Судьба играет человеком

ИЛИ:  У  ВСЕХ  ЛЮДЕЙ судьба своя

Свой документальный рассказ я посвящаю судьбе своих верных и близких друзей – однокурсников с 1956 года по сегодняшний день.
Я встретилась и подружилась с Юрием и Людмилой  на первом курсе лесохозяйственного факультета в Казахском сельскохозяйственном институте (Каз.СХИ). Юрий и я окончили одну школу в Алма-Аты, а Людмила родом из Северного Казахстана получила общежитие. Общежитие студентов лесфака находилось вблизи от ПКО имени Горького, а также нашей школы и квартир.
       Мужские и женские школы в Алма-Аты перемешали в 1954-м году, когда я училась в девятом классе «А», а Юра из мужской школы попал в класс «Б».
Поэтому я познакомилась с Юрой только в 1956 году и одновременно с его первой и единственной любовью -Людмилой
      
         Матери Юры пришлось одной выращивать двух сыновей потому, что её муж погиб на Войне. Старший брат Юры к этому времени уже окончил Вуз в Ленинграде, где согрешил с молодой студенткой из Сибири перед выпуском. Она написала, что ждет ребёнка, а строгая и ответственная мать обязала своего сына признать ребёнка и оформить брак в загсе, потому что отец в ответе за своё дитя.
        Юрию пришлось побороться с конкурентами  из Грузии за нашу белокожую и белокурую славянскую красавицу с пышными формами.
       У красавца грузина было преимущество, потому что он мог встречаться с Людмилой вечерами, они могли ходить на танцы в ПКО, но на общих сельхозработах и на практике преимущество получал Юрий – высокий и талантливый певец под свою гитару, которую всегда возил с собой.

        Поэтому на четвёртом курсе, когда студентов распределили по кафедрам для преддипломной практики в лесхозах, Людмила согласилась на предложение Юрия помочь ей с дипломным проектом, а её поклоннику – грузину Шалико пришлось собирать материалы на дипломный проект со своим другом Маркленом из Грузии, который сумел соблазнить Светлану – блондинку из Алма-Аты.
        После защиты дипломного проекта Юрий с Людмилой получили распределение на работу таксаторами в Леспроект, как и Марклен со Светланой, а Шалико уехал на Родину, в лесхоз Грузии. Светлана защищала дипломный проект будучи беременной и вскоре родила первого сына своему мужу, а Людмила родила мужу дочку только через год, после регистрации брака.
 
      Я с тремя холостыми подружками попала в Казахскую экспедицию (КАЛМЭ) Объединения «Агролеспроект», в Кокчетавской области. Но в 1968 году в связи с огромным объёмом работ по полезащитному лесоразведению из-за ошибок безграмотного Н.С.Хрущёва и образованию чёрных бурь в Казахстане были организованы 2 филиала  ГПИ «СОЮЗГИПРОЛЕСХОЗ» - Северо-Казахстанский на базе КАЛМЭ  и Казахский в Алма-Ате. Ну, а я вернулась в Алма-Ату на квартиру родителей.
         В конце 80-х Комитет лесного хозяйства решил объединить все предприятия, относящиеся к лесному хозяйству в одном огромном шестиэтажном здании рядом с ПКО имени Горького в 2-х кварталах от тоже огромного Зелёного Базара.
       Нам всем показалось, что мы вернулись в нашу студенческую молодость детей ВОВ, а наш дружный и самоотверженный лесфак Каз.СХИ вернулся в родные пенаты.
        Работа Леспроекта и Казахского филиала ГПИ была связана с полевыми изысканиями, которые продолжались с мая по октябрь и требовала не только физического труда, но и высокой квалификации. К сожалению работа в экспедициях в полевой период была не только сложной, но и низкооплачиваемой, особенно для женщин, которым приходилось готовить еду для изыскательской партии и содержать съёмную комнату для проведения камеральной обработки собранных материалов.
    Руководители наших предприятий столкнулись с неблагодарностью молодого послевоенного поколения наши «молодые спецы» получив квартиру по большей части увольнялись, бросая свою профессию, и переобувались в артисты, журналисты или предприниматели...
     Поэтому директор и главный инженер ценили нас выпускников лесфака из детей Войны, отличающихся высокой ответственностью за порученную работу.
     В конце семидесятых Леспроект и Казахский филиал ГПИ решили построить жилые дома из кирпича со всеми удобствами, мусоропроводом и  улучшенной планировки в непосредственной близости от производственного здания для себя и лучших и надёжных специалистов. К этому времени у Юрия с Людмилой уже вырос сын, а дочка училась в Вузе Ленинграда. Директор и Главный инженер Леспроекта боялись потерять своих лучших ведущих  специалистов и предложили сдать свою большую трёхкомнатную квартиру в микрорайоне и получить  взамен две квартиры – двухкомнатную и однокомнатную в новом доме. Это был идеальный вариант для семьи Юрия.
     По договорённости с горисполкомом директора Юрий сдал свою трёхкомнатную большую квартиру в микрорайоне и получил в новом доме две квартиры на четвёртом этаже – двухкомнатную для себя с женой и сыном, и однокомнатную для своей матери.
     Бабушка получила возможность наблюдать за своим любимом внуком с балкона собственной квартиры и в случае ссоры или неприятностей вызвать Людмилу из производственного здания, которое возвышалось напротив двора через улицу...
        Юрий остался таксатором и пол года проводил на изыскательских работах, а Людмила возглавила камеральную группу и приносила своему талантливому художнику распечатку таблиц  - «бабины» из ЭВМ (Электронной вычислительной машины).
 
