163-й резервный авиационный полк

163-й резервный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

163-й резервный авиационный полк сформирован в 1940 году на аэродроме Будово.

Нахождение в строю:

С 1940 года по 5 июля 1941 года.

В составе действующей армии:

Не находился.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 1940 года по 5 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 1940 года по 1940 год – в составе Военно-Воздушных Сил Калининского Военного Округа.
С 1940 года по 5 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.

Командир полка:

УТОЧНЯЕТСЯ

Дислокация:

Будово
Торжок
Арзамас

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
5 июля 1941 года на аэродроме Арзамас 163-й резервный авиационный полк преобразован в 1-й запасной авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Брехов Константин Владимирович – с 1940 года по 1941 год.
Захаров Виктор Николаевич – с 15 января 1941 года по 1941 год.
Косолапов Филипп Макарович – с 1940 года по 1941 год.
Крупский Виктор Иосифович – с 1940 года по 1941 год.
Кузнецов Николай Александрович – с 1940 года по 1941 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Горсков Максим Ильич – с 1940 года по 1941 год.
Даргис Павел Никодимович – с 1940 года по 1941 год.
Косолапов Филипп Макарович – с 1940 года по 1941 год.
Крупский Виктор Иосифович – с 1940 года по 1941 год.
Кузнецов Николай Александрович – с 1940 года по 1941 год.
Николаенко Василий Фёдорович – с 1940 года по 1941 год.
Репях Владимир Ефимович – с 1940 года по 5 июля 1941 года.

Личный состав полка:

Атаманчук Николай Петрович
Ахметов Талиб Загитович
Бардаш Пётр Никитович
Беленикин Георгий Афанасьевич
Брехов Константин Владимирович
Ведерников Николай Романович
Верпатов Николай Сергеевич
Виноградов Иван Дмитриевич
Гладун Сергей Михайлович
Глухов Николай Трофимович
Горсков Максим Ильич
Горюнов Александр Александрович
Грачёв Ефрем Тимофеевич
Грибов Семён Петрович
Гудзев Николай Тимофеевич
Давыдов Алексей Иванович
Дадыко Иван Павлович
Данилов Василий Фёдорович
Даргис Павел Никодимович
Еремин Пётр Андреевич
Жигулин Вячеслав Фёдорович
Забалов Сергей Михайлович
Захаров Виктор Николаевич
Корнильев Павел Никифорович
Королёв Михаил Спиридонович
Косолапов Филипп Макарович
Костюченко Сергей Лазаревич
Крещенко Константин Аксентьевич
Кривопусков Александр Макарович
Крупский Виктор Иосифович
Кузнецов Николай Александрович
Курганов Георгий Георгиевич
Медведев Пётр Георгиевич
Мельников Александр Иванович
Мужичин Виталий Николаевич
Мызенков Николай Николаевич
Николаенко Василий Фёдорович
Опальчук Павел Семёнович
Пантелей Николай Николаевич
Пахомов Филипп Петрович
Подгорный Николай Герасимович
Попов Алексей Алексеевич
Почечуев Василий Семёнович
Почивалин Иван Андреевич
Ратушнюк Павел Иосифович
Репях Владимир Ефимович
Румянцев Иван Осипович
Рябыкин Иван Андреевич
Спичкин Виктор Андреевич
Степковский Изя Герчикович
Ханипов Хасан Ханипович
Швыряев Михаил Иванович
Шибухов Иван Александрович
Шугаев Александр Александрович
Шустров Михаил Анисимович
Юрьев Александр Семёнович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 26 марта 2022 года.

Брехов Константин Владимирович

Родился 5 октября 1918 года в селе Малые Алабухи Первые (ныне — Грибановский район Воронежской области) в семье крестьянина. В 1938 году окончил Борисоглебский железнодорожный техникум и аэроклуб. В том же году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. Участвовал в боях на Западном, Северо-Западном и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в битве за Москву, освобождении Белорусской и Литовской ССР, боях в Восточной Пруссии. Трижды был ранен. В 1942 году вступил в ВКП(б).
К декабрю 1942 года капитан К. Брехов командовал эскадрильей 62-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта.
К 30 декабря 1942 года совершил 85 успешных боевых вылетов на штурмовку огневых рубежей, скоплений живой силы и техники противника, в ходе которых уничтожил около 20 танков, 20 орудий, 6 блиндажей, 8 самолётов на аэродромах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Константин Брехов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 937.
После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы, в 1955 году — Военно-воздушную академию. В 1962 году в звании полковника был уволен в запас. В 1958—1973 годах проживал в Оренбурге, в 1962—1970 годах командовал подразделением гражданской авиации. Позднее переехал в Воронеж, до выхода на пенсию работал инженером на местном автотранспортном предприятии № 1.
Умер 18 ноября 1987 года, похоронен на воронежском Коминтерновском кладбище.
Был также награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей. В Воронеже на доме, где до своей смерти проживал Брехов, установлена мемориальная доска.

