Не пропусти свою весну!

Прозвенел на школьном дворе последний звонок. Не просто последний в этом учебном году, а последний в жизни Евгения.
Дальше выпускной.  В волнующей тишине школьного актового зала Евгений впервые почувствовал в руках запах собственного аттестата. И понеслись безумным аллюром кадры жизни, как в ускоренном просмотре: ЕГЭ, вступительные экзамены, собеседование с профильным предметом. Кульминация этого крайне непростого года, а может, даже и всех последних сознательных юношеских лет, – имя и фамилия Евгений Колесов в списке зачисленных!
- Поздравляю, дорогой внучек!
 Бабушка Любовь Ивановна заметно сдала за последний год. 
- Женечка! – Бабушка улыбается, больше никто его так не зовет, и это вдвойне приятно. - Я так рада, что ты наконец приехал!
Путешествие сюда - в свой детский мир, самый приятный этап передышки. Это маленький провинциальный городок, где родился и вырос папа Евгения, объезжен велосипедом от самой дальней улочки до старинного домика бабушки возле автостанции с небольшим садиком. Золотые вспышки неунывающего детства, которое еще были вчера, а сегодня вместо него уже аттестат в кармане и гордый статус студента.
- Женечка! Ты ведь, наверное, голоден? А я вот тут тебе молодой картошечки с укропом... варенички с вишнями... Садись покушать!
Евгений завтракал в автобусе бутербродами, но обижать бабушку не хотел.
- Садись, на папином месте, внучек!
Он самый маленький в большой семье: поздний, но очень желанный ребенок своих родителей.
После обеда Евгений вышел в садик, предварительно разыскав в сарае старенький, но еще крепкий гамак. Любовь Ивановна стояла в приоткрытой двери и смотрела на него. Вот как оно в жизни получилось – сын у нее единственный, а внуков трое и уже четверо правнуков! И что с того, что вдова, да и овдовела рано, в девятнадцать лет получила роковой конверт с фронта, когда ждала под сердцем сына? И что с того, что прожила нелегкую жизнь? Но, несмотря ни на что, чувствовала счастливой, мир и покой, наполнял ее до краев.
- Мама! Ну давайте Вы к нам переедете! Вы нас совсем не обремените!
– Слягу – перевезете уже тогда к себе!
А сама точно знала, что такого никогда не будет. Этот дом на две крошечные комнатки и кухню, к которой сквозь сени прилепилась веранда, сад вокруг него, небольшой погребок – этот весь мир придавал ей силу, даровал веру в себя и свою судьбу.
"Никуда не уеду отсюда. Зачем?"- улыбалась сама к себе Любовь Ивановна. Немного еще постояла на пороге и тихонько повернула в дом, отдохнуть немного после обеда, потому что и вправду сегодня все-таки притомилась.
А вечером засели Любовь Ивановна с внуком фотокарточки старые пересматривать. Бабушка, кроме старых альбомов, достала коробку от конфет "Вечерний Воронеж". Евгений и раньше видел ту коробку, знал, что там у бабушки давно не конфеты хранятся, а какие-то документы. Но какие именно? Бабушка торжественно и как-то официально надела очки и достала поблекший, а когда-то, видно, голубой конвертик, на котором кое-где проступили желтые пятна.
- Что это, ба?
- Это последнее письмо твоего дедушки.
- Деда Ивана?
– Так...
Евгений взглянул на бабушку, но лишь едва заметная улыбка застыла на ее устах. Грусть если и была, то уже давно миновала в светлой памяти.
В мае 1941-го поженились, а уже через месяц призвали на фронт, а в августе, пришла похоронка. Бабушка не выходила замуж во второй раз.
"Никто не брал!» – шутить она.
– Я хочу, чтобы ты прочитал его письма. Он был замечательным человеком.
Любовь Ивановна сама осторожно вытащила пожелтевший, свернутый вчетверо лист, передала Евгению, и тот вчитывался в незнакомый, со старомодными завитушками и крендельками, почерк:
"Дорогая моя Любовь!
Мне несказанно жаль, что покинул тебя в такой момент нашей жизни! Тот маленький комочек, который зародился в тебе и через семь месяцев родится на этот свет нашей доченькой или сыном – это настоящее чудо! С тех пор как получил твое письмо с этой весточкой – хожу счастливый! Я связал тебя обещанием, сам не зная, что такое вот горе начнется уже через месяц после нашей свадьбы... Война... Я хоть пожил чуть больше, уже что-то успел и увидеть. А ты? В твои восемнадцать лет...Я так волнуюсь за тебя, моя Любовь! И знаешь, я тут подумал... Одним словом, я решил написать и пару слов нашей будущему ребенку. Ты не думай ничего такого, пожалуйста! У меня есть предчувствие, что вернусь и обниму тебя! Так и будет! обещаю!
Итак, слова к нашему ребенку.
Сынок! (Извини, Любовь, я почему-то уверен, что у нас родится сын и очень прошу назвать его Сергеем.)
Дорогой мой мальчик! Если ты читаешь эти слова, то это значит, что случилось то самое, неотвратимое, и меня больше нет с вами... И вы с мамой одни в этом большом мире. Вам будет трудно. И маме будет непросто воспитывать тебя самой, и тебе расти без меня. Береги маму! Помогай ей во всех мужских делах! Будь мужественным, умелым, старательным! Будь настоящим мужчиной! И еще знаешь, сынок, дорогой мой мальчик! Не пропусти свою весну! Все делай вовремя, а задуманные мечты обязательно воплощай. Не пропусти свою весну!
Ваш муж и папа Иван."
Глаза бабушки светятся как-то особенно тепло и радостно:
- Ничего, Женечка. Тебе нечего стыдиться. То светлая слезинка дорогой памяти.
Она накрывает своими старыми сморщенными ладонями руки Евгения.
- Твой дедушка гордился бы тобой. Как и я горжусь тобой и вами всеми.

***
- Мам... это я!
- Что, дорогой? - мама отрывает глаза от монитора по видеосвязи.
- Я разбил планшет! Я! А не бабушка!
- Я знаю, дорогой! - У маминых глаз собираются морщинки, маленькие и незаметные, и совсем не хочется думать, что когда то... они станут такими же выразительными рельефами как на лице бабушки. - Твоя бабушка не умеет обманывать! Я сразу догадалась...
Этот день запомнится тебе навсегда - ты повзрослел (но не для себя стал взрослым). Защита, безопасность, мамины ладони на твоих плечах, бабушкины и папины крепкие объятия - это та скорлупа, которая должна была развалиться, раскрошиться на сотнях обломков, вот она уже тронулась с тебя, как весенний лед. Этот мир детства таков простой и понятный, но ты уже слишком велик, чтобы прятаться в его стенах. Пора брать ответственность на себя.
- Я сам расскажу все папе. – Ты забираешь искалеченный планшет со стола.
Все решения, поступки, мысли, ошибки и достижения, взлеты и падение, сокровенное, скрытое и, наоборот, доступное, публичное – все это теперь только твое. Только твое! Как и этот мир вокруг твой, и ты за него в ответе!
Возвращаешься в свою комнату, залезаешь обратно на кровать. Тебе печально и радостно одновременно! Засыпаешь, и в твой сон медленно является бабуля, ее лицо светится добротой. Твоя бабушка из Воронежа!


Рецензии