Иван Гончаров
Литературный очерк
При упоминании имени И.А.Гончарова (1812 - 1891) сразу же возникает в памяти его герой – Обломов. Роман с одноимённым названием дал писателю право занять своё заметное место среди классиков литературы. А термин «обломовщина» вошёл не только в мировую культуру как обозначение целого общественного явления своей эпохи, но уже второй век прочно занимает своё место в будничном обиходе народа.
Чтобы так проникнуть в характер своего литературного чада, описать до тонкости все его переживания и чувства, надо понимать этот характер изнутри, т.е. и самому быть Обломовым. И создатель этого образа как будто даёт поводы отождествлять себя со своим героем. Иван Александрович, по воспоминаниям современников, имел «грузную фигуру, медлительную походку, спокойный, слегка апатичный взор красивых, серо-голубых глаз». Был очень осторожным, склонным к неторопливости во всём, в том числе, «к постоянному передумыванию известной ему темы», тщательно и неторопливо выстраивал в уме сюжеты романов и характеры героев, не отличался скорописью своих шедевров. Например, над «Обрывом» он работал 20 лет. Кстати сказать, «принц де Лень» было одним из прозвищ Гончарова в годы учёбы в Московском университете, где в одно время с ним учились Белинский, Герцен, Огарёв, Тургенев, Лермонтов. (Последний казался Гончарову, да и не ему одному, ещё большим лентяем и совершенно безразличным ко всему человеком. Узнать друг друга получше им не было суждено). Сам Гончаров никогда не возражал против сравнения себя со своим персонажем -- Ильёй Обломовым и всегда спокойно воспринимал своё прозвание.
Итак, был ли ленив этот человек? Давайте разбираться. Гончаров родился в богатой и, что немаловажно, счастливой купеческой семье. Этому супружескому счастью не помешала большая разница в возрасте его родителей. Отец Гончарова вступил в брак с его будущей девятнадцатилетней матерью пятидесятилетним вдовцом. Но этот союз был благословлён согласием, любовью и четырьмя детьми. И хотя рано, семи лет от роду, Иван потерял отца, удачливого и богатого купца и уважаемого в Симбирске человека, своё детство в родном провинциальном городке он провёл по-барски, ни в чём не нуждаясь. Его любящая и очень религиозная мать, не жалевшая денег на образование детей, оказалась к тому же прекрасной хозяйкой и управительницей дел покойного мужа, а крестный отец всех четырёх детей, одинокий отставной офицер, сосед- помещик Н.Н.Трегубов, любил детей умершего друга до самозабвения и посвятил им свою жизнь и свой достаток. Хорошо образованный дворянин, участник суворовских походов, был советником матери в воспитании и обучении детей, которые были искренне к нему привязаны. В своей семье Гончаров получил настоящую христианскую закваску, а к матери относился всегда с благоговением. «Горжусь… что имел подобную мать, ни о чём, ни о ком у меня мысли так не светлы, воспоминание так не свято, как о ней», -- писал он сестре.
В 10 лет Ваню отправили в Москву, в Коммерческое училище, где обычно учились купеческие дети. Гончаров провел там, в общей сложности, 8 лет. Ровно по два года в каждом классе. Сразу возникает образ лентяя Митрофанушки, не желавшего учиться. Может быть, не совсем и безосновательно? Сам Гончаров вспоминает эти годы как годы своего мучения. Мать, в конце концов, поняла, что ей придётся отказаться от мысли сделать Ивана помощником в своих трудах. После своей плачевной учёбы на коммерсанта Гончарову было позволено матушкой поступить на словесное отделение Московского университета. И хотя именно в это время он получил вышеупомянутое прозвище «принц де Лень», закончил он это лучшее в России учебное заведение блестяще!
