Святой Людовик, Медичи, Караваджо

(Из цикла «Азбука Рима»)

    Невольно задаешься вопросом, как эти три звучных имени трех легендарных личностей сошлись в одной точке Вечного города. Ответ я получила вместе  со звонком от Лауры.
- Моя хорошая знакомая Джулия,  искусствовед по специальности, работает сейчас в церкви Сан Луиджи дей Франчези. Она предложила устроить для нас  индивидуальный визит. В четверг днем, когда церковь будет закрыта, Джулия  встретит нас и расскажет много интересного. 
   Воскрешая в уме то утро, я удивляюсь свойствам человеческой памяти. Неизгладимые эпизоды  прошлого удерживаются в ней словно сухими цветами с пожухлыми оттенками. А тогда римское утро было пропитано солнечным светом, запахом утреннего кофе и разнородными красками  Вечного города. Но ценность даже поблекших этих воспоминаний сохраняется навсегда. Особенно теперь, когда  Лауры больше нет.
    Подойдя к церкви Сан Луиджи дей Франчези, мы увидели недоуменных туристов, с разочарованными лицами читающих объявление о недосягаемости  вожделенного Караваджо. У боковых дверей нас поджидала Джулия, и мы со странно смешанным чувством избранности и неловкости, нырнули в тишину и полумрак храма.
- Чтобы не отвлекаться на Караваджо, к которому обычно с порога кидаются туристы, мы присядем тут, в уголочке. И начнем с Людовика IX   Французского, - приступила к повествованию  Джулия.
     Родился он в 1214 году.  После смерти отца регентом при 12-летнем Людовике  стала его мать, умная, волевая, и чрезвычайно набожная Бьянка Кастильская. Кстати напомню, что она – внучка легендарных Генриха II Плантагенета и Алиеноры Аквитанской.
- Отличные  первоэлементы, - вздохнула Лаура.
- Несмотря на довольно строгое и благочестивое воспитание, мать  никак не лишала любимого сына-наследника радостей, приличествующих особе его положения. Юный Людовик с удовольствием принимал участие в придворных турнирах и соревнованиях. Обожал лошадей, и был владельцем лучших скакунов во всей Франции. 
   В 1234 году Людовик, по выбору матери,  женился на красавице  Маргарите Прованской. Несмотря на взаимную сердечную склонность, первые годы оказались для молодых супругов нелегкими из-за ревнивого и назойливого вмешательства в их жизнь Бланки Кастильской. Она долгое время жила вместе с ними в одном дворце и сопровождала пару повсюду в поездках по стране.
-  Сомнительная личная жизнь.
- Лишь в 1247 году  Маргарита смогла пересилить влияние матери на Людовика, и королеве  предоставили, наконец,  отдельный двор и достойное содержание. Желанными гостями при её дворе были трубадуры, танцоры и художники, которые нередко заслушивались высоко учеными рассуждениями  Фомы Аквинского.
- Стало быть, они были хорошо образованы.
- Оба получили вполне достойное по тем временам образование. Но в отличие от своих предшественников и современников, Людовик счастливо прожил с единственной и любимой женой Маргаритой Прованской долгие годы, соблюдая верность и неколебимую преданность. У супругов в браке  родилось одиннадцать детей.
- Истинно, редкостно благоверный супруг.
 - Спокойную жизнь    нарушило вторжение во Францию в 1242 году английского короля Генриха III, который  надеялся вернуть потерянные его предками английские владения на французской земле. И тут обнаружились удивительные свойства в характере благочестивого и доброго  короля.  Людовик IX сумел без промедления  собрать войско и одержал безусловную победу. Руководствуясь не на словах, а на деле заповедью «блаженны миротворцы»,  Людовик проявил невиданное по средневековым меркам христианское милосердие к врагам, и позволил англичанам вернуться домой.
- И в плен не взял, и выкупа не потребовал?!
- В декабре 1245 года  король очень тяжело заболел и поклялся в случае выздоровления отправиться в крестовый поход. Во исполнение данного обета Людовик вскоре  организовал  7-й крестовый поход,  намереваясь, как и прежние крестоносцы,  вернуть Иерусалим христианам. Маргарита отправилась в поход вместе с мужем.
- Наверное, чтобы отдохнуть от свекрови.
