Трагедия Овод, д. 4, сцена 6

Трагедия по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сент. 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомника автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Возвращаясь от доктора, Риварес подошёл к собору
и вошёл в открытую боковую дверь. Пред ним
у подножия престола предстал стоящим на коленях
Монтанелли с обнажённой головой и молитвенно
сложенными руками. Риварес медленно подходит
к алтарю.

Монтанелли
(шёпотом, рыдая)

Мой бедный мальчик! О, мой мальчик!..

Риварес
(мысленно)

Как он страдает! Я не думал…
Ведь столько времени прошло!
Я думал – рана затянулась,
А кровь струится мне назло.
О, милый padre! Захотелось
Мне подойти и вам сказать:
«Я здесь – Артур ваш!» Но как сделать
Один лишь шаг и рядом встать? –
Не в силах я простить, что было:
Как бил матрос, плантаций ад,
Бродячий цирк!.. В душе нет силы
«Я вас простил», – ему сказать.
Хочу простить, стремлюсь, но знаю,
Что не смогу его простить,
И оттого изнемогаю
И трудно мне на свете жить.

Монтанелли встаёт, крестится и отходит от престола.
Риварес делает шаг в освещённое пространство.

Риварес

Padre!

Риварес снова отступает в тень. Монтанелли останавливается
у колонны и слушает, стоя неподвижно, с широко открытыми
от ужаса глазами. Затем покачнулся, пришёл в себя, и губы его
беззвучно дрогнули.

Монтанелли
(тихим шёпотом)

Артур, Артур… Вода так глубока…

Риварес делает шаг вперёд.

Риварес
Простите, ваше преосвященство,
Подумал я, что кто-нибудь
Другой, не вы, другой священник…

Монтанелли

А, это вы, паломник, тут?
Что нужно вам, мой друг? Скажите…

Риварес
(доставая маленький оловянный крестик)

Открыта дверь была, и я
Зашёл сюда, уж вы простите
Такого грешного меня,
Прошу вас – крестик освятите.

Монтанелли берёт у него крестик, входит
в алтарь и кладёт его на престол.

Монтанелли
(возвращая крестик)

Примите, сын мой, крестик ваш.
Ступайте в Рим и попросите
Благословения, пусть даст
Слуга Господень.

Риварес склоняет голову, принимая благословение,
и медленно направляется к выходу.

Монтанелли

Подождите!
Получите причастие Святое –
Прошу вас – помолитесь за того,
Кто в жизни испытал немало горя:
Десница Господа так мучает его!

Риварес

Услышит ли Господь мою молитву?
Я недостоин, чтоб ему послать.
Когда бы мог, как вы, к его престолу с чистой
Душою незапятнанной предстать,
Не страждущей от тайного позора…

Монтанелли резко отворачивается от него.

Риварес

Но мне, увы, такого не видать.
Разбитое лишь сердце я могу
Своё представить в Риме к алтарю.


Рецензии