Трагедия Овод, д. 3, сцена 3

Трагедия по роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сентября 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомнка автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Италия. Флоренция. Приём в доме политика Грассини.
Пришедшая туда с Мартини миссис Болла проходит
на террасу и слышит там разговор Ривареса и хозяйки
дома.

Риварес

Так, говорите, англичане
Среди гостей есть?

Синьора Грассини

Болла, да. –
Вдова: муж – Болла Джиованни
Скончался в Лондоне. Беда
Двойная к ней пришла тогда:
Сгубила сына скарлатина,
Чахотка мужа унесла.
Такая грустная картина.

Риварес

Да, невесёлые дела…
Скажите, Болла не входил
В организацию студентов,
Когда он сам студентом был?

Синьора Грассини

В «Младой Италии» был, верно.
Он арестован был тогда. –
Донос – и вслед за ним – беда:
Сидел в тюрьме. Потом на воле
Побыл примерно года два.
Уехал в Лондон поневоле:
Арест грозил. – Успел едва.
Женился в Лондоне: невеста
К нему примчалась, всем известно.
И вот теперь она одна.

Риварес

Всё это очень интересно…

Синьора Грассини

Да вот же, кстати, и она.
Ах, Джемма, Джемма дорогая!
Куда же вдруг исчезли вы?

Миссис Болла
(про себя)

Так вот он, Овод!

Риварес
(про себя)

Вот какая,
Ты стала, Джим, мечта любви!

Риварес
(вслух)

Какой прелестный уголок
Вы отыскали здесь! Чудесный
Отсюда вид открылся.

Синьора Грассини

Бог
Не даром, видно, потрудился
И флорентийцам приберёг
Такой кусочек рая местный,
Чтоб он во всей красе явился.
Но жаль, мосье: страна рабов
В сердцах терзает к ней любовь.

Риварес

Но здесь такие патриотки!..

Синьора Грассини

Сеньор Риварес, ваши нотки
В словах, увы, печалят нас.
Но, ладно. Оставляю вас. –
Мои обязанности ждут:
К гостям они меня зовут.

Синьора Грассини уходит в зал.

Риварес

Я слышал, пишете в газетах…

Миссис Болла

Да, иногда. Немало дел
Мешают часто делать это:
Всему, известно, есть предел.

Риварес

Да, да, конечно, было б плохо,
Когда бы все мы, как один,
Страну оплакивали. «Охи»
Вбивают в сердце моё клин.
Нужна в словах самозащита,
Но показной патриотизм
Меня смешит, когда для вида
Он так впустую тарахтит!..
Хотите в комнаты вернуться?
Зачем? Ведь здесь так хорошо!

Миссис Болла

Нет, нет. Пора.

Риварес

Я вам – обуза?

Миссис Болла

Здесь свежо.

Риварес

Вы, очевидно, рассердились
За то, что я сейчас смеюсь
Над этой куколкой? Взбесила
Она меня, и я так злюсь.
Но разве можно не смеяться?..

Миссис Болла

А я считаю, что нельзя.
Так над убогой издеваться,
Как над калекою.

Риварес

Хоть я
Калека сам, но я считаю
Кичиться глупостью нельзя,
Свои изъяны прикрывая:
На крыльях глупости паря.

На террасе появляется синьора Грассини.

Синьора Грассини

Мосье Риварес! Я вас всюду
Сейчас ищу: граф Салтыков
Вас приглашает: завтра будут
На вилле танцы…

Риварес

Не готов
Я танцевать и очень занят.
Надеюсь, он серчать не станет?

Синьора Грассини уходит. Появляется
танцовщица Зита Рени.

Риварес

Синьора Болла, разрешите
Представить спутницу мою:
Вот Зита Рени. И простите. –
Спешим: у времени в плену.

Риварес и Зита Рени уходят. На террасе
появляется Мартини.

Мартини

Ну, что вы скажете, мадонна,
Об этом Оводе? Наглец!
Привёл цыганку. Словно дома,
Здесь вёл себя сей молодец.
Как одурачил он Грассини!

Миссис Болла

О танцовщице вы?

Мартини

О ней.

Миссис Болла

Поступок этот не красивый.
Но и она – «звезда очей».

Мартини

Вы говорили с ним? Как он
Вам показался?

Миссис Болла

Это демон.
В висках стучит, и слышу звон.
Он утомил меня безмерно:
Навеял прошлое мне он.


Рецензии