Даргис Павел Никодимович

Родился 17 марта 1913 года в городе Каунасе (Литва). Окончил сельскую школу в городе Шклове (Республика Беларусь) и профтехшколу. Работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". С 25 июля 1932 года в рядах Красной Армии, призван Шиловским РВК (Рязанская область). Служил красноармейцем в Гомеле. Затем окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 116-м и 47-м ИАП, инструктором-лётчиком в 163-м РАП, лётчиком 7-го ИАП.
С 22 июня 1941 года лейтенант П. Н. Даргис на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 7-го ИАП (5-я САД, ВВС Северного фронта). С июля 1941 года - командир звена 19-го ИАП (7-й ИАК ПВО). С августа 1941 года - заместитель командира эскадрильи 428-го ИАП (7-й ИАК ПВО и 6-й ИАК ПВО). С февраля 1942 года - штурман 565-го ИАП (6-й ИАК ПВО). Всё это время летал на МиГ-3. С августа 1942 года воевал в 28-м ИАП, где летал на "Аэрокобре". С 11 февраля 1944 года - командир этого полка. Сражался на Ленинградском фронте, Московском и Северном фронтах ПВО.
К октябрю 1943 года командир 28-го истребительного авиационного полка (318-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная истребительная армия Московского фронта ПВО) майор П. Н. Даргис совершил 196 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 6 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 15 июля 1957 года полковник П. Н. Даргис - в запасе. Жил в городе Сочи. Умер в 1983 году.
Награждён орденами: Ленина (28.10.1941, 04.03.1942), Красного Знамени (30.04.1954), Красной Звезды (20.06.1949, 16.10.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).

Захаров Виктор Николаевич

Виктор Захаров родился 7 ноября 1919 года в селе Никольское (ныне — Енотаевский район Астраханской области). В 1937 году окончил два курса Саратовского зооветеринарного института. В 1937 году Захаров был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков, после чего остался в ней работать лётчиком-инструктором. С марта 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Белгородской области, Украинской и Молдавской ССР.
К февралю 1944 года капитан Виктор Захаров командовал эскадрильей 995-го штурмового авиационного полка (306-й штурмовой авиационной дивизии, 9-го смешанного авиационного корпуса, 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта). К тому времени он совершил 97 боевых вылетов, принял участие в 27 воздушных боях. 11 мая 1944 года Захаров погиб в воздушном бою под городом Бендеры[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года капитан Виктор Захаров посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Был также награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Косолапов Филипп Макарович

Родился 9 января 1919 года в деревне Волково (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Окончил 7 классов. Работал на нефтеперегонном заводе светокопировщиком, затем - подручным электромонтёра, табельщиком, товарным оператором. Без отрыва от производства учился на курсах планеристов при Уфимском аэроклубе. В 1938 году работал старшим пионервожатым средней школы № 24 города Уфы. В декабре 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил 1-ю Чкаловскую (Оренбургскую) военную авиационную школу лётчиков. Служил инструктором-лётчиком 163-го РЗАП.
С 20 октября 1942 года лейтенант Ф. М. Косолапов на фронтах Великой Отечественной войны в должности старшего лётчика 2-го Гвардейского ИАП. С января 1943 года - заместитель командира, с апреля 1943 года - командир 1-й эскадрильи. Летал на Ла-5. Воевал на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском фронтах.
К 10 августа 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) Гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов совершил 107 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1078).
С 10 ноября 1943 года Гвардии капитан Ф. М. Косолапов командовал 937-м ИАП. Летал на Ла-5 и Ла-7. Воевал на 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.
К маю 1945 года командир 937-го истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии подполковник Ф. М. Косолапов совершил около 300 боевых вылетов, провёл 33 воздушных боя, в которых сбил лично 11 и в составе группы 9 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию, назначен заместителем начальника Военного авиационного училища лётчиков по лётной подготовке. С 1957 году Гвардии полковник Ф. М. Косолапов - в запасе (по состоянию здоровья). Жил в городе Чернигове (Украина). Несколько лет возглавлял совхоз "Украина" в Черниговском районе, работал на комвольно-суконном комбинате, начальником военизированной охраны в Черниговском аэропорте. Умер 7 августа 1994 года. Похоронен в Чернигове на Яцевском кладбище. Почётный гражданин Зелена Гура (Польша). В Чернигове, на доме где последние годы жил Герой, установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (08.07.1943), Кутузова 3-й степени (18.08.1944), Александра Невского (19.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (27.01.1943, 30.04.1954); медалями.

