Вопросы языкознания культурологии
Сегодняшний день примечателен двумя значительными событиями. Большим брифингом в Министерстве обороны, из которого следует, что на смену плану «А» (создадим дружественный режим на всей территории Украины) специальной военной операции приходит план «Б» (нам нужен Донбасс в границах Луганской и Донецкой областей, а с Украиной разберёмся позже), и дистанционной встречей нашего Президента Владимира Владимировича Путина с деятелями культуры.
По планам специальной операции я выскажусь позже, а пока поделюсь своими впечатлениями от второго события и историческими аллюзиями в связи с ними.
Начну с истории. 20 июня 1950 года газета «Правда» опубликовала работу Иосифа Виссарионовича Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Сегодня трудно сказать, чем так задела вождя тема языковедческой дискуссии о «Новом учении о языке» академика Императорской академии наук (1912 г.) и впоследствии академика и вице-президента Академии наук СССР Николая Яковлевича Марра (1865-1934 годы). Скорее всего тем, что Марр был выдающимся кавказоведом и востоковедом, разработавшим своё учение о «яфетических языках» в том числе на основе изучения грузинского языка, которое было раскритиковано многими учеными на Западе, но такого поворота событий никто в Советском Союзе не ожидал.
Раньше филология Иосифа Виссарионовича не интересовала, хотя ранее он уже принимал косвенное участие в философской дискуссии 1947 года, дискуссии о генетике в 1948 году и «павловской» дискуссии о физиологии в 1950 году. Кроме того, Иосиф Виссарионович в своё время уделял много внимания межнациональным отношениям, и его работу 1913 года «Марксизм и национальный вопрос» можно считать классикой философской мысли. В
Видимо, к концу жизни Сталин стал больше интересоваться научными проблемами, и надо отметить, что оценивал он эти научные дискуссии вполне здраво, хотя некоторые до сих пор считают его виновником проблем с развитием генетики и кибернетики в Советском Союзе. Впереди будет создание «Экономических проблем социализма в СССР», своеобразного завещания Иосифа Виссарионовича, которое после его смерти пропало втуне.
Но «вернёмся к нашим баранам». Видимо, с возрастом каждый выдающийся политик начинает думать о «вечном». Кто-то замаливает грехи, как Иван Грозный, кто-то пишет трактаты, как Николо Макиавелли, а кто-то желает оставить след в науке и в культуре. Обычно проявление подобного интереса свидетельствует о скором закате этих светил.
Владимира Владимировича Путина в последнее время не оставляет желание оставить неизгладимый след в истории, что он успешно и сделал ранним утром 24 февраля 2022 года. Но при этом он пытается исторически обосновать свои действия. Видимо, ему стоило бы какое-то время поработать преподавателем в ВУЗе, где восхищённые студенты внимали бы его историческим выкладкам. Ничего, что иногда путается Северная и Семилетняя война, главное, обосновать всем ходом российской и советской истории необходимость своих действий как единственно правильных и возможных.
Все мы пережили «величайшую геополитическую катастрофу» в 1991 году, и мечта о восстановлении в той или иной форме Советского Союза не оставляла многих. Но история – дама капризная, выросли новые поколения, для которых что Советский Союз, что Российская империя, что Золотая Орда или Древняя Русь одинаково далеки, и нарративы о прекрасной жизни в едином государстве воспринимаются со скепсисом. Это мы сейчас наблюдаем на Украине, большинство жителей которой после 2014 года вдруг, независимо от языка бытового общения, почувствовали себя украинцами, и ощущение от русского мата в случае успешного поражения цели, раздающегося по обе стороны линии соприкосновения, оставляет странное и жуткое впечатление.
Но, если не говорить об истории или о переговорах с этими упёртыми украинцами, то надо говорить о культуре.
— Говорю о прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией, об этой тенденции, которая разворачивается в ряде западных государств — при полном попустительстве, а иногда и при поощрении правящих элит, — уточнил глава РФ. — Из концертных афиш вымарывают Чайковского, Шостаковича, Рахманинова. Также запрещаются и русские писатели и их книги. В последний раз такую массовую кампанию по уничтожению неугодной литературы почти 90 лет назад проводили нацисты в Германии. Мы хорошо знаем и помним из кадров кинохроники, как сжигались книги прямо на площадях.
Не так давно «отменили» и детского писателя Джоан Роулинг за то, что она — автор книг, которые разошлись по миру сотнями миллионов экземпляров, — не угодила поклонникам так называемых гендерных свобод, — заявил он.
— В Голливуде, например, раз за разом выходили фильмы, в которых единственным победителем нацизма назывались Соединенные Штаты. При этом мужество и героизм, победу Красной армии, которая внесла решающий вклад, — достаточно посмотреть просто на цифры воинских подразделений, которые воевали на Восточном фронте, у Германии, — решающий вклад Красной армии просто взяли и «отменили», — добавил Владимир Путин.
— А в Японии, например, в день памяти о жертвах атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки или стыдливо молчат о том, кто же сбросил бомбы на их города, или пишут совсем уже очевидную чушь: мол, это сделали некие абстрактные союзники. В учебниках прямо об этом пишут, — также напомнил Владимир Путин.
Приношу извинения за столь пространную цитату, но иначе трудно объяснить, что творится в голове у человека, воспринимающего мир через призму дискриминации. Фёдору Михайловичу Достоевскому или Петру Ильичу Чайковскому уже давно безразлично, как к ним относятся, но их творчество было создано в западной парадигме и было признано гениальным не только в России, но и во всём мире. И мне не попадалось сведений о том, что в Германии сжигают романы Достоевского, а балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» запрещены к исполнению в Риме или в Нью-Йорке.
Голливуд создаёт фильмы в США, и было бы удивительно, если бы они создавались в первую очередь не для американского зрителя, который считает свою страну лучшей в мире, а своих героев самыми героическими. А если вспомнить, что Голливуд создавался в основном выходцами из-за «черты оседлости» в Российской империи, трудно было бы ожидать от его создателей и их наследников пылкой любви к бывшей Родине.
Что мешает создавать качественные фильмы в России, которые могли бы завоёвывать сердца и кошельки зарубежных зрителей, надо спросить у Ольги Любимовой и Владимира Мединского, тем более, что в мире смотрят и продукцию индийского Болливуда, и кино южно-корейских и латиноамериканских режиссёров, просто содержание фильмов должно затрагивать сердца каждого человека, как в своё время задела сердца простая история, рассказанная в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Джоан Роулинг уже ответила на слова Владимира Владимировича. Что касается японских школьников, то они, я думаю, достаточно хорошо знают, кто бомбил Хиросиму и Нагасаки, но они знают и то, что послужило причиной этого трагического события.
Главное то, что разговоры об истории и культуре из уст вождей чаще всего свидетельствуют о начавшемся закате их карьеры. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович будет жить долго, ясно осознавая всё хорошее и всё плохое, совершённое им за десятилетия управления Россией. А великая культура не нуждается в защите, трава всегда пробивается через асфальт.
Свидетельство о публикации №222032501894