Енисейск древняя столица Сибири. Изд 2 Гл 14

Глава 14. Этап великих открытий.

Уже в 17-18 веках  главным городом Восточной Сибири   был Енисейск. Его власть простиралась не только на все Енисейские волости, но и на Забайкалье, и даже Якутию. Весь хлеб, оружие, порох, свинец, деньги, церковная утварь, все царские Указы, книги и бумага поставлялись туда через Енисейск.
 Из Москвы, взамен на «ясак», грузы  аккумулировались в Верхотурье (ныне город в Свердловской области). Именно там  готовились экспедиции в Восточную Сибирь. Как правило, ежегодно весной, сюда из Тобольска специально отправляли сына боярского с сотней казаков.  Они строили суда-дощаники, на которых весь этот груз потом и доставлялся.
А маршрут был все тот же: по реке Тура через  Туринск  (город в Свердловской области), потом  караван сплавлялся до Тюмени и затем  по реке Тобол до Тобольска. Здесь часть товаров оставалась для нужд города.  Дальше караван  шел по давно известному пути. Вниз по течению Иртыша 230 километров до реки Обь, потом по Оби, бичевой, до ее правого притока Кеть.   Дальше вверх, против течения реки, минуя Кетский острог   до  Маковска, оттуда волоком до реки Тыя, сплавом по ней в реку Кемь и по ней в Енисей. А там снова, бичевой, против течения, до города  Енисейска.
Здесь весь доставленный груз распределялся между Енисейском, Красноярском, Якутском и Нерчинском.  Обычно общий вес грузов, доставляемых централизованно таким караваном, составлял не более 120-150 тысяч пудов.
Из них хлеба (ржи) приходилось 80-100 тысяч пудов. В Якутск  обычно отправляли 25-30 тысяч пудов по реке Тунгуске,  реке Илим до Илимского острога, потом волоком и реками до реки Лена и сплавом до Якутска.
В Нерчинск по реке отправлялось до 20 тысяч тонн ржи. Остальное съедал сам Енисейск,  Красноярск и Туруханск вместе со своими волостями.   Путь от Верхотурья до Якутска и обратно, в общей сложности, занимал два года. От Тобольска до Енисейска, приблизительно, считалось 2000 тысячи верст, от Енисейска до Иркутска 1700- 1800 верст, от Енисейска до Мангазеи – 1000 верст. Возвращаясь обратно, караван доставлял в Енисейск «ясак». 
Позже, когда Енисейск и его южные волости стали активно заниматься сельским хозяйством, нужда в доставке такого количества хлеба значительно снизилась, позволив перевозить в Сибирь другие, так необходимые здесь, товары.  Однако, как перевалочный пункт, Енисейск все равно оставался незаменим.
***
Именно отсюда начинались экспедиционные маршруты всех известных путешественников и землепроходцев дальше в Сибирь, на Дальний Восток,  в Японию, Америку и Китай.
В условиях полного бездорожья основными транспортными артериями были, конечно же, реки. Расположение Енисейска давало возможность для продвижения как на Север, вниз по Енисею, так и на Юг, бичевой вверх против течения или под парусом.  На Восток  в Якутск и Забайкалье, тоже можно было перемещать грузы по воде, то есть по правому притоку Енисея Тунгуске  (ныне Ангара).
 Енисейские воеводы, отправляя своих людей на поиски плательщиков «ясака», распространяли, таким образом, свое влияние дальше, на новые земли, на правый берег Енисея, вглубь  Сибири. Этап великих открытий, бесспорно, начался из Енисейского острога.
В 1628 году казачий десятник Василий Ермолаевич Бугор  по приказу Енисейского воеводы Ошанина Андрея Леонтьевича со своим отрядом отправился из Енисейска к реке Лена. Они поднялись вверх по реке Тунгуске ( ныне Ангара) до ее притока реки Илим, потом по притоку Илима, Игирм поднялись вверх, откуда волоком перешли в реку Куту и уже по ее течению спустились в Лену. На обратном пути он везде оставлял зимовья и собирал «ясак». В 1630 году по этому, уже известному маршруту, из Енисейска ходил и Енисейский казачий атаман  Иван Алексеевич Галкин с отрядом в 30 казаков. В 1632 году Бугор снова ходил на Лену этим же путем на помощь Енисейскому казачьему атаману Петру Ивановичу Бекетову, основателю Якутского острога.  Впервые в 1630 году проторенный путь из Енисейска в Якутию становится обычным и привычным маршрутом не только для доставки  грузов и людей, но и как единственный,  впоследствии, путь к Тихому океану.
В 1645 году воевода Якутского острога Василий Пушкин  переманил Василия Ермолаевича к себе на службу. Томский воевода не возражал и Бугор был переведен в Якутский острог.
