Ходжа Насреддин

Ходжа Насреддин

В военном 1944 году, в шестилетнм возрасте, мне очень сильно повезло: в находящемся неподалеку от нашего дома (мои родители и я жили в Ташкенте на улице Жуковского, дом 12) летнем кинотеатре Детской технической станции (ДТС), располагавшейся в Краскомовском переулке по соседству со старым зоопарком, удалось посмотреть новый потрясающий фильм Ташкентской киностудии «Насреддин в Бухаре».

Прежде чем продолжить рассказ об этом увлекательном событии, дам очень краткие сведения о том, кем был Ходжа Насреддин (я убежден в том, что все читатели знают многое о нем, но, на всякий случай, перестрахуюсь). Он считается вымышленным, легендарным, фольклорным персонажем не только на мусульманском Востоке, у народов Балкан, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, но даже в китайской литературе. Этот персонаж издевался и шутил над человеческой глупостью, высмеивал людские пороки и всегда находил выходы из сложных жизненных ситуаций, в которые попадал.

Однако, судя по всему, такой человек существовал вполне реально. Ходжа Насреддин появился впервые в качестве литературного героя в Турции, в книге «Салтукнамэ», написанной в 1480 году. В этом государстве считают, что он родился в 1208 году вблизи города Сиврихисар провинции Эскишехир, а умер в 1284 году в городе Акшехир.

В нашей стране тоже было немало публикаций, посвященных этой легендпрной личности. Но наилучшим специалистом в области «насреддиноведения» проявил себя Леонид Васильевич Соловьев (19.08.1906 — 09.04.1962). Он родился в семье преподавателя русского языка. Семья жила в Поволжье, но, в связи с голодом, переехала в 1921 году в Коканд. Там Леонид Соловьев окончил школу, поступил в железнодорожный техникум. Но ему нравилась литературная деятельность, он собирал фольклор, писал очерки для газет, и вскоре стал штатным сотрудником газеты «Правда Востока», а затем переехал в Москву, где поступил на литературно-сценарный факультет института кинематографии.

И в этот период времени он обратил пристальное внимание на анекдоты и предания о Ходже Насреддине, причем увлекся этим делом в чрезвычайно сильной степени. Результатом его исследований стала замечательная, очень остроумная книга «Возмутитель спокойствия», опубликованная в 1940 году (позже им была написана вторая книга о Ходже Насреддине — «Очарованный принц»). Начавшаяся через год Великая Отечественная война круто изменила судьбы большинства советских людей. В процессе эвакуации, в Ташкент приехало огромное количество великолепных специалистов различных профессий, в том числе и представителей творческой интеллигенции. Направленный на Ташкентскую киностудию (в дальнейшем переименованную в «Узбекфильм») знаменитый патриарх отечественной кинорежиссуры Яков Александрович Протазанов (23.01.1881 — 08.08.1945), Заслуженный деятель искусств РСФСР и УзССР, вдохновленный этой замечательной книгой, возглавил съемочную группу и приступил к съемкам фильма «Насреддин в Бухаре».

В это время автор книги «Возмутитель спокойствия» Леонид Васильевич Соловьев пребывал на фронтах Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента газеты «Красный флот», был тяжело контужен, поэтому сценарий по его книге написал сценарист и писатель Виктор Станиславович Виткович (21.03.1908 — 08.05.1983), Заслуженный деятель искусств УзССР.  Премьерный показ этого фильма состоялся 2 августа 1943 года, когда Леонид Соловьев находился в составе действующей армии, ведущей ожесточенные бои вблизи черноморского побережья, и даже не подозревал о том, что фильм вскоре принесет ему ошеломительный успех.  