Гончаров не считал, что литературные способности, которые он в себе ощущал, дают ему право не служить, то есть не зарабатывать гарантированно и ежедневно хлеб свой насущный. Раз он не захотел пойти по отцовской стезе, т.е. стать купцом, то теперь, получив хорошее воспитание и образование на родительские деньги, по семейным и его собственным понятиям обязан был сам себя обеспечивать. К чему он и приступил. Конечно, в этом его герой Обломов и рядом с ним не стоял, вернее, не лежал. Выпускник столичного университета Иван Александрович Гончаров сразу после его окончания поступил на должность секретаря губернатора в родном Симбирске. Но после учёбы в столице жизнь в провинциальном волжском городке показалась ему скучной, а его обязанности никчемными. И Гончаров уезжает в Санкт-Петербург. Там он устраивается на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов. Конечно, не по коммерческой части, а по гуманитарной, в качестве переводчика. Должность незначительная и малооплачиваемая. Но он с этим мирится. И хотя канцелярское дело было не в его вкусе, и он сам понимал, что чиновной расторопностью, при которой работа спорится и горит, у него нет, однако купеческая рассудительность удерживала его от опрометчивых поступков, и он тянул свою незначительную служебную лямку, которая в качестве компенсации оставляла ему много свободного времени. Он, к его чести, это время не прогуливал и не пролёживал на диване с сознанием, что он законно отдыхает после трудов праведных. А прирабатывал репетиторством и занимался переводами немецких и английских романов. Работая над переводами, учился попутно литературному мастерству. Занимался также и собственным сочинительством. Многое из написанного им в эту пору попадало не просто в стол, а прямо в печку – так строго он сам рецензировал свои литературные черновики. Об этих своих трудах он никому не говорил. И его друзья – семейство Майковых, видя только его ни шатко ни валко текущую госслужбу, обвиняли молодого Гончарова в лени. Он не обижался. И даже добродушно подписывал некоторые свои письма титулом «Гончаров, принц де Лень». Однако и службу свою продолжал, и писать в свободное от неё время не бросал. Хотя безусловной веры в свой талант не чувствовал. В 34 года Гончаров закончил и отважился опубликовать свой первый роман «Обыкновенная история». Успех был всеобщий.
Может быть, благодаря его литературным лаврам веселее пошла и его государственная служба? Наверное, не без того.Однако все биографы Гончарова, не имевшего никаких могущественных связей в высших сферах, единодушны в том, что он строил свою карьеру исключительно благодаря своему уму, трудолюбию, благоразумию и талантливости. Когда ему вскоре предложили отправиться в качестве секретаря адмирала в двухгодичное кругосветное путешествие, он с радостью согласился. Как он себя зарекомендовал в этом путешествии можно судить по тому, что по возвращении из коугосветки Гончаров получает назначение цензора в Министерстве внутренних дел. Многим известным писателям своего времени Гончаров сослужил на нём добрую службу. Это заметное, влиятельное, ответственное и с огромным объёмом работы место. Именно в это же время Гончаров пишет и свой шедевр – роман «Обломов», который он закончил, имея 47 лет отроду. Это были очень плодотворные, насыщенные событиями и деятельностью годы его жизни. По воспоминаниям современников, Гончаров тех лет был человеком живого ума, прекрасно образованным, любознательным и много знающим, имеющим широкие взгляды, трудолюбивым, активным. И, конечно, он был признан настоящим мастером слова. Что касается в целом государственной службы, то этот не любящий канцелярской работы человек отдал ей 21 год своей жизни. Вот вам и принц де Лень! Незначительный чиновник Иван Гончаров закончил карьеру членом Совета министров по книгопечатанию. И вышел на пенсию 55 лет действительным статским советником в чине генерала и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Кто бы мог ожидать такого финала карьеры от скромного, внешне нерасторопного и совсем без всяких связей молодого служащего, готового работать с жалованьем 50 рублей в месяц?