Кстати, казачий сотник Петр Бекетов, еще в 1631 году Енисейским воеводой Жданом Васильевичем Кондыревым отправленный на Лену, не только основал Якутский острог, но  в 1632 году Жиганский а в 1636 – Олекминский остроги. В 1652 году он, по приказу  Енисейского воеводы Афанасия Филипповича Пашкова, вместе со своим отрядом был отправлен в Забайкалье, где в районе нынешней Читы заложил Ингодинское зимовье, а в 1654 году основал Нерчинский острог.
Через Енисейск шли   известные теперь землепроходцы и первооткрыватели, такие как Семен Иванович Дежнев и Михаил Васильевич Стадухин,  исследователи Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это они  первыми достигли рек Колыма, Анадырь, Пенжина, Гижига и вышли к северной части материка.
Все эти открытия,  говоря откровенно, стали возможны  лишь благодаря усердию Енисейских воевод, пекущихся только об одном – об увеличении сбора и поставок Москве «ясака».
***
Не только мировое ученое сообщество волновал вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой». Этот вопрос, в первую очередь, интересовал власти России, но до Петра Первого ни у кого из государей до этого руки  не доходили. Оно и понятно, совсем еще  недавно  русские люди только  перешагнули за Урал.
Петр давно задумывался о восточных окраинах государства и даже посылал на Дальний Восток небольшие экспедиции.  Он был человеком любознательным и амбициозным,  занимался науками, в том числе изучением географии и даже формально числился членом Парижской академии наук.
***
Каждый из нас наверняка слышал имя - Витус Беринг. Кое-кто  даже может вспомнить чем он знаменит. И совсем немногие люди знают, что Беринг несколько раз бывал в Енисейске.
Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга отправилась к Охотскому морю в 1725 году. В 1729 году экспедиция завершилась. Однако ожидаемых результатов она не принесла.
Великая Северная экспедиция к берегам  Америки и Японии, иногда ее называют  Второй  Камчатской экспедицией, была предпринята в 1733 году. На этот раз в ней участвовало несколько автономных отрядов, двигающихся по разным маршрутам. Их целью было исследование побережья Северного Ледовитого океана и возможность достичь Охотского моря морским путем.
Два отряда должны были двигаться сушей. Их задачей было примерно наметить ориентиры для строительства тракта и составить карту до самого побережья Тихого океана.
Был еще один – Академический отряд, он состоял из ученых. В его задачу входило исследование Восточной Сибири, Дальнего Востока и если возможно, достичь Америки. Этот отряд вместе с самим Берингом должен был осуществить пеше-водный маршрут из Тобольска до Охотска, но часть ученых, пользуясь возможностью, с разрешения Беринга остались в Енисейске для изучения и исследования этого региона.
Сейчас трудно себе представить те трудности, которые возникли у участников второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Весь состав участников, около 500 человек, набранных первоначально  в Петербурге, по мере передвижения на Восток достигал уже более 2000 человек.
По предварительному заказу Берг-коллегии на уральских заводах были изготовлены якоря, все металлические приспособления, необходимые для строительства кораблей, пушки, боеприпасы и т.д. Все это оборудование и вооружение отряды по ходу движения должны были получить и доставить к месту строительства судов. Как видим путь не малый, да и тащить  все надо было вручную. Единственный транспорт – лошадь, это при наличии дорог, а их как раз и не было.
В Тобольске все отряды собрались только зимой в 1734 году.  До Енисея  отряд, шел тем же путем, то есть через «Маковский волок». Вначале из Тобольска водой вниз по Иртышу, потом вверх по  реке Обь до города Нарыма, а от него вверх по реке Кеть до Маковского острога,  от острога до реки Кемь волоком посуху и по ее течению в Енисей. От Енисейска путь был еще сложней - вверх по реке Енисей до устья Ангары, а затем вверх   до Илимского острога по бурным перекатам и порогам. Из Илимского острога до Усть-Кутского  волоком,  а отсюда уже по реке Лене сплав до самого Якутска.  Дальше вверх по реке Алдан, потом вверх по реке Мая до Юдомского зимовья, потом пешком через горный перевал, дальше пешком и на собаках до Охотского острога.
Другой отряд пошел южным путем. Именно этот путь и станет впоследствии знаменитым Московским трактом.
На протяжении всего такого нелегкого пути путешественникам необходимо было нести огромное количество груза. В то время считалось нормой переносить за спиной груз весом  2,5 пуда. Это вес  необходимого человеку груза,  отправляющегося в длительный переход. В него входят продукты и вещи необходимые  человеку для поддержания его же жизнедеятельности. Кроме этого приходилось еще, перемещать материалы и оборудование, предназначенные для строительства кораблей и их оснастку, в том числе и вооружение. Представьте только – пушку весом 300 килограммов, а их было 70 штук, да ядер 14 400 штук и это не считая другой всякой мелочевки типа парусов, пороха, свинца. Ведь не на один месяц шли и даже не на один год.  Это все надо было нести, тащить, грузить и разгружать, да не 100 метров и не километр, а тысячи километров.