       Мой не только одноклассник, но и однокурсник получил полное право гордиться собой, и был счастлив. Алёше исполнилось 10 лет, а дочка Татьяна окончила школу с золотой медалью и поступила в Ленинградский ВУЗ.
       На своём дачном участке Юрий возвёл прекрасный дом с верандой и подвалом, соорудил туалет, душевую кабинку, сарайчик для инструментов и распланировал участок в полном соответствии с законами для загородного отдыха а также получения  для семьи экологически чистых фруктов, ягод. грецких орехов и необходимых овощей..Их дачный участок был похож на настоящий райский сад и Людмила с Юрием очень любили возить на дачу не только дочку, но и сына с пятилетнего возраста, чтобы приучить детей к труду и ответственности не только в школе.

       Но в середине восьмидесятых годов семье моих друзей случилась страшная трагедия – погиб их сын Алёша. Мальчик был не только явно талантливый художник, похожий на своего отца – музыканта и певца, высокого роста, но и любил заниматься спортом во дворе, подтягиваясь на турнике.
       Однажды утром в телефоне на столе Людмилы раздался испуганный голос свекрови с сообщением, что Алёша убился на площадке во дворе и не поднимается с земли....Людмила не испугалась, мальчик был шустрый и бесстрашный и часто калечился. Она попросила машину у главного инженера, чтобы отвезти сына в больницу не ожидая скорой помощи. Алёшенька был без травм, тёплый, только молчал и показался матери уснувшим и она не поняла, что её дорогого сыночка уже нет...

         В 1986 году исполнялось 25 лет со дня окончания нашего курса и 30 лет со дня начала учебы, и крепкой дружбы до выпуска в 1961 году.
        Наш староста курса Алумтай, поступивший на факультет в 1956 году после службы в армии и «руководитель» общежития, которого все наши юноши называли дедом, связался с деканом факультета – профессором Бессчётным Петром Поликарповичем, который был рад встретиться с нашим курсом детей Войны и узнать , кто достиг успехов в своей профессии и жизни. Алумтай привлёк и меня к организации нашей встречи с однокурсниками, разбросанными по всему СССР. Откликнулись и смогли собраться 34 человека из 64, окончивших лесфак в 1961году. Двое из ребят  к этому времени ушли в мир иной – погибли,  кто-то не сумел приехать из-за проблем на работе. Но все, кто встретились тогда, были буквально счастливы. Мы собрались около здания института и, конечно, тех, с кем не встречались эти 25 лет, не могли узнать с первого взгляда, поэтому было много смеха. В конце концов мы разобрались кто есть кто, зашли в институт, встретились с деканом Петром Поликарповичем и пригласили его в ресторан, где был заказан стол на 40 персон, с учётом всех нас и преподавателей.