Не так блестяще, как писательская и служебная, сложилась его личная жизнь. Два раза он был серьёзно влюблён. Один раз во время учёбы в университете. Но его любимая вышла замуж за другого. Гончарову понадобились годы, чтобы это чувство превратилось у него в дружбу. Чужая супруга для такого человека как Гончаров могла быть только другом. И это обоим удалось. Хорошо образованный, приятной внешности и манеры держать себя, достаточно обеспеченный деньгами и возможностями литератор и государственный чиновник Иван Гончаров пользовался успехом у женщин. Но как только отношения начинали становиться серьёзными, он прекращал ухаживания. И сохранял свой независимый статус холостяка. Ему уже слегка перевалило за сорок, когда его настигла вторая любовь. Со всем пылом юного доверия и восторженного, неистрёпанного сердца. Тогда он, наконец, почувствовал в себе взрослое желание состоявшегося мужчины, способного сделать счастливой свою избранницу, обзавестись семьёй, жить бок о бок с любимой женщиной. Елизавета Толстая была на 15 лет его моложе и очень хороша собой. Но, конечно, не только красота, молодость и грация её натуры привлекли к ней внимание уже известного писателя и мужчины со сложившимися взглядами и выверенными прожитой жизнью идеалами. Хотя он влюбился, как мальчишка. И как безусый юнец был счастлив её вниманием и своими надеждами, не считая, что выполнять поручения прекрасной Елизаветы Васильевны -- значит, быть на побегушках её женского тщеславия. А Толстая, не отталкивая и не приближая Гончарова, не мешая ему строить воздушные замки, строила планы своего личного счастья совсем с другим человеком – графом и блестящим офицером, своим кузеном Александром Мусиным-Пушкиным, бывшим моложе её на четыре года.
Об этой женщине очень скудны фактические данные. Но уже одно то, что она внушила писателю такие сильные чувства, может свидетельствовать о незаурядности её натуры. Впрочем, как и о том, что возлюбленная писателя могла просто светить ему отражённым светом его собственного сердца, его собственной великой души. Он мог видеть в ней то, что было ей не по силам, кем она не была. Но кем, быть может, она могла стать? Любовь способна прозревать невидимое…
«С тех пор, как я знаю её, я не уличил себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве. Всё мне чудится, что её кроткий, карий взгляд везде следит за мной». В устах Гончарова это было очень серьёзно. Он связывал со своей любовью и браком задачу совершенного преображения своей жизни. Сохранились 32 письма его к Е.В.Толстой, полных любви и нежности, поражающих силой и полнотой чувств. Они свидетельствуют о великой созидающей и обновляющей силе, которая дана женщине над любящим мужским сердцем.
Однако вся идиллия закончилось в несколько месяцев и очень унизительно для Гончарова. По просьбе её матери он должен был выхлопотать для Елизаветы Дмитриевны, которую мечтал звать Лизой, разрешение на брак с кавалерийским офицером. Без помощи И.А.Гончарова они не могли добиться его от высших церковных инстанций, так как, являясь двоюродными братом и сестрой, состояли в близком родстве. И он, человек с благородным сердцем, сделал всё для счастья любимой.
«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим»…
Она не стала его женой. Но стала его музой. В Ольге Ильинской (роман «Обломов») он снова будет переживать и осмыслять свою страстную любовь к Елизавете Толстой. Поразительно, с какой чистотой и энергией он опишет потрясающую совсем детской, то есть почти ангельской наивностью, влюблённость своего героя, взрослого мужчины. Ничего подобного больше нет в нашей классической литературе.
Эта вторая личная драма гораздо сильнее, чем первая, ударила по сердцу теперь уже не юного Гончарова. К тому же он был человеком, который всегда пёкся о своей репутации. А тут так явно было попрано самолюбие его, мужское и уже известного писателя. Ведь во всей этой истории не было ничего тайного. И даже письма, которые он просил вернуть или сжечь и ни в коем случае не публиковать, были сохранены Толстой, ставшей с его помощью графиней Мусиной-Пушкиной. Они были опубликованы её потомками в начале 20 века. И дают яркое и полное представление о масштабе чувств и масштабе личной трагедии Гончарова. В это время он горячо взялся за давно начатое им, да всё никак не писавшееся сочинение о провинциальном помещике Обломове. И, наверно, совсем неслучайно героиня «Обломова» Ольга Ильинская, так захватывающая поначалу читателя, в конце концов, разочаровывает нас тем, что не дотягивает до, может быть, и невольно обещанного ею идеала. …
Гончаров писал со скоростью ни до, ни после для себя немыслимой, страница за страницей. По три за час работы! Нельзя сбрасывать со счетов, что это происходило только во время, свободное от ответственной и весьма трудоёмкой государственной службы сочинителя. Рабочим напряжением и творчеством он лечил понесённые душевные потери и жесточайшее разочарование. Здоровая реакция здоровой натуры! Именно в таком исключительном темпе создавал писатель своё звёздное творение, герой которого стал для всего человечества олицетворением лени. Такой вот парадокс. Вышедший из-под его пера Илья Обломов занял своё место рядом с такими героями-символами мировой литературы как Дон-Кихот, Фауст, Раскольников, дон Жуан, Гамлет, Одиссей, Тартюф и тому подобными литературными персонажами, которые несут в себе определённый культурный код, понятный образованным людям в любом конце земного шара. Сам Иван Гончаров со временем разочаровался в первой из трёх частей своего романа. И советовал Льву Толстому начинать читать со второй и даже с третьей части. Как читательница с филологическим образованием не могу не похвалить великого писателя и цензора за такую суровую самоцензуру. И считаю её даже обоснованной. Но без тягомотного описания тягомотной жизни Обломова в первой части, наверное, трудно будет в полной мере оценить всю дальнейшую динамику романа. Это под силу разве что гению Льва Толстого. Поэтому, кто будет читать или перечитывать, читайте сначала.