Идти по бездорожью, по тропинкам, через речки, реки и болота, горные перевалы и таежные чащи.  Летом в жару с комарьем и мошкой,  зимой в лютый мороз и шквальный ветер. На минуту закройте глаза и представьте все это –  ну что, романтично? Есть желание попутешествовать?
Впервые Енисейск увидел такое количество  знаменитостей. Витус Беринг продолжил свой путь дальше к океану, а ученые светила остались в Енисейске, чтобы исследовать  земли вдоль всего течения Енисея.  Здесь были члены Петербургской академии наук:  профессор Герард Фридерик Миллер, профессор астрономии Людовик Делиль де ла Кроер,  профессор, врач, ботаник, этнограф и естествоиспытатель Иоган Георг Гмелин, профессор астрономии Жозеф Никола Делиль. Много было и менее маститых ученых получивших известность уже по результатам этой экспедиции, например адъюнкт  Петербургской академии наук Георг Вильгельм Стеллер, адъюнкт Степан Петрович Крашенинников, адъюнкт Андрей Дмитриевич Красильников.
Академическая экспедиция, периодически обновляясь и подменяясь, продолжала свою работу целых 13 лет. Были исследованы низовья реки до самой Мангазеи, пднимались вверх по течению до Красноярска. По Ангаре поднимались до Иркутска и только потом пошли к Тихому океану. В 1739 году вместо Герарда Миллера приехал академик Иоганн Эбергард Фишер. На обратном пути Миллер,  воспользовавшись уже проторенным путем, заехал в Березово и там провел несколько месяцев, изучая природу Севера и копаясь в местном архиве.
Надо сказать, что у  путешественников в то время уже были более-менее точные топографические карты составленные множеством путешественников, проходивших этим путем.
Например, только Николай Гаврилович Спафарий оставил после себя огромное количество материалов. Делал чертежи, в которых указывал все особенности местности, детально описывал названия рек, озер по пути следования, их ширину, глубину,   давал характеристики рыб, обитающих в том или ином водоеме.
  Еще полвека назад, при царе Алексее Михайловиче, он бывал в этих местах, направляясь в Китай в качестве посла.  По пути следования Спафарий несколько дней  пробыл в Енисейске. Позже он опубликует свой дорожный дневник под названием -«Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году».
 Разумеется, все участники Академической экспедиции во главе с Герардом Миллером, с этим произведением и прочими материалами Николая Спафария были знакомы.
10 лет пребывания в Сибири Герард Миллер потом описал в своих книгах. Особой заслугой, конечно, была отмечена его работа, которую он выполнил по поручению Петербургской академии наук
- «Описание Сибирского царства», так назывался этот труд.
Путешествие Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова имело огромное значение, сравнимое с открытием Америки  Колумбом, только он ее открыл с Атлантического океана, а Беринг и Чириков – с Тихого. Эти земли вскоре стали называться Русской Америкой, да это и была Россия. Здесь очень быстро возникли русские поселения, строились храмы, приехали купцы, охотники и другие искатели приключений, образовывались фактории.
В 1795 году началась колонизация Америки, а в1799 уже заложена будущая столица Русской Америки – Ситка, с населением 1200 человек, из которых 200 были русскими, а 1000 человек алеуты. В том же году граф и камергер Николай Резанов основал там Российско-Американскую акционерную компанию, акционерами которой были и члены императорской фамилии. В 1824 году Россия и Канада установили между собой государственную границу.
К огромному сожалению, ведя не умную государственную политику, император России  Александр Второй продал Аляску Северо-Американским Соединенным Штатам за смешные деньги, 7,2 миллиона долларов золотом. Общий размер проданной сухопутной территории составил около 1 миллиона 519 тысяч квадратных километра. За квадратный километр было уплачено 4 доллара 73 цента, т.е. – по 1,9 цента за акр.
Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество.  Эффективность сделки даже в то время считалась отрицательной, но об этом отдельный разговор, известно только, что 7,2 миллиона долларов золотом  по тогдашнему курсу это 11 миллионов золотых рублей. Для сравнения, ежегодные расходы Российской казны в то время были порядка 400 миллионов рублей - делайте выводы…
К сожалению бытует мнение, что Аляску Америке продала императрица Екатерина, правда неизвестно какая и этот глупый миф укоренился в массовом сознании людей, благодаря песне, в исполнении группы «Любэ» - «Не валяй дурака, Америка» :
«Много красной у нас материи. Всем рубахи пошьем вам, братва. Эх, корона российской империи, Екатерина, ты была не права».
