Трагедия Овод, д. 3, сцена 6

Трагедия по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сент. 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомника автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Италия. Флоренция. Побывав в цирке, куда Риварес
пригласил Джемму, они идут по вечернему городу
вдоль набережной.

Риварес

Ну, как? Понравился вам цирк?

Джемма

Там грустно всё и неприятно.

Риварес

И что же неприятно?

Джемма

Пик
Там балаганный – столь ужасный! –
Несчастный клоун. – Сей урод
Невыносим был просто! Люди
Над ним смеялись! Весь народ
Так потешался! Ведь над телом
Нельзя смеяться. Как мы будем
Себя людьми считать? Ведь так
Мы совесть уничтожим в прах.

Риварес

Ах, вы обиделись за тело!
А как же бедная душа?
Душа живая? Нет вам дела
До её, бедной! Вся, дрожа,
Она, нагая, без одежды –
Чтоб спрятать эту наготу,
В неё плюют с трибун невежды.
Над ней смеются, в клочья рвут.
Дрожит от холода, стыда.
И этот бич – как прут железный
И раскалённый! Вот – беда!
Что тело! Тело – ерунда.
Она, всё время озираясь,
На камни смотрит – может быть,
Они укроют? К крысам зависть
Её терзает. – Тех укрыть
Нора ведь может, так спасая.
А кто спасёт её? Как быть?
К тому же, ведь душа немая –
Кричать не может. Как ей жить? –
Должна терпеть, изнемогая.
Да что там долго говорить!..
Я, впрочем, глупости мелю,
Когда об этом говорю.

Джемма
(про себя)

О, Боже мой! Подумать только!
Ведь я представить не могла,
Что цирк в душе его надолго
Вдруг отодвинул все дела.
Как эта вспышка озарила
Нежданно мир его души!
В словах такая боль и сила,
Что трудно рядом с ним идти.
Ну, что скажу я в утешенье?
Мне стыдно – этот балаган,
Как и для всех, лишь развлеченье,
А он там горе испытал.

Риварес
(вдруг посмотрев вызывающе)

Наговорил сейчас вам столько! –
Моя фантазия, слова…
Не принимайте к сердцу только.
Они – как листья и трава.
Я их сорвал – они истлеют,
И будет публика права.
Наверно, в цирк зашли мы зря…
Смотрите – как горит заря!


Рецензии