Как я стала студенткой института

Я училась в 252 школе Октябрьского района города Ленинграда по восьмой класс включительно. И уже в четвёртом классе я полюбила биологию, хотя её еще не было в программе для учеников четвёртого класса. Но я ходила в кабинет биологии. В нём работала Евгения Ароновна Вяземская. Она была главным методистом по преподаванию этого предмета в нашем районе. Она всегда очень приветливо встречала меня. И затем с пятого класса я у неё училась. Сначала у нас была ботаника, затем зоология и потом анатомия.

Все эти предметы мне очень нравились. И нравились они всем в нашем классе. Евгения Ароновна настолько интересно вела уроки, что все, даже хулиганы, слушали её с большим удовольствием и вниманием. И многие, в том числе и я, хотели стать биологами. И Евгения Ароновна всем говорила про меня: "Это будущий профессор в области биологии или медицины!".

И я очень хотела работать в области медицины. И моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, готовила меня для поступления в медицинский институт. Она имела разностороннее медицинское образование. И по маминой линии мои родные были лекарями. Мой прадед писал даже книги по траволечению. И родная сестра моего дедушки - Мария Яковлевна Ручкина, лечила всех жителей Ярославской области. И неизлечимых болезней для неё не было. Так мне говорила моя мама. Больных привозили к ней на санях в очень тяжёлом состоянии. Но через некоторое время они выходили из дома Ручкиных на своих ногах.

И я очень хотела, когда заканчивала одиннадцатый класс в 243 школе Октябрьского района Ленинграда, поступать в медицинский институт. И мне была подготовлена даже характеристика моей классной руководительницей - Эллой Израйлевной Максимовой, в которой она писала о том, что я без всякого сомнения буду отличным врачом.

Однако буквально перед подачей документов в приёмную комиссию мы с мамой встретили мамину старую знакомую - Веру Ивановну Лазареву. Она работала с моей мамой в санитарной службе главного морского порта Ленинграда в санитарной службе, когда я была ещё совсем маленькая. И она отговорила меня от поступления в медицинский институт, рассказав о другом - Ленинградском институте Водного Транспорта.

А я с детства любила водную стихию. И я пришла, чтобы познакомиться, в Ленинградский институт Водного Транспорта. Мне сразу очень понравился вестибюль. Здесь были красивые мраморные колонны. Узнала о том, что здесь большое внимание уделяется водным видам спорта, всех в обязательном порядке обучают плавать. И я решила поступить в этот институт.

Я поступала в институт в 1966 году, когда был двойной выпуск десятых и одиннадцатых классов. И поэтому был очень большой конкурс. Экзаменаторы не жалели абитуриентов, поскольку их было очень много. И особенно тяжело было сдавать экзамены по устной математике и физике. Но я сдала их успешно несмотря на трудности.

Устный экзамен по математике я сдавала четыре часа. В билете у меня была теорема Пифагора... И я доказала её не обычным способом. И экзаменатор - Лениана Ичановна, спросила с удивлением меня: "Ну и что Вы доказали?". "Как что?! Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов!" - ответила я. "А ну ка повторите доказательство!" - с некоторым удивлением попросила она меня. Мне стало понятно, что она впервые услышала такое доказательство и не сразу его поняла. Но я, конечно же, повторила.

После этого Лениана Ивановна стала давать мне для решения задачи олимпиадного типа. И я их все успешно и без труда решала. А затем подключились и другие экзаменаторы. И каждый давал мне тоже непростые задачи. И я тоже их все успешно решала. Но в конце концов я устала. И в самой последней задаче сделала досадную ошибку при подсчёте подобных членов. Но это не было принципиальной и серьёзной ошибкой. Однако я получила не отличную, а хорошую оценку, то есть на один бал ниже.

Далее был экзамен по физике. Я стояла перед входом в аудиторию, где проходил экзамен. И из этой аудитории выходили один за другим очень расстроенные абитуриенты, получив двойки и тройки. Наконец и я вошла в аудиторию. Взяла билет и стала писать на доске. Справа и слева от меня экзаменаторы спрашивали в этот момент абитуриентов. И оба абитуриента получили двойки.

Обстановка была напряжённая. Но я старалась держаться спокойно, зная о том, что жалеть меня не будут. И, когда закончила писать ответы на вопросы и решила  задачи, ко мне подошёл экзаменатор. У меня всё было написано на доске без ошибок. Придраться к чему-либо было нельзя. А задача тоже была сложная. Для её решения надо было знать многие разделы физики. Но я успешно справилась.

Экзаменатор по физике сказал, что готов поставить мне хорошую оценку, поскольку замечаний у него нет. Но я ответила, что хорошая оценка меня не устраивает. Мне нужна была для прохождения по конкурсу только отличная оценка. "Тогда я буду задавать дополнительные вопросы и задачи!" - сказал мне экзаменатор. Я согласилась. И экзамен продолжился. И опять подключились и другие экзаменаторы. А затем меня повели в другую аудиторию.

В этой аудитории экзамен у тех, кто претендовал на отличную оценку, принимал профессор Рымкевич, известный всем абитуриентам по школьным задачникам по физике. И он поставил в итоге мне отличную оценку и поздравил с успешной сдачей экзамена по физике. Экзамен по физике продолжался шесть часов.

И, когда я шла в другую аудиторию для продолжения экзамена, я увидела в коридоре свою маму. Она очень волновалась за меня. Мы жили недалеко от института. И поскольку я очень долго не возвращалась после экзамена, она не выдержала и приехала в институт, чтобы убедиться в том, что я здесь, жива и в том, что у меня всё в порядке, ведь она очень меня любила и я была её единственным ребёнком. И после экзамена мы ехали домой вместе счастливые. Мы радовались тому, что я сдала очень трудный экзамен на отлично!

Я сдавала при поступлении пять экзаменов. По всем кроме устной математики я получила отличные оценки. И поскольку у меня была только одна четвёртка, меня зачислили в институт. Но, если бы я согласилась на хорошую оценку по физике, я бы не прошла по конкурсу. Поэтому я поступила правильно. И выдержала экзамен по физике достойно, проявив бойцовские качества.

И потом с удовольствием училась в этом институте по физике, математике, химии у своих экзаменаторов. И далее с таким же большим интересом изучала другие достаточно сложные общеобразовательные и специальные предметы. И закончила институт с отличием. И в дипломе у меня была опять только одна четвёртка. И по распределению после окончания учёбы меня оставили для работы  в качестве инженера-математика-программиста в институте в Вычислительном центре Пароходств Северо-Западного бассейна.

25 марта 2022 года

На фотографии я - ученица одиннадцатого класса
243 школы Октябрьского района Ленинграда   


Рецензии