Александра Бруштейн

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 10 ДО 90 ЛЕТ.

Литературное эссе

Последний культпоход с внуками в детский кукольный театр в очередной раз меня разочаровал. И это был мой предел. Я теперь берегу себя и своё подрастающее поколение от этого пылающего дурным вкусом очага культуры. С его суматошной, оправданной только тупостью сценических идей беготнёй по сцене, назойливым сюжетом, крикливой игрой актёров, построенной на постоянном педалировании нежной детской нервной системы. Да и моя, взрослая, была отчаянно вымотана этим «художественным» произведением.
И вспомнились мне детские спектакли прежних времён. Где веселье на сцене и в зале было не натянутым и крикливым, а настоящим. А бывало и такое, что театральные представления шли при полном аншлаге с не нарушаемой в зрительном зале тишиной, в которой можно было по-настоящему думать и чувствовать. А значит – растить свою душу. Ни смеха, ни аплодисментов. Только затаённое дыхание! Как на знаменитом «Голубом и розовом» по пьесе Александры Бруштейн (1884-1968) когда-то эта пьеса обошла сцены всех детских театров страны. Спектакль принимали с восторгом и искушённые зрители больших городов, и жители районных центров и маленьких посёлков, в которых нередко были народные театры, в которых с увлечением играли самодеятельные, талантливые  артисты. В основном, конечно, молодёжь. И эта замечательная пьеса также была в их репертуаре. Сегодня о ней помнят немногие. Как и об её авторе, написавшей шестьдесят пьес, одной из основоположниц советского детского театра.
Она прожила 84 года. И никогда не теряла детского интереса к жизни и творчеству. Будучи уже почти семидесятилетней, глухой и почти слепой, она начала писать прозу -- объёмную, в семьсот страниц трилогию «Дорога уходит в даль…» По сути это была её автобиография. В это время по своему облику и состоянию здоровья Александра Яковлевна смотрелась немощной старушкой. Да это так и было. Она была не в состоянии работать более двух часов в день над своей книгой. Но эти два часа трудилась с отменной настойчивостью! Книга очаровывает читателя чудесной атмосферой счастливого детства, радужной россыпью лёгких, но доскональных и очень интересных подробностей, обстоятельств и тонкостей жизни девочки по имени Саша.  Эта книга, вышедшая в начале шестидесятых годов, позволила писательнице на склоне лет насладиться признанием как читателей, так и литературных критиков. Когда её спрашивали, для кого она пишет,
А.Я.Брунштейн отвечала: «Прежде всего для самой себя. И для детей моего возраста: от 10 до 90 лет».    


Рецензии