- После недолгой остановки на Кипре, экспедиция в июне 1249 года достигла Египта, где крестоносцам удалось сразу же захватить порт  Дамьетту. Доверив управление взятым городом своей беременной жене, Людовик  с войском отправился дальше, к Каиру. Но здесь  он потерпел сокрушительное поражение и даже  попал в плен к арабам. Узнав об этом, флотилия крестоносцев хотела покинуть Дамьетту. Такому решению воспротивилась мужественная, любящая и верная  королева Маргарита, которая едва оправилась  после рождения сына. Она  убедила рыцарей  остаться, чтобы вызволить французских пленников во главе с королём. В мае 1250 года узников  удалось освободить за огромный выкуп, большую часть которого внесла сама королева. Людовик расплатился  за свободу возвращением  Дамьетты.
- Теперь домой, во Францию?
- Нет,  до 1254 года Маргарита и Людовик IX ещё 4 года оставались в Палестине. Король укреплял крепости крестоносцев в Акре, Кесарии, Яффе, Сидоне, пытаясь  обезопасить Иерусалимское королевство.
   И только узнав о смерти матери, Бланки Кастильской, которая управляла Францией в отсутствие Людовика, королевская чета вернулась в Париж. Здесь Людовик IX с рвением взялся за государственные дела и преобразования. Он централизовал власть, учредив двадцать административных округов во главе с королевскими наместниками. Провел реформу суда, сделав главным судебным учреждением парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Запретил судебные поединки и расправы, которыми в те времена частенько решались споры между феодалами.  Впрочем, верховный суд и высшая власть оставались за королем, к которому в течение 40 дней для оспаривания вынесенного решения мог обратиться любой.
    Согласно известному преданию, по выходе из церкви после утренней мессы,  Людовик имел обыкновение садиться под вековым  дубом в Венсенском лесу  и выслушивать  жалобы горожан на несправедливости феодалов.
    Во внешней политике Людовик был чрезвычайно осмотрительным и по возможности стремился к мирному улаживанию спорных вопросов. Мнение беспристрастного, мудрого и справедливого французского монарха уважали даже иноземцы.   
- Помнится, он  уладил спор между английским королем Генрихом III и восставшими баронами.
- Он разрешил конфликт между бельгийскими городами, пытался примирить папу Иннокентия IV с императором Фридрихом II. К нему даже приезжали монгольские послы для переговоров о совместных действиях против мусульман.
    Да, ещё важное преобразование.   В 1266 году  Людовик начал чеканку единых для всего королевства золотых и серебряных монет, исключив произвольную чеканку денег  отдельными феодалами. Кстати, тогда в центре первой золотой монеты и  появилось изображение лилии как  символа  королевской власти.
    Благочестивый Людовик, заботясь о  моральный беспорочности подданных, издал указ «О преобразовании нравов». Он пытался  пресечь богохульства, дуэли, азартные игры, проституцию, пьянство. В целях должного воспитания юношества, он помог своему капеллану Роберу де Сорбон организовать колледж.
- Будущая Сорбонна.
- Людовика называли Периклом средневекового зодчества, ибо при нем был построен собор в Реймсе и восхитительная церковь Сан Шапель в Париже, куда  набожный  Людовик,  трепетно почитавший  святые реликвии, поместил приобретенный им за баснословные  деньги терновый венец Спасителя.
- Теперь он хранится в соборе Парижской Богоматери. 
- Меж тем, летом 1270 года 55-летний Людовик собрался в   следующий 8-ой крестовый поход.  Вместо того, чтобы прямо плыть к берегам Палестины или Египта, французская флотилия  направилась к Тунису и высадились у развалин древнего Карфагена. Крестоносцы наивно надеялись  мирно либо силой обратить в христианскую веру эмира. Однако, тунисцы выбора им не предоставили. Зная местный климат, они  решили просто выждать. Африканская жара и антисанитария, царящая в лагере, привели к появлению эпидемии чумы, которая и погубила  значительную часть войска, самого короля и его сына.
   Прах Людовика в торжественной процессии провезли по Сицилии, по всей Италии и доставили во Францию, где в мае 1271 года    состоялось погребение останков Людовика IX в королевском некрополе базилики Сен-Дени. А уже в 1297 году папа  Бонифаций VIII канонизировал Людовика IX, провозгласив его Святым.
    Теперь коротко о церкви, где вы многажды бывали. Строительство Сан Луиджи дей Франчези, национальной церкви французов, началось в 1518 году по воле кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII. Значительные  средства на строительство  предоставили сам кардинал Джулио Медичи и небезызвестная Екатерина Медичи. В возведении церкви принимали участие как французские, так и итальянские архитекторы. На фасаде под статуями Карла Великого и Людовика Святого  можно видеть не сгорающую в огне саламандру,  эмблему из герба короля Франциска I.
- Ну, да. Он же был тестем Екатерины Медичи.
