Трагедия Овод, д. 5, сцена 2

Трагедия по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сент. 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомника автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

СЦЕНА ВТОРАЯ

В тот же вечер на квартире Мартини во Флоренции,
куда является Овод. На террасе они сидят втроём: он,
Джемма и Мартини.

Джемма

Не слишком ль поздно? Вам ведь надо
На месте до рассвета быть.

Овод

Достал я лошадь – то, что надо.
Вот деньги вам, чтобы отбыть:
На дилижансе доберётесь,
Немного, правда, потрясётесь,
И снова встретимся в горах.

Джемма уходит.

Мартини

Зачем вам в этом деле Джемма?
На что толкаете её?

Овод

Ответ вам нужен непременно?
Сама решила. За неё
Никто решать не стал бы.

Мартини

Всё же
Хоть объясните, что и как?
Меня дела её тревожат,
Не успокоюсь я никак.
Ещё один вопрос: скажите,
Её вы любите иль нет?

Овод не спеша стряхивает пепел и продолжает
молча курить.

Мартини

Так вы ответить не хотите?

Овод

Но я в ответ хочу узнать:
Зачем я должен отвечать?

Мартини

Да неужели вам неясно?

Овод

А, вот что! Ну тогда мне ясно.
Да, я люблю её. Но я
В любви не буду объясняться,
Поскольку скоро ждёт меня…

Мартини

Что ждёт?

Овод
(тихо, почти шёпотом)

Скажу вам прямо: смерть,
И ей альтернативы нет.

Мартини подходит к нему ближе.

Мартини

Что, что вас ждёт?..

Овод

То, что сказал.

Овод смотрит прямо перед собой остановившимся
взглядом, как будто он уже мёртв.

Прошу вас Джемму не тревожить:
Надежды нет, что буду цел.
Опасность всем грозит, но всё же
Я первым взят уж на прицел.
Её спасут контрабандисты –
Народ прекрасный, хоть и груб.
Петлю на шею уж нечистый
Надел мне, и ему я люб.
Границу перейду – тотчас
Петля затянется. Короче –
Поход последний в этот раз.

Мартини

Но вы ведь столько раз ходили…

Овод

Ходил, но есть предел всему.
Легенду помните, учили?
Двойник вдруг встретился…

Мартини

Кому?

Овод

Легенду эту каждый знает –
Её нам щедро немцы дарят:
Встречает человек один
Вдруг двойника и умирает.
Вот так и я уйду за ним:
В поездке прошлой встретил тоже
Я двойника. Всё. Вижу – пожил…

Мартини

Риварес, я в галиматью
Не верю эту – не терплю
Метафизическую муть.
Не в ней здесь дело. Вот в чём суть:
С таким настроем неизбежно
Вас ждёт плохой конец, конечно.
И вместо вас поеду я.
Письмо мне дайте в те края.

Овод

Взамен меня чтоб вас убили?

Мартини
Меня не знают – не убьют.

Овод

Мартини, в этой грустной были
Напрасен был бы там ваш труд.

Мартини

Но ради Джеммы… Ей труднее
Вас потерять – уверен я.
И вы как личность поважнее.
Ведь вы значительней меня.


Рецензии