Василий Жуковский

НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ
ОН ЖЕ ВОСПИТАТЕЛЬ НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА

Литературный очерк
  Дети, нежданные и появившиеся на свет совсем некстати, были, есть и будут. Много чего можно прочитать о них у современных психологов, специалистов по детским травмам, полученным нежеланным ребёнком ещё в материнской утробе. Я по образованию не психолог. Опровергать специалистов не стану. Но, как человек, имеющий жизненный опыт, вижу, что не всё с нами, людьми, просто, как дважды два четыре. И желанные-прежеланные чада выматывают душу своим любящим родителям. И совсем вроде бы ненужные на момент зачатия, вынашивания и рождения могут стать впоследствии счастьем и опорой родителей и семьи. И не только их. Некоторые даже -- гордостью своего времени.
   Вот и Василий Андреевич Жуковский (1783- 1852) своим предстоящим появлением на свет никого вроде не радовал. Больше того, неприятная из всего этого выходила история. Отец будущей знаменитости  – Афанасий Бунин, богатый и знатный дворянин, имел большое семейство, которое он, по сути, предал, соблазнившись юной турчанкой Селькой, привезенной в качестве добычи его крепостными, участниками русско-турецкой войны. Она была захвачена русскими при штурме Бендер и по приезде в усадьбу превратилась в одну из множества крепостных Буниных. Такой вот банальный сюжет из жизни русского помещика 18 века. Незавидный удел таких детей был известен. Но перед появлением на свет этого дитяти греха начались такие события в семье Буниных, что дух у всех захватило!  В период вынашивания турчанкой этого ребёнка из одиннадцати детей Бунина один за другим умерло шестеро! Тогда-то их убитая горем мать, искупая мужнин грех своим христианским милосердием и прощением, дала обет после рождения взять ребёнка виновного мужа в свою семью и воспитать его как родного сына. Имя новорожденному согласился по просьбе Афанасия Бунина дать А.Г.Жуковский, ставший его крёстным отцом. Этот обедневший белорусский дворянин жил в богатой усадьбе Буниных на правах друга хозяина. 
   И жена Бунина выполнила свой обет. Так по промыслу Божию злодейке-фортуне, ничего заманчивого ребёнку вроде бы не обещавшей, пришлось сменить гнев на милость. И он вместо бесправия  незаконнорожденного вместе с именем приёмного отца получил дворянский титул своего усыновителя и соответствующие условия для своей жизни и развития. А воспитывать его как родного сына жене Афанасия Бунина оказалось  не так уж трудно. Малыш, не смотря на все фигли-мигли своего зачатия, получился уж больно хорош! И это было столь очевидно с его самых малых лет, что все в доме полюбили умного, обаятельного, светлого,  спокойного нравом Васеньку. И добрые отношения со своими сводными сёстрами, с которыми он вместе рос, с другими родственниками семейства Буниных сохранились у него на всю жизнь. К сожалению, сведений о дальнейшей судьбе его матери-турчанки я не нашла. Но Жуковский, судя по всему, достаточно рано был посвящён  во все обстоятельства своего появления на свет. И они произвели сильное впечатление на его детскую душу, и тогда и впоследствии отмеченную, на мой взгляд, особой религиозной одарённостью  и восприимчивостью. Для него, как и для всех окружающих, трагедия в семье Буниных накануне его появления на свет была прямо явленным  хрестоматийным  примером грехопадения человеческого и кары Божией…
   Василий Жуковский получил неплохое по тем временам образование. Он был смышлёным, талантливым, старательным и послушным ребёнком. Казалось бы, серьёзных проблем с таким при обучении не может быть. Но, однако, как по маслу, не вышло. Сначала, как и все дворянские дети, Вася учился дома, и успехи его были очевидны. Потом его отдали в Тульское народное училище, где подростку было, очевидно, так некомфортно, что он фактически не мог осваивать программу и был исключён из этого училища за неуспеваемость.  После этого Васю отдали в благородный пансион Московского университета. Это было одно из лучших средних учебных заведений того времени. В нём культивировалась возвышенная, дружественная и благоприятная для формирования детей атмосфера. Благородный пансион  Василий Жуковский закончил с серебряной медалью. И на всю жизнь тогда полюбил учиться,  занимаясь впоследствии самообразованием до конца своих дней.
  Учёба и воспитание в дворянском просвещённом обществе того времени были основаны на эллинской культуре и философии с её идеями о гражданском обществе, о справедливости и уничтожении рабства и эксплуатации, о братстве всех людей, о правах и свободах, о счастье для каждого, независимо от происхождения. На этих идеях были воспитаны декабристы, А.С.Пушкин и вся замечательная плеяда идеалистов царствования императора Александра I, который и сам был увлечён в юности, совпавшей с их юностью, высокими гражданскими идеалами. В наше прагматичное время, когда всё стараются оценить денежной суммой, многим даже трудно и представить, какой нравственной высоты и совершенного бескорыстия и самопожертвования были эти люди! И те, кто вышел на Сенатскую площадь, и те, кто им сочувствовал и был с ними одного духа. Такие, как В.А.Жуковский.
