Константин Бадигин
Литературный этюд.
«Любите, девушки, простых романтиков, отважных лётчиков и моряков…» поёт В.Сюткин в популярной эстрадной песенке. Красиво. Но, наверно, непросто таких любить, ведь они, прежде всего, служат своему делу и с неотвратимостью улетают и уплывают из любящих рук. Для начала с лёгкостью покидают родительское гнездо, стремясь на стратегический простор жизни. Так было, например, с семнадцатилетним Костей Бадигиным (1910 -1984), сыном пензенского агронома. Отец надеялся, что сын пойдёт по его стопам, но тот не оправдал ожиданий отца и махнул из Пензы аж во Владивосток, где устроился матросом на пароход. Потом закончил мореходку. И вот – вымечтанное «по морям, по волнам»! Марсель, Гамбург, Сингапур, Роттердам!... В какие только порты и города мира ни прокладывал курс морской штурман Константин Бадигин. Однако сердце его покорил русский север. Он переводится в Архангельск, красивый край белых ночей и мужественных, самобытных людей – поморов. В предвоенной стране Советов отважные лётчики и моряки были настоящими героями. Их знали все! Они были кумирами и примерами для подражания! Вот и Константин Бадигин уходил в поход в составе команды легендарных теплоходов «Седов», «Садко» и «Малыгин» неизвестным моряком, а вернулся через три года после вошедшего в историю дрейфа в море Лаптевых через центральный арктический бассейн знаменитым капитаном, Героем Советского Союза. В честь капитана Бадигина была даже выпущена серия почтовых марок. Из этого прославленного похода он привёз и две первые рукописи будущих книг «Седовцы» и «Три зимовки во льдах Арктики».
Но проснувшуюся в суровых условиях дрейфа тягу к писательству пришлось отложить до лучших времён. Началась наша великая и страшная война с фашистами. Бадигин был назначен командиром Ледокольного отряда Беломорской флотилии. Затем храбрый полярник, переброшенный на знакомый ему Дальний восток, совершал изумляющие своей отвагой и смелостью рейды между советскими дальневосточными портами и портами союзных держав прямо под носом у Японии, воевавшей на стороне фашистской Германии. А потом была снова нелёгкая послевоенная служба – народ поднимал страну из руин. Каждый на том месте, куда его поставила судьба, которую определяет не только провидение, но и собственный характер и воля. Константина Бадигина она на тридцать лет поставила на капитанский мостик и сделала из него не только респектабельного капитана торгового флота, но и учёного-географа. В 1953 г. он закончил заочно аспирантуру при МГУ и защитил диссертацию на любимую тему своих многолетних изысканий – о северных русских мореходах. В этом же году была опубликована его первая историческая повесть о поморах, которая сделала его известным широкому кругу читателей «Путь на Грумант». В 43 года он стал молодым писателем. Совсем неплохо, имея такую биографию за спиной! С увлечением романтика и одержимостью архивиста разыскивал он в советских и зарубежных музеях, библиотеках, хранилищах рукописей, документов и редких изданий малоизученные и забытые материалы для новых захватывающих сюжетов своих исторических романов-хроник. Все они связаны с опасными морскими приключениями, морскими тайнами, шпионскими страстями вокруг историй с затонувшими кораблями и другими интригующими морскими сюжетами. Научные исследования учёного обогащали его художественные произведения. Благодаря этому сочетанию ему удалось сделать доступными для рядовых читателей многие страницы русской морской истории. Бывают же такие люди, которым всё удаётся, за что они ни берутся! И морской советский романтик Константин Бадигин тому пример.
Свидетельство о публикации №222032501417