      Пётр Поликарпович сказал, что наш курс запомнился ему, как один самых дисциплинированных и лучших. Наши сокурсники Павел Д. и Игорь К. к тому времени уже были доцентами лесфака, Лариса М. преподавала в Боровском лесном техникуме, 10 человек уже защитили диссертации на звание кандидата наук, а у двоих уже были готовы докторские диссертации. Были сокурсники, дослужившиеся до "главного лесничего" и "директора лесхоза", "главного инженера проектного института", "Гипов"... Наши пары, которые поженились на последнем курсе, уже имели не только детей, но и обзавелись внуками. Никто, даже из наших «шалопаев», не стал наркоманом, преступником или просто недостойным уважения человеком. Пётр Поликарпович добавил, что нынче студент пошёл не тот...
      Перед расставанием мы клятвенно пообещали друг другу встретиться ещё раз через 5 лет... К сожалению, через 5 лет наша встреча не состоялась. Пришли лихие девяностые, всё закачалось, зашаталось, да и у наших друзей начались проблемы в семейных отношениях.

      Людмила пришла на встречу с однокурсниками, а Юрий отказался. Алмаатинцы знали о трагедии в семье Юрия и не удивились, а приезжие стали возмущаться, что  не могут послушать гитариста и певца. Людмила извинилась за мужа, объяснив, что он не сумел отменить важную командировку.
      После ресторана бывший поклонник и почти жених Людмилы грузин Шалико попросил разрешения проводить её до квартиры и познакомить с сыном Юрия. По дороге Люде пришлось рассказать своему товарищу о трагедии и пригласить на чай, чтобы показать рисунки сына. Шалико признался, что приехал на встречу с одной целью – пообщаться со своей первой  чистой любовью, которую до сей поры не может забыть.

     Татьяна – дочка Юрия успешно окончила Вуз в Ленинграде и вернулась в Алма-Ату в однокомнатную квартиру своей бабушки..
      Вскоре школьный друг Тани сделал предложение стать его законной женой. После свадьбы Танечка перешла жить на квартиру мужа со свекровью и родила мальчика, которого нарекли Игорем. Но Юрий не мог забыть своего Алёшинку, ему казалось, что не сумел уберечь сына от ошибки..
       А после похорон матери у Юрия обнаружили рак лёгкого и положили в госпиталь на операцию.
      К этому времени дочка разошлась с мужем. А сына отдала на воспитание своим родителям..

      Я встретила своего товарища после выписки из больницы и облучения зимой 1994 года, когда оформляла документы на пенсию – заслуженный отдых в собесе нашего района. Юра спросил:-  Ритка, а ты тут зачем?.
Я ответила, и в свою очередь спросила а ТЫ зачем?
- Да вот получил  первую группу инвалидности и буду теперь домохозйкой! Пенсия большая, Людка еще работает, её зарплаты и моей пенсии хватит и на поддержку семьи и на проезд до дачного участка
-     Хочу показать тебе, как я выгляжу. Надеюсь, что в обморок не упадёшь, вы – женщины храбрые или более сильные, чем мы. Когда после операции и облучения ко мне в палату пришёл друг из Леспроекта с подарками, то грохнулся в обморок, чем насмешил врача и меня тоже.
       Юрий снял с головы шапку и оказался без шевелюры, но с улыбкой на лице. Я засмеялась, сказала, что лысина ему идёт и добавила:
- Будешь посещать друзей на праздники с гитарой и радовать всех  песнями.
Я рассталась со своим товарищем в отличном настроении, не представляя себе, что мы с Юрием  через год вновь встретимся на своих рабочих местах и потеряем свободу.
       Врачи решили, что Юрий стал здоровым человеком, и перевели его с половиной лёгкого на мизерную пенсию по первой группе инвалидности.
       Юрию пришлось вернуться на своё рабочее место, как лучшему специалисту Леспроекта на полставки. Он ходил на работу через день но даже при этом его организм потерявший иммунитет  не справлялся  с постоянными заболеваниями, особенно в весенний и осенний сезоны года.
        А мне,  с максимальной пенсией в новой валюте, после похорон мамы в 1992 году на которые ушли все мои довольно большие сбережения,  не стало хватать денег на достойное пропитание и даже оплату квартиры. Чтобы содержать наш семейный дачный участок в надлежащем состоянии, мне пришлось трудиться по своей профессии до 70 лет.

       Последний раз я встретила Юрия весной 2009 года, когда отправилась на базар с тележкой на колёсах, накануне женского праздника. Юрий с аналогичной тележкой шёл с базара и выглядел полумёртвым, но улыбнулся и поздравив с наступающим праздником спросил: – Ну, как тебе на пенсии? Я решил тоже уволится после праздника больше нет сил ходить на работу, летом буду жить на даче и соловьёв слушать. Я своим подчинённым женщинам уже сувениры на барахолке подобрал, приложу к тюльпану со своей дачи вместе с клубнем, чтобы они помнили своего начальника.

