Рыбальченко Иван партизан Италии 1944 год

На фото: Рыбальченко Иван Александрович, 1914 г. р., уроженец села Серафимовского Ставропольского края. Фото из интернета.


Рыбальченко Иван Александрович («Буденный»),
партизан 62-й Итальянской партизанской бригады

Рыбальченко Иван Александрович родился в 1914 году в селе Серафимовском Ставропольской губернии. В 1935 году в составе семьи был выслан в специальное поселение – в Трудпоселок № 4 Буденновского района. Его жена Рыбальченко Пелагея Макаровна. В 1935 году у них родился сын Рыбальченко Виктор Иванович, а в 1937 году сын Рыбальченко Анатолий Иванович.

Перед войной комсомолец Иван Рыбальченко работал шофером в совхозе «Новая жизнь» (позднее совхоз «Прикумск») Буденновского района. В РККА призван 24 июня 1941 года Буденновским РВК. В мае 1942 года Пелагея Макаровна получила от мужа письмо и на этом переписка прекратилась.

В марте 1948 года она получила извещение Кисловодского Горвоенкомата о том, что ее муж, рядовой Рыбальченко Иван Александрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб в октябре 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей. К этому времени, а точнее, 15 октября 1946 года Буденновский райвоенкомат уже учел Ивана Рыбальченко погибшим на фронте в октябре 1944 года.

Прошло несколько лет. В 1955 году Пелагея Макаровна получила письмо из поселка Ильского Абинского района Краснодарского края от Никитенко Александра Александровича, 1925 г. р., находившегося в плену вместе с ее мужем.
Никитенко писал, что ее муж во время войны в одном из боев был ранен и попал в немецкий плен. В составе большой группы советских военнопленных его доставили в Италию для работы на военном складе боеприпасов, где он трудился в качестве ездового по перевозке грузов.

По инициативе Ивана в лагере была создана подпольная группа из 25-ти человек с намерением совершить побег и влиться в местный антифашистский партизанский отряд. В июле 1944 года только четверым военнопленным удалось тайно уйти из лагеря и скрыться в горах. В районе населенных пунктов Спинадеско-Боры провинции Пьяченца они попали в расположение партизан и были зачислены в 62-ю Итальянскую партизанскую бригаду имени Гарибальди «Луиджи Евангелиста». В составе бригады воевали около тридцати советских граждан.

Рыбальченко Иван, помощник командира взвода, известный в отряде под именем «Буденный» и его товарищ Никитенко Александр, переодевшись в форму немецких или итальянских солдат, под городом Кремоной выполняли разведывательные поручения, участвовали в засадах на дорогах, уничтожали автомашины и личный состав регулярных итальянских воинских частей.

Осенью 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Пьяченца, у дороги Визмилия, в неравном бою с фашистами Иван погиб. В последний путь его провожали около 2-х тысяч партизан бригады с почестями, как героя. Были произнесены речи о его заслугах, геройстве и храбрости. Почетный караул отдал салют. Похоронили Ивана Рыбальченко на кладбище в селении Спинадеско-Боры провинции Пьяченца.

А. А. Никитенко и другие бывшие военнопленные, после окончания войны, через советское посольство в Италии и международный Красный Крест были репатриированы на родину. После проверки соответствующими органами его направили в РККА для дальнейшего прохождения службы. Служил он на 149-й бронетанковой ремонтной базе 2-го Укаринского фронта (п/п 96192), в декабре 1945 года отправил письмо жене Ивана Рыбальченко, но ответа не получил. После войны он неоднократно пытался связаться Пелагеей Макаровной, но безуспешно. И вот, в апреле 1966 года в городе Пятигорске, где проживала вдова, он встретился с ней и рассказал о подвигах ее мужа и месте захоронения.