Вскоре после любовной драмы в пору переживания им душевного надрыва посредством кипучей работы над продолжением и окончанием «Обломова» Гончаров изведал ещё одно жестокое разочарование, связанное уже со своим творчеством. Пережитое им описано подробно в его мемуарах «Необыкновенная история». Коротко о сути дела: Гончаров обвинил Тургенева в плагиате. Известные писатели, близкие друг другу по возрасту, тесно и дружески общались, состояли друг с другом в постоянной переписке. Их коротким отношениям, безусловно, благоприятствовала и служба Гончарова цензором. Наброски «Обрыва» Гончаров привёз ещё из кругосветного путешествия. Тогда же и поделился с Тургеневым сюжетом своего будущего произведения, характерами героев и сутью конфликта, зачитал черновики написанных сцен. Но так сложилась его жизнь, что работу над этим произведением ему пришлось отложить из-за других, более настоятельных дел и уже начатых сочинений. Как же Гончаров был поражён, когда через два года после своих писательских откровений о задуманном романе, он узнаёт в «Дворянском гнезде» Тургенева важные сюжетные ходы, эпизоды и персонажей буквально списанных из идей и планов его «Обрыва»! Причём, можно сказать, Гончаров случайно попал на читку рукописи новой повести своего собрата по перу. Тургенев по странной забывчивости не пригласил на неё друга-писателя и цензора, неоднократно помогавшего ему в публикации его произведений. На возмущённые претензии Тургенев ответил, что совпадения случайны. Однако соглашается по требованию Гончарова убрать несколько сцен, идея которых совпадает с набросками Гончарова и несколько изменить сюжет «Дворянского гнезда». Вообще же история эта имела скандальный характер и закончилась третейским судом и открытой взаимной неприязнью известных писателей. Через четыре года по предложению Тургенева они формально помирились. Но о восстановлении прежних отношений для Гончарова не могло быть и речи. Я уже упоминала о том, как тщательно охранял Гончаров свою репутацию от скандалов. Именно поэтому, оберегая своё честное имя, чиновник и романист встал на защиту своих писательских прав. Хотя вся эта история была для него очень неприятна. Удар от человека, которого он считал своим другом, он получил вслед за ударом от возлюбленной…
Но карьера этого устойчивого в жизненных невзгодах человека продолжалась. А уважения в обществе и литературных кругах только прибавилось. Вскоре он стал главным редактором правительственной газеты «Северная почта». Продолжал Гончаров и литературную работу, в том числе над «Обрывом». После конфликта с Тургеневым из-за этого своего ещё не рождённого, но вымечтованного детища работа над романом была осложнена для него пережитыми треволнениями. Вольно и невольно она вызывала в душе горькое чувство человеческого предательства.