А все-таки Аляску Штатам продал правнук Екатерины Великой, Александр Второй.
Правда челобитная на имя царя, написанная со слов неграмотного Семена Ивановича Дежнева, которую отыскал в Якутских архивах Герард Миллер, несколько омрачает подвиг Витуса Беринга. Оказывается что первым европейцем, ступившим на берега Аляски, был именно он – Семен Дежнев, простой русский казак из Енисейского острога.
***
Еще задолго до Второй Камчатской экспедиции Беринга, когда один из его отрядов, продвигаясь к побережью Тихого океана, проводил изыскательскую работу для строительства будущего Московского тракта, этим же путем ранее проходила другая экспедиция под руководством Даниила Готлиба Мессершмидта.
Собственно, именно его описание местности и послужило  потом путеводной нитью для  прокладки маршрута будущего  тракта, связавшего Москву с Тихим океаном.
Еще в 1689 году царь Петр издал указ о строительстве дороги которая соединила бы Москву (на тот период еще столицу России) с Сибирью. Но, как обычно у нас делается, только в 1730 году правительство принялось кое-как обустраивать дорогу. Сибирским трактом в то время ее называть можно было лишь с большой натяжкой. Вначале тракт  намечалось проложить таким образом:  Москва, Арзамас, Казань, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тара, Томск.
 Потом одна дорога, Северная, пошла бы в Енисейск и дальше в Якутск и в Охотск.  Южная дорога пошла бы на Иркутск и Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога снова раздваивалась. Одна шла на Нерчинск, а вторая на Юг, до Кяхты  и дальше к границе с Китаем. Вот такой был план утвержденный Петром Первым. 
Представляете, как бы развивался север Сибири, в частности Енисейск, Якутск и так далее. Но потом план претерпел кое-какие изменения  и не в пользу Енисейска. От Тюмени тракт решили вести на Ишим, Омск, Томск, а дальше на Ачинск, Красноярск до Иркутска и далее, как и планировалось. Сейчас трудно выяснить, когда началось строительство тракта. Несколько раз назначались сроки выполнения, но мы же знаем наше родное чиновничество, оно всегда было одинаково бюрократично, твердолобо и воровато.
Однако уже в 1733 году Сенат обязывает организовать перевозку почты - из Москвы до Тобольска 2 раза в месяц, из Тобольска до Енисейска и Иркутска – 1 раз в месяц, а оттуда до Охотска и Камчатки – 1 раз в два месяца.  Исполнителем назначен  Витус Беринг.
В обязанности этой экспедиции также вменялось  строить станы, между которыми  было бы удобно возить почту, а  также устанавливать верстовые столбы. Т.е. работа была поручена кропотливая, скучная, но необходимая. А самое главное - задача поставлена, ответственное лицо назначено, помощники определены, ими стали геодезисты  Дмитрий Баскаков, Федор Лужин и Иван Свистунов.
По ходу выполнения задачи первопроходцы меняли маршруты, как говорится: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», а это были не только овраги. Это были дебри таежные с реками, болотами, озерами, с непролазными чащами. Все это приходилось корректировать на ходу.
Так первый проект, когда тракт шел через Верхотурье был выпрямлен и теперь Верхотурье оставалось в стороне, зато трасса стала намного короче. Насколько успешно шла разметка дороги, ее строительство и благоустройство можно судить по темпам пуска в эксплуатацию ее отдельных участков. Уже в 1748 году Сибирская канцелярия обязывала воевод Томска и Тары обеспечить «на тех дорогах где проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей». А уже в 1822 году было принято положение, по которому «дорога должна быть середине возвышена до 2-х футов» (30,48 см.- 1 фут) мосты, имеющие длину более 20-ти саженей (2,16 метра – 1 сажень), должны быть не уже 3-х саженей. Созданы были и условия привлекающие людей. Поселяясь вдоль тракта, они освобождались от всех повинностей на два года. Это было необходимо для содержания дороги, ее обустройства, ремонта мостов, а также выполнения повинности по перевозкам курьеров и чиновников по службе.
 Введение в эксплуатацию некоторых участков тракта неожиданно показало очень позитивные результаты. Так например, если раньше, скажем в 1724 году почта из Москвы в Тобольск доставлялась один раз в месяц, то в 1734 году стала доставляться еженедельно, а в 1754, уже 2 раза в неделю.
 Спору нет, строительство Московского тракта дело государству Российскому было нужное и даже необходимое, но вот только никто не ожидал, что по воле нескольких, не особо на первый взгляд  значимых людей, изыскателей, геодезистов и топографов он изменит жизнь столицы Сибири Енисейску.


Рецензии