Трагедия Овод, д. 4, сцена 1

Трагедия по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сент. 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомника автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Италия. Флоренция. Джемма в своей комнате,
выдвинув ящик стола, рассматривает дорогие
для неё вещи.

Джемма

Вот первое письмо от Джиованни,
Цветы, как память жуткого конца,
Вот локон сына мёртвого на память
И лист с могилы милого отца.

Достаёт со дня ящика портрет Артура.

А вот портрет Артура: и всего-то
Ему здесь десять лет. И что за бес
что не в ком-то –
В Риваресе он заново воскрес?
Не может быть! Зачем такие муки?
Уйти в небытие гораздо лучше, чем
Познать тот ад и быть плотвой для щуки
Жестокой жизни, ненавистной всем.
Бродячий цирк!.. Смешить своим уродством!..
Избитым быть на радость пьяным псам!..
Топить в грязи такое благородство!..
Нет, этой жизни я его не дам!

В комнату заходит Риварес.

Риварес

Могу ли я войти?

Джемма

Ах, как вы напугали!

Риварес

Простите, я не помешал ли вам?

Джемма

Нет, нет, входите. Вы не помешали.
Дотронулась я к близким мне вещам.

Передаёт ему выцветший портрет Артура.

Что скажете мне о головке этой?

Риварес

Задачу трудную вы задали, скажу.
Одно мне ясно – ждут на этом свете
Его несчастья – их лишь нахожу
По линии губы, начертанной здесь снизу.
Таким натурам места в жизни нет:
Неправда и страданья клонят книзу,
Дельцов лишь балует, увы, наш грешный свет.

Джемма

Он вам кого-нибудь напоминает?

Риварес

На кардинала Монтанелли он похож.
Племянник, может. Всякое бывает…
Порой и бес в сердца подобных вхож.
Но ни к чему, пожалуй, этот тон:
Ваш Монтанелли ангелом порхает.
Скажете мне, кто здесь изображён?

Джемма

Друг детства моего.

Риварес

Так значит, это он?
И вы его убили.

Джемма

Ох, не знаю,
Убила ли? – Не знаю до сих пор.

Риварес

Не мало проводил людей в иной я мир,
Но если бы я знал, что по моей вине
В Америку бы Южную отбыл
Один хоть кто-то, я б забыл о сне,
Сошёл с ума и было б больно мне.

Джемма

Так думаете вы, меня б он не простил?
Смотрите, чем меня Господь вознаградил.

Откидывает прядь волос и показывает седую полосу.

Риварес
(после долгого молчания)

Пусть мёртвый остаётся мёртвым
И привидения уходят к чёрту.

Джемма

Жестока ваша мысль. Давайте о другом…
Ведь столько дел мне видится кругом!

Риварес

Вот именно. Я к вам пришёл просить
О помощи.

Джемма

Готова удружить.

Риварес

Но прежде я спросить хочу:
«Известно ль вам о подготовке
Восстания в Венеции?»

Джемма

Прошу
Не впутывать меня… Однако, ловко
Вы подошли: пообещала я…
В чём состоит, скажите, роль моя?

Риварес

Из Папской области немало молодёжи
В Венецию стремится…

Джемма

Ну и что же?

Риварес

Им надо перейти границу,
И мне друзья из Романьи
Шлют вести…

Джемма

Можно ль положиться?..

Риварес

Надёжны те друзья мои.

Джемма

Хоть и надёжны, но, однако,
Организаций тайных я
В работе избегаю: как то
Меня подставили «друзья».

Риварес

Кто вам сказал, что состою
В организации я тайной?

Джемма

Я догадалась, не таю.

Риварес

Надеюсь, что не достоянье
Догадка ваша для друзей?

Джемма

Нет, не знакомы они с ней.

Риварес

Быть может, скажете, в какой
Организации я тайной?

Джемма

Надеюсь, не «кинжальщик»?

Риварес

В той
Не состою. Я – в «Красных поясах».
Как видите, в другой. –
Народ там крепче духом и в делах.

Джемма

В каких делах? Надеюсь, не в убийствах?

Риварес

И в этом тоже. Очень быстро
Кинжал решает иногда
Проблемы, хоть и не всегда:
Нужна ещё и пропаганда.

Джемма

Кинжал для вас важнее, да?
Но ведь террор лишь озлобляет
Ещё полицию сильней,
Народ к террору приучает
И к жертвам наших бурных дней.

Риварес

А что ж, по-вашему, несёт
Нам революция? Конечно,
Несёт насилие. Вперёд
Движенья нет нам без него
Увы, насилие – извечный
Закон борьбы. Но ничего.
Народ не глупый, он поймёт,
Что он свободу обретёт
Такой ценой лишь бессердечной
И в бой решительно пойдёт.

Джемма

Но революция – момент
Всего лишь в жизни, бунт
на марше,
Цена движения, раз нет
Другого способа, и даже
Один лишь путь достичь побед.
Террор же обесценить жизнь
Своей жестокостью лишь может
И цели нашей не поможет.
Борьба с правительством –
лишь средство.
Не в этом главное.

Риварес

А в чём?

Джемма

А в том, чтоб в каждом сердце
с детства
Росла забота о другом –
Чтоб отношенья меж людьми
Другими стали в наши дни.
Нам отношенье к человеку
Всем надо в корне изменить:
От сердца к сердцу проложить
Заботы мост, как через реку.

Риварес
А я считаю – корень зла –
Религиозная отрава,
Фантазий яркая оправа:
Христос ли, Будда иль тотем –
Всего лишь выдумка.

Джемма

Зачем?

Риварес

Чтоб этим мифам поклоняться,
Душой в ногах у них валяться.
Не власть мишень лишь для террора:
Попы достойны приговора.

Джемма

Как вы пугаете меня! –
Твердите, словно Сатана
Или чертей рогатых свора!

Риварес

И я когда-то верил в Бога,
Но разуверился в итоге:
Одна лишь ночь, одна лишь ночь
Умчала веру мою прочь…
Закроем тему разговора…

Джемма

Так в чём я вам помочь должна?

Риварес

А вот в чём помощь мне нужна.
Как я уже сказал вначале,
Что добровольцы, бросив дали,
Хотят в Венецию прийти,
Поскольку с нами по пути.
Нам надо их вооружить,
Чтобы они могли включиться
В борьбу с австрийцами. Граница
Мешает ружья им вручить.
Придётся через Апеннины
Везти оружие в долины,
Поскольку папские порты
Открыты слишком и просты:
Поставки сразу обнаружат,
И мы останемся без ружей.
Я их из Англии доставить
Берусь в Тоскану, а затем
И в область Папскую отправить
Через границу. Но пред тем
Морским путём берусь в Ливорно
Доставить ружья я проворно,
Но у меня там связи нет
С контрабандистами. Секрет
Всех трудностей лишь только в этом.
Я к вам явился за ответом –
Смогли б вы в этом мне помочь?

Джемма

Обдумать надо. Я не прочь.
Пора домой вам – скоро ночь:
Уж скрылись отблески зари.
Ответ вам дам дня через три.

Риварес
(поднимаясь с кресла)

Да, да, вы правы. Мне пора:
Дорога ждёт меня с утра.


Рецензии