречу. Она старенькая, старенькая. Вспомнила школу и сказала, не важно, кто кем стал. Важно, что все стали настоящими людьми! Потом почтили минутой молчания память всех кто не вернулся с Войны, а в это время Гриша Мейрович играл на пианино мелодию “Журавли”.У меня глаза текли. Потом спели Школьный Вальс. Тонька Волкова дирижировала. Потом написали обращения к ученикам нашей школы от выпускников 1937-41 и вручили завучу. Затем смотрели все фото, кто какие принес и выясняли кто про кого что знает. Ростик Смирнов нас сфотографировал для газеты своей. ДА! Фиса Воеводина взяла твой адрес! Напишет! Потом банкет был и как дети поиграли в наши школьные игры, мигалки, третий лишний. Ой, так хохотали! Илюшка Томашевский опять обижался,когда проигрывал. Понастоящему! Как в школе. Потом к мемориалу пошли, у нас много цветов было, возложили. Потом на Енисей, потом к Ире Ломако, там вина выпили и долго пили чай с вареньем, конфетами и тортами. Так наша чудесная встреча и закончилась. Следующая в 1980.Приезжай, Валюшка, приезжай! Хорошо будет! А теперь Валя про всех одноклассников, про кого знаю.
Ульянка наша,ну Максимова. Медсестрой в детдоме была. Деток эвакуировали в тыл на машинах, а фашист  на штурмовике на бреющем полете из пулеметов по ним.Там и детки погибли и Ульянка наша.
Катя Бекишева,училась в сельхоз институте, погибла в 41.Окопы они рыли студенты. Их фашистские танки обошли и подавили всех.
Царьков Сергей помнишь маленький такой,смешной, в круглых очечках.В 44 погиб,гансы в контратаку пошли под Волосово. Ленинград.Он приказ отдал: "Стоять насмерть."И погиб в бою. Солдаты его потом рассказали,кто выжил.В газете статья была.У меня есть.
Андрон Сабиров в составе резерва пехотной роты находился.В Карпатах их немцы окружили на высоте 712,а наши укрепились в старых окопах еще от Первой Мировой.Пятнадцать человек их было и один пулемёт.В общем, держались против сил противника намного их превосходящих.Чуть ли не батальон фашистов их окружил,а взять так и не смогли.Пока артилерию не подтянули.И Андрон погиб.
Антон Белоцветов, поэт наш.Такие стихи писал! Его даже с Есениным сравнивали,а я думаю он бы мог и лучше, еси б пожил . Погиб при форсировании Немана в 44.
 Михайлов Гриша, в институте учился в педогогическом, погиб в 41 в пехоте. Никитин Олег сгорел в танке в 43.
Лялька Шаевич(Бусик),помнишь её так прозвали) погибла в 42,связная в партизанском отряде, повесили её фашисты.
Виталий Антонов, связист, самый красивый мальчик в школе был, погиб в германии после Победы. Там немцы прорывались,эсэсманы, нарвались на наших, наши их всех положили, а Виталька погиб.В Сталинграде выжил,а там погиб. Обидно.
Майоров Павел, погиб в первые дни войны, пограничник.
Дадонов Андрюша,артиллерист,старший лейтенант. Он в выздоравливающем батальоне был.Создалась угроза фронту от фашистского контрнаступления могли немцы фронт прорвать и бед наделать и они там,кто комсомольцы и коммунисты решение приняли вернуться в строй,хотя их в тыл хотели раненых-то.Вот он и погиб в 44.
Голда Шефтелевич, погибла освобождая Украину в 1943. 157 гвардейский стрелковый полк медсестра.
Олег Никитин, (он дружил с ней ),художественный институт,пианист.Служил на бывшем траулере,переделанным в сторожевой корабль,погиб в бою с тремя фашистскими эсминцами прикрывая вход в Кольский залив.
Валечка, я про других наших потом напишу, в следующем письме.
 29 человек погибло из 45 . Я расстраиваюсь очень, милая, когда пишу это. Сразу давление . Я ж больная вся. Приезжай к нам.
Ой, к вам же в Москву наш театр едет,драматический, ты сходи ,найди там Илюшку Чижевского, он наша гордость, такой актёр! Он после ранения говорил плохо, шесть раз поступал в театральный. Речь разработал и поступил. Теперь так играет!
Счастья тебе милая и здоровья и деткам и малышке внучке ! Твоя Тома.
Валечка, я тебе с Ильей конфет передам! Ха, вот какая я хитрая. Теперь, уверена, что найдешь его. Я же помню, как ты наши конфеты любишь, а в Москве таких нет.


Рецензии