Как я уже упомянул в самом начале данного повествования, мне удалось увидеть фильм «Насреддин в Бухаре» в летнем кинотеатре ДТС в 1944 году. Я не зря акцентирую внимание читателей на этом факте. Дело в том, что тогда, в самый разгар Великой Отечественной войны, всё в нашей стране осуществлялось в условиях военного времени. Фильм «Насреддин в Бухаре» снимался в этих тяжелейших условиях военного времени, и летний кинотеатр ДТС тоже создавался в условиях военного времени. Он включал в себя кинобудку (кинопроекционную) и небольшую территорию (под открытым небом) зрительного зала (если его вообще можно было так назвать), оснащенного грубо сколоченными скамейками без спинок. В кинобудке имелся только один киноаппарат, так как, несмотря на все старания и ходатайства перед всесильными инстанциями, второго аппарата выбить так и не удалось в связи с острейшим дефицитом такого рода изделий. Но для зрителей даже такой кинотеатр был величайшим счастьем, так как он давал возможность людям хотя бы немного отдохнуть от тяжкого труда.   

В этих же самых условиях военного времени исполнитель главной роли — Насреддина —  Лев Наумович Свердлин (16.11.1901 — 29.08.1969), Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, снимался не только в этом фильме, но и в другом шедевре военного времени — кинокартине «Жди меня» по сценарию Константина Михайловича Симонова (15.11.1915 — 28.08.1979), в котором он играл роль военного фотокорреспондента Михаила Вайнштейна, прообразом которого был фронтовой друг Константина Симонова фотокорреспондент газеты «Красная звезда» Михаил Бернштейн. При этом нужно учесть гигантские трудности, возникавшие у Льва Свердлина: так как фильм «Жди меня» снимался в Алма-Ате на Центральной Объединенной киностудии художественных фильмов, актеру приходилось время от времени путешествовать в обоих направлениях. Премьера фильма «Жди меня» состоялась 01.11.1943 года.

Лев Наумович был актером феноменального дарования. Прежде всего, нужно сказать о том, что он был «мейерхольдовцем», а это у представителей актерского ремесла всегда вызывало чувство огромного восхищения. В театре Всеволода Эмильевича Мейерхольда он работал в период с 1926 по 1938 год, и в нем служили также такие знаменитости, как Игорь Владимирович Ильинский, Михаил Иванович Жаров, Эраст Павлович Гарин, Сергей Александрович Мартинсон, Евгений Валерианович Самойлов. 

Хотя Лев Наумович родился в Астрахани, ташкентцы считали его своим земляком, так как он с самой молодости был связан тесными узами с Узбекистаном. Так, в период с 1924 по 1931 год он преподавал в Узбекской государственной драматической студии при Узбекском институте имени И.В.Сталина в Москве. Он часто бывал в Ташкенте, поскольку в этом городе жили его родственники. Лев Свердлин считался великолепным мастером психологического перевоплощения, и прекрасно исполнял роли азиатов. Когда я в детстве увидел его в роли японского полковника Усижимы в фильме «Волочаевские дни», то был свято убежден в том, что эту роль исполнил актер японского происхождения, настолько достоверно она была сыграна. И такого рода мнение возникло не у меня одного, его актерский талант произвел большое впечатление на руководство страны, так как в 1938 году Лев Наумович был награжден орденом Трудового Красного знамени именно за блестящее исполнение роли этого самурая. Он снимался в кино с 1924 года (в течение своей жизни снялся в 39 художественных фильмах). Так что не было ничего удивительного в том, что именно ему Яков Протазанов предложил сыграть роль Насреддина. У зрителей фильм «Насреддин в Бухаре» пользовался невероятным успехом, и Лев Наумович буквально купался в лучах славы. 

Потом пришла долгожданная Победа, и Ташкентская киностудия решила воплотить в жизнь образ любимого народом Насреддина в новом фильме. И опять было решено воспользоваться услугами непревзойденного знатока в сфере «насреддиноведения» Леонида Васильевича Соловьева. На этот раз сценарий написал он сам, хотя, все-таки, ему пришлось прибегнуть к помощи многоопытного Виктора Станиславовича Витковича, который досконально владел профессией сценариста. 