          Через неделю 8 марта наш товарищ – Алумтай сообщил о смерти Юрия в больнице  и похоронах нашего многострадального товарища в праздничный день.
Однокурсники Юрия из 6-ти человек (3 мужчины и три женщины) вручили Алумтаю свои «взносы» с просьбой передать их Людмиле. Я с двумя подругами попросили наших друзей при похоронах бросить горсть земли и пообещали через 3 часа устроить свой поминальный обед на моей квартире.
        На следующий год я попросила Людмилу взять меня с собой на кладбище, чтобы помянуть и Алёшу и Юру. К этому времени я уже освоила Комп., купила себе принтер и сканер, увлеклась писательством и решила отсканировать рисунки Алёшеньки и старые фотографии нашей студенческой молодости
      
        После смерти Юрия  ежегодно я приходила к Людмиле 8 марта с утра с тортом, чтобы помянуть своего школьного товарища.
         В этом году я хотела придти к Людмиле 8 марта вместе с моим документальным рассказом – посвящением моим друзьям, но не сумела завершить свою «повесть в связи с беспорядками в АЛМАТЫ и войной на Украине.

        К 2022 году из наших друзей однокурсников остался только Алумтай, и ушли из жизни 4 наши бабушки – подружки проживающие в Алматы.
        Я вспомнила, что мой брат с появлением первых внуков мне объяснил почему их он любит больше, чем своих сыновей и рассказала об этом Людмиле. Он мне сказал, что из сыновей хочешь вырастить великих и славных и достойных, а внуков можно просто любить и помогать по мере сил.
       Людмила согласилась и рассказала о высказываниях своего обожаемого внука Игоря в 2-3-х летнем возрасте:
-  Иду с ним из детсада и ворчу, а он мне выдаёт:
 - Баба! Не говори мне никаких словов!;
- Баб! Что будет, если наш дом упадёт в большую лужу? - будет много брызгов! и тут же с силой наступает в маленькую лужицу на дороге...
Вечером с балкона показываю ему звездное небо и говорю: - Это Юпитер, это Марс...., а внук спрашивает: - а где сникерс?
- споткнулся об открытую дверцу холодильника, пнул её от злости и ударил большой палец на ноге. Но сдерживая слёзы закречал: - я не бабник! А потом запел- каждый день я с кэфри из рекламы по телевизору.
- показываю ему высокий клён во дворе и говорю – Это дерево. А мой внук показывает на маленькие кусты живой изгороди и поясняет мне – а это маленькие девольки, ты бабушка дулочка, а я умный!

           Оценив таланты сына и внука Людмилы и Юрия, я по согласованию с подругой в качестве иллюстрации разместила любимый рисунок её сына Алёши.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Я познакомилась с сайтом Стихи.ру после 70 лет в 2008 году, а в 2011 по  совету настоящего Поэта завела для себя страницу на сайте Проза.ру.

Благодарность  Б.В. ПОРТАЛУ
Как не славить мне Стихиру?!
И соседку – Проза.ру?
О маразме позабыла!
Графоман? – зато ЖИВУ!!

По традиции завершаю свой рассказ одним из первых моих «творений» 2008 года

СТАРЕЮЩИМ  АРТИСТАМ И ПОЛИТИКАМ

Если время истекло, то не надо бить тревогу,
Что горело – отцвело, уступи другим дорогу…
Ведь нельзя моложе стать, если вырежешь морщины,
И не прыгнет время вспять, коль закрасишь все седины.

Кто захочет вечно жить, если сил всё меньше в теле?
Если можешь «вдруг» забыть, и болячки одолели…
Плохо видишь, плохо спишь, пять кило поднять не в силах,
Слух пропал, в грязи сидишь, кровь густеет в старых жилах…

Обмануть других не сложно – их твоя обманет маска,
И себе наврать возможно. Только жизнь - она не сказка!
Посмотри на мать-природу, на цветы, зверей, деревья,
На закаты и восходы, листопады в день осенний.

Где начало – расцветает, плодоносит - в середине,
Срок наступит – увядает, даже если на вершине…


Рецензии