  Хотя по характеру Василий  Андреевич был совсем не воинственным человеком. Но он был человеком с великими идеалами, которые стремился воплощать и в своей жизни, и в своём творчестве. И ему это удалось. Кроткий, благодушный и благожелательный, склонный к уединению на лоне тихой, сельской природы, Василий Жуковский после учёбы вернулся в родную деревню, где вырос. И решив зарабатывать на жизнь переводами, взялся за свою первую большую работу – шеститомный художественный перевод на русский язык «Дон Кихота» Сервантеса. Согласитесь, выбор произведения уже многое говорит нам о молодом литераторе. О его нравственных и литературных предпочтениях, о его интеллектуальном вкусе и о его могучем и старательном трудолюбии.
  Помимо этого труда Жуковский неустанно создаёт свои баллады, которые его прославили и которые все мы изучали в школе, с пользой для себя запоминая таинственные тексты из «Светланы» и «Лесного царя».
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»…
  И дальше, всё зачарованнее строки баллады, в которых описывается, как маленькому мальчику мерещится злой дух, как он  принимает видения за реальность, как отец безуспешно пытается его успокоить и гонит коня, чтоб скорее выбраться из страшной для ребёнка своими видениями ночи, в которой Лесной царь пытается им завладеть. И шепчет на ушко:
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
  Ребёнок в ужасе и от этой злой воли и от того, что отец не видит и не слышит того, что слышит и видит он. Сильный и недоступный детским страхам, тот гонит коня к дому, к свету, к очагу. И поэтические строчки Жуковского удивительно передают и эту быстроту движения, и топот коня и леденящую власть ночи и её неотступных призраков. Безуспешно пытается укрыться дитя от них в руках крепкого мужчины, своего отца, который и сам начинает чувствовать гнёт окружающего мира.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал…
  Безусловно, участь шестерых детей отца, умерших перед его появлением на свет, не могли всю жизнь не владеть поэтическим и религиозным воображением Жуковского. Это чувствуется во всех его балладах. С 1808 по 1833 год Жуковский напишет их 39. В основном, это переводы немецких и английских авторов в его собственном стиле. Не только в 21 веке, или даже почти пятьдесят лет назад для моих университетских преподавателей, но задолго до этого, фактически уже через столетие после своего написания баллады Жуковского стали восприниматься в нашей литературе не как переводы, а как подлинники. И это не случайно. Балладный западно-европейский мир очень органично переводился-перевоплощался  им в мир русский, с понятными русскому человеку переживаниями и поэтическими символами. Такого рода произведений достаточно у всех писателей, обращавшихся к мировому культурному наследию. Достаточно назвать в этом случае для показательного примера только такие великие имена как Шекспир и Пушкин.
  Очевидно, совсем не случайно глубоко нравственному и религиозному Жуковскому по вкусу пришлись баллады. Ведь именно этот жанр зародился и развивался в Европе как художественное осмысление  христианского восприятия мира, в котором активно действуют силы добра и зла. Соответственно силы божественные и дьявольские. Баллады как жанр пронизаны религиозно-нравственными проблемами, которые скрываются в них за видимыми событиями и поступками людей, их чувствами и страстями. Практически через все баллады Жуковского проходит волнующая его как человека и поэта тема – преступления человеческого и наказания Божьего. Он раскрывает её, прежде всего, раскрывая души своих героев, показывая гнездящееся в них зло, внутреннюю борьбу и выбор, сделанный в результате этой борьбы. Богачам и властолюбцам, самовластным владыкам, попирающим божественный закон добра, любви и милости в балладах нет пощады от судеб. А главным наказанием для героев баллад Жуковского, как просто оступившихся, так и закореневших во зле, становятся, прежде всего, муки собственной совести. Но а если совесть в героях одеревенела, тогда сам Бог наводит на преступников внешнюю кару. Часто это стихийные природные катаклизмы, в которых действует злой рок, забирающий у провинившихся любимых людей.
  В духовном и художественном мире Жуковского чёрный поступок, как тёмная туча, притягивает к себе такие же тёмные сущности и события, которые как справедливое возмездие обрушиваются на злодея и законопреступника, если он от души и деятельно не раскаивается в нарушении божественного установления. Жуковский убеждён, что таково нравственное правописание миропорядка.
