Аварские гъармухъи - кто они?

Около двух лет назад историк Т.Айтберов в статье «Дагестанцы и калмыки – к истории взаимоотношений дагестано-монгольские связи в свете арабоязычных и местных источников» в разделе «Пришествие калмыков» приводит следующую информацию.

«Монгольский народ «калмыки» хотя и потерпел крупное поражение от кабардинцев, но сохранил авторитет на Северо-восточном Кавказе в качестве обладателей большой военной силы. В русских архивных материалах ХVII – начала ХVIII вв. содержатся упоминания о походах калмыцких войск в направлении Тарков, то есть, современной Махачкалы.

Калмыцкий фактор получил свое отражение в топонимии Терско-Сулакского междуречья и в преданиях, которые записали русские в ХIХ в. Пример здесь – публикация И. Бахтамова, сделанная в 1863 г. Предания аргванийских аварцев, имевших в ХVIII в. большие земельные владения по правому берегу Терека (ныне Чечня), которые были записаны по-арабски (XIX в.) и получили известность как «История Аргвани», также содержат информацию по разбираемому здесь вопросу. Так вот, согласно названным преданиям, в числе врагов аргванийцев был этнос по названию «гармук» (гъармухъ), то есть калмыки. Сохранились, наконец, подлинные арабоязычные послания дагестанцев XVIII в. с упоминанием калмыков. Например: от правителей кумыкского «города» Эндирея (поблизости от г. Хасавюрта) направленное правителю (нуцал) Аварии по имени Мухаммад, которое датируется началом ХVIII в. В нем сообщается, что эндиреевцы находятся в опасности из-за вторжения калмыков на их территорию, и выражается надежда, что аварское войско им поможет.

Возможно, что дальнейшие разыскания в дагестанских текстах, составленных в арабской графике (как по-арабски, так и на других языках, употребляемых мусульманами Дагестана), позволят выявить и иные свидетельства тех или иных контактов, имевших место в ушедшие столетия между монгольскими».

Действительно, как и предполагает исследователь сведения, касающихся калмыков в Дагестане отмечаются в местном историческом сочинение «Тарихи Эндирей», в котором дается информация, касающейся истории Засулакской Кумыкии, в основном Эндирея. Не имеем возможности судить о том, знаком ли Т.Айтберов с данной ситуацией. Но на всякий случай приводим выдержку из него полностью.

«… [я], Адильгерей сын Абдурашита, пишу эти [строки] о том, что я знаю о кумукском народе и о его становлении, чтобы [об этом] знали нынешние и, чтобы это осталось незабытым и для будущих поколений.

Главным городом кумуков было нынешнее селение, которое называется Эндирей; а в древности он назывался Балх . В других местах не было ни одного населенного пункта. Реки [в те времена] не текли по нынешним их руслам, а разливались по степям, превращаясь в озера и камышовые заросли.

В то время кумуки принимали участие в набегах. На месте Старого Йахсайа (Эсги Йахсай) обитали калмуки, они были [тогда] не в дружественных отношениях с кумуками. В то время один уздень из Эндирейа убил бийа и приютился у калмукского хана. И калмукский хан, очень доверившись ему за то, что он убил [эндирейского] бийа, сделал его [своим] нёгером.

В то время во главе кумуков стоял бий, который посылал нёгеру калмукского [хана] известия: «Если ты вернешься [к нам], убив калмукского хана, то мы простим тебя».

Тот кровник (канлы) долгое время выслеживал хана. И наконец, найдя удобный момент, убил его и сбежал. Прибыв к кумукским бийам, он остановился в нижней части Эндирейа и отправил человека к бийам [с известием]: «Я пришел, исполнив то, что вы мне сказали». Бийи, будучи весьма им довольны, сами вышли ему [навстречу], простили его и привели с собой в город Эндирей.
После того кумуки, совершая частые нападения на калмуков, [в конце концов] нанесли им поражение. [И] те стали убегать оттуда. Кумуки шли на них, оттесняя до того места, где раньше текла река Йахсайсув . Прогнав их за нее, кумуки вернулись обратно. И поныне то место называют «Калмук-отген».

Такая вот история. Но есть весьма обоснованные сомнения в том, что эта информация, равно как и информация, приведенная до этого, вообще может иметь какое-либо отношение к имени «гармук (гъармухъ)» из аварских преданий.
Но для начала отметим, что лексическая параллель к нему х1ярмуч1 со значением «мелкий рогатый скот с темным окрасом морды» и переносно - «человек с грязным лицом» отмечается и в агульском языке. Этимологически оно восходит к форме *ххармук1 и с точки зрения звуковых соответствий в целом совпадает с приведенным аварским вариантом. Но на семантическом уровне абсолютно не ясно, какая может быть связь между названием народа и мелким рогатым скотом с темным окрасом морды? В даргинском языке тоже есть слово "гъармука". Со значением" захватчик", " агрессор"  слово гъармука представлен и в литературной версии (акушинский диалект) даргинского языка. Но это, так сказать, к слову.

А серьезная проблема заключается в том, что по причине несоответствия законам звуковых превращений, совершенно невозможно, как того хочет видеть Т.Айтберов, аварское слово «гъармухъ» возвести к этнониму калмык. Во-первых, непонятно, благодаря каким факторам звук -к, имеющий аналог в аварском языке вдруг терпит превращение, причем в разных позициях одного и того же слова с разным результатом - в начальной позиции с -гъ, а в конечной с - хъ, хотя для этого нет никаких предпосылок.

Во-вторых, беспокоит переход предполагаемого калмыкского -л в -р на аварской почве. Теоретически это возможно. Но в дагестанский языках как раз-таки преимущественно отмечается обратный процесс, то есть, как правило -р переходит в -л. Таким образом можно сказать, что сопоставление аварского «гъармухъ» с этнонимом «калмык» не имеет под собой основы.

Более продуктивным кажется сопоставление его с названием черкесского феодального княжества Кремук, имеющий в языках варианты Кемиргой, Темиргой и т.д., возникновение вариантов которых было обусловлено сложным фонетическим составом этого названия в его исконном звучании, что заставляло другие языки привести его в соответствии с теми возможностями, которые обладали их фонетические корпусы. Поэтому сходный процесс мог найти свое отражение и в аварском языке.

Такой подход к решению проблемы тем более оправдан, если учесть, что дагестанские и черкесские народы в позднем средневековье слишком долго противостояли друг другу. Известно, что последний военный поход на север дагестанскими шамхалами было совершено во второй половине 16 века. Ровно наоборот поступали и народы северной полосы региона. И, если, в этом противостоянии участвовали даже немногочисленные агулы, то аварцам сам бог велел быть в гуще этих событий. Поэтому не исключено, что  название «гъармухъ» в какой-то момент истории по ассоциации с черкесов было перенесено на калмыков, которые также как и черкесы рвались в Дагестан занимать себе место под южным небом. В истории и такое явление не редкость.


Гаджи Алхасов


Рецензии