Ответственность перед человеком
«…Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?..
Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне…
Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня?..
Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой?..
Если я виновен, горе мне! если я прав, то не осмелюсь поднять головы моей…»
Библия.
Ветхий Завет.
Книга Иова
В далёком позавчера люди объединялись для того, чтобы выжить в недобром мире.
Сегодня задачей общества является превращение человеческого существа в Человека.
Как правило, общество предпочитает не думать об этом, потому что не справляется с этой задачей. Потому что человеческое существо чувствует своё несовершенство и стремится к человеческому состоянию, а социум, будучи ниже человека, по-прежнему, дрессирует его, как зверя, не предполагая в нём человека.
Принято говорить, что человек ответственен перед обществом.
И не принято думать, что общество тоже ответственно перед человеком. Потому что: «…Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом…»
Человеческое существо обладает потенциалом быть мыслящим. Иногда, оно даже становится мыслящим.
Стать разумным и нравственным оно может только в обществе. Для этого общество должно обладать потенциалом нравственности. В ходе истории человечества этот потенциал накапливается и утрачивается с трагической регулярностью, словно не может превзойти какой-то критический уровень, за которым человек может стать существом более высокого порядка.
Как существа животного мира, пройдя эволюционный путь в сотни миллионов лет, остались животными и, по-прежнему, пожирают друг друга, так и люди не могут преодолеть некий животный барьер, за которым они, наконец, обретут и осознают своё реальное значение, перестанут «пожирать» друг друга и обретут своё, человеческое, место в Мироздании.
Словно цивилизации, сменяющие друг друга, с возрастом, обретают свойства, противоречащие принципам, на которых они только и могут
существовать, и этим обрекаются на самоуничтожение.
В конце цивилизации её ведут люди, в которых наиболее выражена способность уничтожения потенциала нравственности, чтобы он, ни в коем случае, не вывел человечество на принципиально иной уровень.
У такой цивилизации ещё есть ум прожить день сегодняшний, но нет мудрости, чтобы продолжиться завтра.
Мудрость приобретается человеком, и, наверное, является той формой информации, которую цивилизация пока не научилась накапливать.
А что есть мудрость?
Наверное, способность давать правильные человеческие ответы на возникающие вопросы.
Но ответы даёт и ум. Но не всегда человеческие. Нередко – бесчеловечные.
Культура, из которой вырастает цивилизация, возникает тогда, когда люди начинают накапливать опыт и применять его в жизни.
Накопление опыта редко является полностью рациональным процессом, потому что в психике человеческого существа переплетаются ещё нереализованный потенциал человека и долгий практический опыт зверя.
Формируется сознание безумца, создающее чудовищные культуры.
Наиболее «свежим» примером являются культуры Мезоамерики, в которых человеческие жертвоприношения «пережили» все мыслимые исторические сроки и, местами, приобрели немыслимые размеры.
При этом, приходится помнить, что этот этап развития прошли все человеческие культуры.
Но, по большому счёту, жертвоприношения в различных формах, присутствуют и во всех сегодняшних культурах человечества.
Кратковременные экстремальные формы жертвоприношений появлялись и в культурах недавних времён.
Потребительская беспощадность зверя, усиленная способностью мыслить, порой, превращает человека в такое чудовище, каких не знает животный мир.
Инфернальная иррациональность продолжает присутствовать в культурах, порождающих цивилизации, неспособные накопить потенциал нравственности, снижающий в человеке его животную составляющую.
И, временами, кажется, что тысячелетиями всё идёт по кругу: человек то выпрямляется во весь свой рост, то опять опускается на четвереньки и воздевает к небу лицо, превратившееся в звериную морду.
Видимо, так «работают» видовые законы, которые сформировали человека.
И мы беспомощны, пока подчиняемся этим законам, находясь в их потоке.
Общество, безусловно подчинённое видовым законам, не может не препятствовать становлению нового человека – это означало бы появление нового вида, более соответствующего эволюционной линии человека и более конкурентоспособного по отношению к существующему виду.
И эти процессы идут всю историю человечества повсеместно и во все времена.
Среди людей правых нет.
Это замечено еще древнеиндийской культурой, утверждавшей, что жизнь на Земле дана человеку в наказание и во искупление. За то, что он такой, какой есть.
Но должен стать другим.
Видовые законы безошибочно действуют на общество.
А отдельные люди могут не подчиняться им. И такие люди были всегда.
Возможно, на них действуют уже не видовые законы, а Силы, создающие новые виды.
Эти Силы выше видовых законов, поэтому есть надежда, что, всё-таки, будет сформировано общество, в котором человек станет существом более высокого порядка, чем был до сих пор.
Свидетельство о публикации №222032501809
Лада Вдовина 25.09.2022 14:24 Заявить о нарушении
Замечательно, когда возникает резонанс.
С уважением
Александр Гаврилов 7 25.09.2022 18:29 Заявить о нарушении