  А с точки зрения поэтической эстетики баллады Жуковского с их тонкой и нежной словесной тканью, выразительной образностью языка очень романтичны и музыкальны. В них чувствуется дыхание такого звукового, возвышенного строя стиха, который воссоздаёт для нас, читателей, природу и её силы как живых и неравнодушных участников  жизни человеческой. Этот же чуждый житейской приземлённости идеализм автора баллад помогает читателю проникнуть и в сокровенные и тончайшие переживания верующей, метафизически настроенной души. На этом строится у романтика Жуковского весь балладный сюжет.
  «Жуковский – литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии», -- такую высокую оценку дал поэту наш великий литературный критик Виссарион Белинский. Да, Жуковский был романтиком. И, как водится, не только в поэзии. Но и в своём мировоззрении, в своём отношении к людям, к идеям и идеалам.
  Но Василий Жуковский  стал не только великим поэтом, он вошёл в нашу историю и как великий педагог. Поразительный факт, что именно он, незаконнорожденный сын, был приглашён  царской семьёй принять на себя обязанности наставника-воспитателя и руководителя образовательного процесса будущего императора Александра II! В великой Российской империи, богатой талантливыми людьми, другого человека на эту ответственную должность не нашлось! 15 лет Василий Андреевич самым тщательным и непосредственным образом влиял на формирование ума и сердца, на интеллектуальное и нравственное развитие наследника царского престола, находясь под пристальным вниманием и всего двора, и царской семьи. И с честью и доброй совестью выполнил свою миссию, вырастив самого образованного в нашей истории самодержца, творца великих реформ во многих областях государственной и общественной жизни страны, царя-освободителя, отменившего вековое рабство крепостного права. И кто бы мог из тех педагогов, которые принимали решение отчислить подростка Васю Жуковского из училища за неуспеваемость, представить тогда, какое будущее ждёт этого, по их мнению, бестолкового мальчика?!.
  Василий Андреевич Жуковский был горячим сторонником социальных реформ в русской жизни, но по своей натуре он был истинный миролюбец. После трагических событий на Сенатской площади он, только недавно назначенный наставником наследника, делается во дворце неустанным просителем за осуждённых, их жён и детей. Через несколько лет, после поездки со своим царственным воспитанником  по стране и посещения с ним Сибири и её великих ссыльных, Жуковский буквально вопиёт об амнистии для декабристов, не страшась царского гнева. «Душа его и во дворце осталась чиста», - скажет о нём литератор и близкий друг Пушкина князь Пётр Вяземский. А высокое положение Жуковского не раз послужит тому, чтобы он мог доставлять помощь тем, кто в ней нуждался. Баратынскому, Батюшкову, Лермонтову, Тютчеву… Этот список длинный. Но не могу отдельно не сказать, что именно Жуковский помог выкупить из крепостной зависимости украинского поэта Тараса Шевченко.
  Глубокая дружба, как всем известно из школьной программы, связывала Жуковского с Пушкиным. Нежно, как мог это делать только он, Жуковский заботился о своём гениальном ученике на протяжении всей его короткой жизни. Именно царский воспитатель уберег горячего Пушкина от Соловков, помогал ему освободиться из Михайловской ссылки. К Жуковскому же обратился Пушкин перед роковой своей дуэлью, только ему доверил все свои архивы, где были ещё в рукописях и его гениальные «Маленькие трагедии». Жуковский же закрыл глаза нашему великому поэту.
  Он прожил 69 лет. Был счастлив в своём позднем браке, подарившем ему сына и дочь. Для своих детей он с большой любовью придумал занимательную азбуку, написав к ней 500 картинок акварелью и стихи. Тем самым Жуковский положил начало поэзии для самых маленьких в России.
  После выхода в отставку в свои последние годы он сумел, не смотря на угасающее зрение, осуществить свою давнюю мечту – сделал перевод на русский язык «Одиссеи» Гомера, который по сей день считается непревзойдённым. Это был просто гигантский труд. Но он вдохновлял стареющего и теряющего физические, но не духовные и творческие силы поэта!
  Бывают такие люди, которые излучают свет, спокойствие и надёжность. При любых обстоятельствах. И всем с ними хорошо. И левым, и правым. Кажется, это невероятно и невозможно. Личность и судьба незаконнорожденного сына, великого поэта, друга декабристов  и царского наставника Василия Андреевича Жуковского убеждает, что и возможно, и вероятно.   

 

 
 

   
 


Рецензии
Хорошая публикация об очень хорошем человеке, хотя его творчество и несколько устарело. И что наиболее ценно в поэте -- это его благожелательное отношение к коллегам по ремеслу и особенно к молодым авторам.

Замечательно он повел себя с Некрасовым. Тот, ещё совсем зеленый принес поэту свой первый сборник. И что характерно написанный под Жуковского. Поэт вроде бы должен был быть польщён, что молодежь идёт по его стопам.

Ан нет. Василий Андреич сказал: "У вас есть талант. Но так вам писать не надо"

Владимир Дмитриевич Соколов   13.11.2022 08:26     Заявить о нарушении