Только через два года после выхода на пенсию в печати появилось с таким трудом и страданиями давшееся Гончарову последнее его крупное произведение – роман «Обрыв». Он работал над ним почти 20 лет! Бросал и снова начинал. Хотел было совсем оставить. Но всё-таки закончил. Что значит, человек, привыкший к порядку, к тому, чтобы начатое доводить до конца. Как читательница благодарю его за это! Помню, что в юности прочтение «Обрыва» оказало на меня, безудержную книгочею, такое сильное впечатление, что я дней десять не могла взять в руки никакую другую книгу. Так глубоко вошёл сюжет и герои «Обрыва» в мою душу, в контекст моей жизни, что я могла думать только о них. И писать о них в своём дневнике. И сочинять о них стихи. Интересно было бы сейчас их почитать? Но кто мы такие, чтобы тщательно хранить свои архивы? Но самые важные из них хранит память. И мне, например, трудно представить, чтобы этого произведения не было в формуляре моей жизни.
Отойдя от государственной службы и перешагнув шестидесятилетний рубеж, Гончаров постепенно отходит и от общественной жизни. И более уже не берётся за написание крупных произведений. Он занимается литературной работой, но его небольшие сочинения уже ничего не могут прибавить к его славе. Исключение составляет его знаменитый критический этюд «Мильон терзаний», посвящённый комедии Грибоедова «Горе от ума». По мнению учёных и филологов, одна из лучших статей в русской критике. Не могу не добавить от себя, что эта литературоведческая работа Гончарова просто великолепна! Рекомендую прочитать или перечитать её просто для прокачки мозгов и интеллектуального удовольствия.
В своей небольшой петербургской квартире на Моховой стареющий писатель живёт тихо и замкнуто, всё более становясь отшельником в большом городе. Но и опять известно из воспоминаний, что он «не давил диван», был тренированный пешеход. И совершал уже и в возрасте за семьдесят свои одинокие прогулки из одного конца Петербурга на другой, с Моховой на Мойку. Давно уже он превратился в закоренелого холостяка. Для него это означало не просто жизнь без собственной семьи, но утрату веры в любовь, без которой Гончаров не мыслил брака. Перемучившись двумя сильными и безответными влюблённостями, писатель на склоне лет относился к ним как к своим тяжёлым болезням. Все разговоры о семье вызывали у него крайне отрицательную реакцию. Эта тема была запретной в общении с ним.
В эти годы своего отшельничества он страдал от затяжных депрессий, жаловался в письмах родным «на тяжесть, скуку, уныние и отвращение к труду, к людям, к самому себе и более всего к жизни!» Насколько он был одинок можно судить по тому, что самой главной привязанностью писателя в это время была маленькая собачка неизвестной породы по кличке Мимимишка. Он никогда с ней не расставался. Может быть, Мимишка подарила ему в той степени, в какой это может сделать преданное животное, ту любовь и верность, которых он не получил от любимых женщин? На руках с этой Мимимишкой он и запечатлен на одном из портретов Крамского.
Гончаров имел крепкое физическое здоровье. Не знал тяжких болезней. Умер 79 лет от банальной вроде бы простуды, которая в три дня стремительно развилась в тяжёлую пневмонию.
Так как семьи у него не было, всё состояние и все права на свои сочинения он завещал детям своего преданного умершего слуги. Этих детей он помог в своё время воспитать и выучить. Совершить такие неординарные поступки христианину Гончарову, рано ставшему сиротой, было нетрудно. Ведь и для него родным стал чужой по крови человек, многим пожертвовавший для его осиротевшей семьи и лично для него. А для хорошего человека хороший пример заразителен.
Так совершил свой жизненный круг принц де Лень. Судите сами, в какой степени он подтвердил или опроверг своей жизнью, наверное, не без оснований данное ему в молодые годы прозвище?..
Свидетельство о публикации №222032501456
Мне кажется (в такой тонкой материи, как характер человека, выносить достоверные суждения невозможно), Гончаров все же был Обломовым. Слишком много фактов за это. Но он же мог быть и работоспособным писателем, что никак не входило в круг его обязанностей, и деятельным чиновником, что входило. И это свидетельствует в его пользу. Будучи лентяем по склонности характера, он боролся с собой и сумел-таки перебороть себя. Достойный пример для подражания: не оправдывать свои недостатки.
Второе замечание касается его спора с Тургеневым. Здесь проявилась вторая не очень хорошая черта его характера: мнительность. А вот с нею он так и не совладал.
Владимир Дмитриевич Соколов 13.11.2022 08:17 Заявить о нарушении