- Пышное внутреннее  убранство отражает стиль позднего барокко XVIII века: тут разноцветные мраморы, живопись, позолота. На плафоне  великолепная фреска представляет «Смерть и славу  Святого  Людовика». А вот во второй капелле справа  можно увидеть замечательный  цикл фресок из истории святой Чечилии, созданный Доменикино. Той же святой посвящена и сделанная  Гвидо Рени копия с картины Рафаэля «Санта Чечилия». Она украшает алтарь.
    И наконец, самое примечательное и главное сокровище церкви, которое затмевает все остальные и  влечет туристов со всего мира. Это  три картины Караваджо, что помещены в последней капелле слева  - в капелле Контарелли.
- А кто он такой?
- Французский священник Матьё Куантерель, получивший в Италии имя Маттео Контарелли, служил при папе Грегории XIII   начальником папской канцелярии и заведовал папской казной. То есть был несколько схож по профессии с апостолом Матфеем. Вот это сходство имени и профессии послужили основанием для выбора цикла картин, которыми кардинал намеревался  украсить свою личную капеллу в церкви Сан Луиджи дей Франчези. Кардинал был большим меценатом, он сотрудничал с Екатериной Медичи при строительстве церкви, и сам спонсировал сооружение фасада. Но в 1585 году вновь избранный папа Сикст V заинтересовался, откуда у скромного прелата такие деньги. Провели расследование, обнаружились факты коррупции, работы по оформлению капеллы прервались. А вскоре и сам кардинал умер.
    В преддверии Юбилейного года 1600 года кардинал Франческо дель Монте, покровитель Караваджо, передал ему заказ на цикл картин из жизни Святого Матфея, бывшего сборщика налогов, одного из 12 апостолов и автора одного из четырех евангелий.
    На левой стене вы видите картину «Призвание апостола Матфея». В Евангелии он так описывает это событие. «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною». (Матфей 9.9). Событие развертывается вокруг освещенного  стола с лежащими на нем монетами. В руках у Матфея карандаш и тетрадь для записи. Стоящего Иисуса автор изображает нечетко,  словно не осмеливаясь коснуться кистью святого лика. Он даже прикрывает Его темной фигурой Святого Петра. Лишь легкое сияние над головой Христа выделяет Его из толпы. Караваджо вносит движение в картину жестом руки Иисуса, указующей перстом на сидящего у стола сборщика податей. Рука Петра усугубляет и дублирует это обращение. Матфей же разворачивает  движение в обратном направлении. Он  тычет себя пальцем в грудь, недоуменно вопрошая:  «Меня ли,  недостойного,  призываешь Ты,  Господи?». Движение в картине возбуждают и взгляды, направленные к Иисусу.
   Полотно на правой стене  представляет  «Мученичество  Св. Матфея». По преданию,  после вознесения Христа и сошествия Святого Духа, когда апостолы начали говорить на разных языках, Св. Матфей отправился проповедовать Евангелие в Эфиопию. Там он совершил множество чудес и даже воскресил сына эфиопского царя.  Проповедуя достойную жизнь по заповедям Христовым,  Св. Матфей осуждал насилие и разврат, не глядя на положение и сан. Он принародно осудил порочную страсть престолонаследника Хиртакуса к дочери умершего эфиопского царя Эфигении,  давшей обет безбрачия. Разгневанный  Хиртакус повелел убить Матфея. На картине изображены последние  минуты жизни Святого,  над которым царский воин возносит  меч. А ангел сверху держит пальмовую ветвь мученичества.  Среди зрителей этой трагической сцены Караваджо изобразил и самого себя. Выхваченное из мрака лицо мужчины в берете, в левом верхнем углу картины - автопортрет художника.   
    Висящая в алтаре третья картина была написана Караваджо через два года по заказу Франческо Контарелли, племянника кардинала Маттео. В своем завещании  тот написал, что хотел бы видеть на полотне Апостола за написанием Евангелия с Ангелом, руководящим рукой его. Караваджо исполнил волю кардинала. Коленопреклоненный Матфей, опираясь на лежащую перед ним книгу,  поворачивается к  Ангелу, словно внимая его словам.  Ангел что-то говорит старому Апостолу и даже показывает на пальцах.
    Поблагодарив Джулию за увлекательный рассказ, мы покидаем церковь.  И я рассказываю Лауре, что в Москве тоже  есть римско-католический храм Святого Людовика  Французского. Расположен он на улице Малая Лубянка, дом 12А. Это один из трёх действующих  католических  храмов Москвы.






Рецензии