Ответственность перед человеком

   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ


   «…Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?..
   Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне…
   Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня?..
   Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой?..
   Если я виновен, горе мне! если я прав, то не осмелюсь поднять головы моей…»
               
                Библия.
                Ветхий Завет.
                Книга Иова

   В далёком позавчера люди объединялись для того, чтобы выжить в недобром мире.
   Сегодня задачей общества является превращение человеческого существа в Человека.
   Как правило, общество предпочитает не думать об этом, потому что не справляется с этой задачей. Потому что человеческое существо чувствует своё несовершенство и стремится к человеческому состоянию, а социум, будучи ниже человека, по-прежнему, дрессирует его, как зверя, не предполагая в нём человека.   
   Принято говорить, что человек ответственен перед обществом.
   И не принято думать, что общество тоже ответственно перед человеком. Потому что: «…Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом…»

   Человеческое существо обладает потенциалом быть мыслящим. Иногда, оно даже становится мыслящим.
   Стать разумным и нравственным оно может только в обществе. Для этого общество должно обладать потенциалом нравственности. В ходе истории человечества этот потенциал накапливается и утрачивается с трагической регулярностью, словно не может превзойти какой-то критический уровень, за которым человек может стать существом более высокого порядка.
   Как существа животного мира, пройдя эволюционный путь в сотни миллионов лет, остались животными и, по-прежнему, пожирают друг друга, так и люди не могут преодолеть некий животный барьер, за которым они, наконец, обретут и осознают своё реальное значение, перестанут «пожирать» друг друга и обретут своё, человеческое, место в Мироздании.

   Словно цивилизации, сменяющие друг друга, с возрастом, обретают свойства, противоречащие принципам, на которых они только и могут
существовать, и этим обрекаются на самоуничтожение.
   В конце цивилизации её ведут люди, в которых наиболее выражена способность уничтожения потенциала нравственности, чтобы он, ни в коем случае, не вывел человечество на принципиально иной уровень.
   У такой цивилизации ещё есть ум прожить день сегодняшний, но нет мудрости, чтобы продолжиться завтра.

   Мудрость приобретается человеком, и, наверное, является той формой информации, которую цивилизация пока не научилась накапливать.
   А что есть мудрость?
   Наверное, способность давать правильные человеческие ответы на возникающие вопросы.
   Но ответы даёт и ум. Но не всегда человеческие. Нередко – бесчеловечные.

   Культура, из которой вырастает цивилизация, возникает тогда, когда люди начинают накапливать опыт и применять его в жизни.
   Накопление опыта редко является полностью рациональным процессом, потому что в психике человеческого существа переплетаются ещё нереализованный потенциал человека и долгий практический опыт зверя.
Формируется сознание безумца, создающее чудовищные культуры.
   Наиболее «свежим» примером являются культуры Мезоамерики, в которых человеческие жертвоприношения «пережили» все мыслимые исторические сроки и, местами, приобрели немыслимые размеры.
   При этом, приходится помнить, что этот этап развития прошли все человеческие культуры.
   Но, по большому счёту, жертвоприношения в различных формах, присутствуют и во всех сегодняшних культурах человечества.
   Кратковременные экстремальные формы жертвоприношений появлялись и в культурах недавних  времён.

   Потребительская беспощадность зверя, усиленная способностью мыслить, порой, превращает человека в такое чудовище, каких не знает животный мир.

   Инфернальная иррациональность продолжает присутствовать в культурах, порождающих цивилизации, неспособные накопить потенциал нравственности, снижающий в человеке его животную составляющую.
   И, временами, кажется, что тысячелетиями всё идёт по кругу: человек то выпрямляется во весь свой рост, то опять опускается на четвереньки и воздевает к небу лицо, превратившееся в звериную морду.

   Видимо, так «работают» видовые законы, которые сформировали человека.
   И мы беспомощны, пока подчиняемся этим законам, находясь в их потоке.

   Общество, безусловно подчинённое видовым законам, не может не препятствовать становлению нового человека – это означало бы появление нового вида, более соответствующего эволюционной линии человека и более конкурентоспособного по отношению к существующему виду.

   И эти процессы идут всю историю человечества повсеместно и во все времена.
 
   Среди людей правых нет.
   Это замечено еще древнеиндийской культурой, утверждавшей, что жизнь на Земле дана человеку в наказание и во искупление. За то, что он такой, какой есть.

   Но должен стать другим.   
   Видовые законы безошибочно действуют на общество.
   А отдельные люди могут не подчиняться им. И такие люди были всегда.
   Возможно, на них действуют уже не видовые законы, а Силы, создающие новые виды.
   Эти Силы выше видовых законов, поэтому есть надежда, что, всё-таки, будет сформировано общество, в котором человек станет существом более высокого порядка, чем был до сих пор. 


Рецензии
Удивительно ли, что я зашла и прочитала этот текст именно сегодня, когда для меня так важно размышлять именно о том же? Я думаю, не имеет решающего значения, что я не облекла в слова каждую свою мысль. Я нашла созвучные мысли у другого автора и обрадовалась этому созвучию. Спасибо Вам, Александр!

Лада Вдовина   25.09.2022 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
Замечательно, когда возникает резонанс.

С уважением

Александр Гаврилов 7   25.09.2022 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.