Второй фильм получил название «Похождения Насреддина». Данный фильм снимался на узбекском языке, и затем его дубляж на русский язык был осуществлен на московской киностудии «Союздетфильм» (кстати, роль Насреддина дублировал Лев Свердлин). Съемочную группу возглавил опытный кинорежиссер Наби Ганиевич Ганиев (15.09.1904 — 29.10.1953), Заслуженный деятель искусств УзССР. Ему удалось собрать великолепный актерский состав. В главной роли  — Насреддина — снялся Раззак Хамробоевич Хамраев (30.11.1910 — 05.05.1981) — актер, театральный режиссер, педагог, театральный деятель, Народный артист УзССР, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Я до сих пор помню его умнейшие человеческие глаза, поразившие меня во время первого просмотра фильма. Это был настоящий интеллигент с аристократической внешностью, внесший колоссальный вклад в развитие искусства в Узбекистане. Его считают родоначальником узбекской музыкальной драмы. Раззак Хамраев в 1946 году был приглашен в Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени Мукими, в котором проработал вплоть до своей кончины как актер, режиссер и главный режиссер театра. Снялся в 53 фильмах.

Но этот фильм продемонстировал потрясающие актерские возможности еще одного человека. Им был Рахим Пирмухамедов (20.12.1896 — 15.02.1972), блистательно сыгравший в данном фильме не менее значительную роль —  жулика и вора Безбородого. Да и сама биография Рахима Пирмухамедова была чрезвычайно интересной. Он в 1930 году окончил Узбекскую драматическую студию в Москве, после чего был одним из организаторов Омского театра музыкальной комедии, причем некоторое время был его художественным руководителем. Профессионалы говорят, что в театральном деле нет ничего более сложного, чем руководство театрами оперетты и музыкальной комедии. Для этого нужно обладать соответствующими талантами, превосходным образованием и весьма мощным от природы умом. Судя по всему, все это у Рахима Пирмухамедова было. Он снялся в 49 художественных фильмах, сыграл большое количество характерных ролей, был превосходным мастером эпизода, умевшим превращать небольшую роль в яркое событие.  В 1969 году на «Узбекфильме» был снят документальный фильм «Актер» о его жизни и творчестве.

Второй фильм о Насреддине я посмотрел в 1947 году, опять-таки в летнем кинотеатре Детской технической станции, и вновь получил невероятное удовольствие от этой замечательной кинокартины. Восхищение данным фильмом у зрителей было огромным. Все считали, что этот фильм ни в чем не уступает первому. Похвалы в адрес создателей фильма сыпались со всех сторон как из рога изобилия. Вскоре я побывал на просмотре этого фильма вторично, на этот раз вместе с родителями, после чего услышал и от них восторженные отзывы об этом фильме.   

Хорошо, что в наше время существует Интернет! Перед тем, как начать писать это свое повествование, нашел во всемирной паутине оба прекрасных фильма, с большим вниманием и чувством глубокого уважения к их создателям вновь посмотрел данные ленты, получив почти то же самое наслаждение, что и много-много лет тому назад. Ученые утверждают, что чистое золото и металлы платиновой группы не окисляются со временем. Оба фильма о Насреддине тоже, судя по всему, можно в какой-то степени сравнить с этими благородными металлами, так как они не потеряли свои позитивные качества с течением времени.

В заключение должен упомянуть о том, что в Советском Союзе было выпущено еще три фильма на тему о Ходже Насреддине: «Насреддин в Ходженте или Очарованный принц» режиссеров Амо Бек-Назарова и Эразма Карамяна, снятый на студии «Таджикфильм» в 1959 году, «Гляди веселей» — трехсерийный телевизионный художественный фильм режиссера Марата Арипова, снятый на студии «Таджикфильм» в 1982 году, и «Вкус халвы» — фильм-сказка режиссера Павла Арсенова, снятый в 1975 году нв Ялтинском филиале киностудии имени Максима Горького. Однако, не рассказываю здесь о них по той причине, что я поставил перед собой задачу поведать только о фильмах, посвященных Насреддину, прославивших в свое время Ташкентскую киностудию.

Борис Пономарев


Рецензии
Да, отличный фильм, на днях опять его посмотрел!

Борис Дьяков   25.11.2022 04:19     Заявить о нарушении