21 апреля 1966 года Пелагея Рыбальченко направила Министру обороны СССР тов. Малиновскому Р. Я. ходатайство, в котором писала: «…Очень прошу Вас оказать мне всемерное содействие, как жене погибшего: Уточнить его гибель. Связаться, запросить, кого надо в Италии, обо всем. Найти или установить место захоронения в чужой стране. А так же подробности его смерти.

Все это меня и моих сыновей волнует и тревожит все эти долгие годы. В ожидании Ваших вестей, - заранее Вам благодарная и признательная - Рыбальченко (подпись).
Г. Пятигорск, 21 апреля 1966 года».

9 декабря 1966 года Абинский райвоенком полковник Шевченко сделал запрос в адрес Начальника отдела Бюро розыска исполнительного Комитета Союза общества Красного Креста и Красного полумесяца, с целью установления захоронения на территории Италии останков партизана 62-й Итальянской бригады гражданина СССР Ивана Рыбальченко.

В Итальянский Красный Крест это письмо поступило 1 февраля 1967 года. Ответ пришел через год, на французском языке.

20 мая 1968 года старший референт Бюро розыска О. Носова сделала перевод:
…Уважаемые господа! Мы получили Вашу просьбу о розыске Рыбальченко Ивана Александровича и можем теперь сообщить Вам все сведения, полученные нами в процессе розыска. Наши розыски были длительными, так как указанная Вами местность не существует. Из коммуны Боре провинции Парма мы получили подробные сведения:
- Доктор Дарио Инвани, работавший в коммуне во время войны, вспоминает, что ему пришлось засвидетельствовать смерть советского гражданина, некоего Ивана, имевшего огнестрельное ранение в грудь во время перестрелки на улице Эмилия между группой партизан и немецким военным подразделением.

- Госпожа Брози Мария рассказала, что она, с преданностью матери, привела в порядок тело убитого советского партизана по имени Иван, доставленного его товарищами с улицы Эмилия в Боре, где в то время действовала 62-я бригада имени Гарибальди «Луиджи Евангелиста». Катафалк установили в зале коммунального Совета муниципалитета Боре, где герою за его отвагу отдали военные почести со стороны 62-й бригады имени Гарибальди и населения.

- Так как зона Боре рассматривалась, как опасная зона, то командование бригады решило похоронить погибшего товарища на кладбище «Казали ди Морфассо» в Пьяченца.
Мэр коммуны сообщил, что народ Морфассо помнит о захоронении в 1944 году на местном кладбище советского партизана. В настоящее время его могилы нет. Мэр вспомнил о проводившейся эксгумации останков.

Обратились к местному кюре, католическому приходскому священнику Ахилла Сгорбати, который с 1946 по 1960 годы служил в Казали ди Морфассо:

- Я удостоверяю, что на кладбище коммуны Морфассо, при входе налево в третьем ряду, в могиле у стены, был захоронен русский солдат Иван Рыбальченко. На его могиле я поставил крест с его именем и следил за захоронением, как за могилой, принадлежащей моей семье. В свое время Национальная ассоциация итальянских партизан запрашивала у меня сведения о нем. А 7-8 лет назад к нам прибыли немецкие солдаты с офицером и врачом, они эксгумировали останки, а затем, после опознания, переправили их на монументальное кладбище Вероны.

Немецкая служба военных кладбищ, отвечая на запрос о перезахоронении, сообщила: «…Рыбальченко Иван, 1914 года рождения, советский гражданин, был захоронен на военном немецком кладбище «Костермано», участок № 11, могила № 77. По ошибке фамилия на плите написана «Бибальченко Иван». Все другие сведения совпадают».
Ответ подписал Генерал-Президент Итальянского Комитета Красного Креста Джузеппе Потенца.

Владимир Пузиков
25 марта 2022 г.


Рецензии
Да, тогда все это было возможно.
Вряд ли родственники смогли поехать, но узнали судьбу. Это важно.

Скоро они постараются стереть о нас память...

Татьяна Дума   04.04.2022 07:57     Заявить о нарушении