Крупский Виктор Иосифович

Родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге (ныне Полтавская область Украины). Окончил 7 классов и 1 курс механического техникума. Работал на заводе, учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в 163-м резервном авиационном полку (ВВС Ленинградского военного округа).
С 22 июня 1941 года младший лейтенант В. И. Крупский на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 147-го ИАП (1-я АД, ВВС 14-й Армии, Карельский фронт), летал на И-153. Участник обороны Мурманска. С января 1942 года воевал в 760-м ИАП, летал на "Харрикейне". Нёс боевую вахту по защите Кировской железной дороги и её объектов. 24 марта 1942 года назначен командиром звена.
К 25 июня 1942 года заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка (1-я авиационная дивизия, ВВС 26-я Армии, Карельский фронт) старший лейтенант В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил лично 5 и в группе 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 3 личных и 8 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 897).
С декабря 1942 года - командир эскадрильи 20-го Гвардейского ИАП (258-я ИАД, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт), летал на "Киттихауке". 25 марта 1943 года сбит в воздушном бою, получил тяжёлое ранение, долго лечился. После возвращения исполнял обязанности помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. С августа 1944 года Гвардии майор В. И. Крупский - помощник командира 257-й САД (7-я Воздушная армия, Карельский фронт), на боевые задания не летал по состоянию здоровья. Всего совершил 330 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, в которых сбил лично 9 и в составе группы 10 самолётов противника.
В 1946 году уволен в запас по болезни. В 1952 году окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР. Работал заместителем уполномоченного Министерства заготовок в Полтавской области Украины. В 1978-1985 гг. занимал пост председателя Орловского облисполкома. Умер 10 сентября 2000 года. Похоронен в городе Орле на Троицком кладбище.
Награждён орденами: Ленина (22.02.1943), Красного Знамени (07.11.1941), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (13.11.1944), Красной Звезды (01.05.1942), Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; медалями.

Кузнецов Николай Александрович

Родился 10 октября 1918 года в деревне Емельяново (ныне Южский район Ивановской области). Детство провёл в городе Коврове (Владимирская область). В 1934 году окончил там 8 классов школы № 3, затем школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Работал формовщиком чугунно-литейного цеха на Ковровском экскаваторном заводе. В 1937 году переехал в город Владимир, работал токарем на граммофонном заводе. В 1936 году окончил городской аэроклуб. С 15 декабря 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Оренбург). Службу проходил в должности пилота 163-го РАП (город Торжок), затем 152-го ИАП (город Архангельск).
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. А. Кузнецов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 147-го ИАП (1-я САД, ВВС 14-й Армии, Карельский фронт), совершил 89 боевых вылетов на И-16. С 28 января 1942 года старший лейтенант Н. А. Кузнецов - командир эскадрильи 760-го ИАП, в августе 1942 года назначен начальником воздушно-стрелковой службы полка. Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и Ла-5.
К 5 июля 1944 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 760-го истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) майор Н. А. Кузнецов совершил 375 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 12 самолётов противника (в наградном листе говорится о 14 личных и 12 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4312).
С конца июля 1944 года - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 195-го ИАП (той же 324-й ИАД), где летал на Ла-5 и Як-9. К ноябрю 1944 года совершил более 500 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы 12 самолётов противника (согласно наградных материалов к 1 октября 1944 года имел 16 личных и 12 групповых побед).
С 8 сентября 1945 года майор Н. А. Кузнецов - в запасе. Работал пилотом в группе Особого назначения при Главном управлении Северного морского пути. С 1946 года - заместитель директора судостроительного завода в Архангельске. Позднее работал в Гражданской авиации (в авиаотрядах городов Куйбышев и Ростов-на-Дону). С 1950 года жил в Ростове-на-Дону, работал в сельхозреммеханизации, на фабрике пластмассы. С 1961 года на пенсии. Последние годы жил в городе Владимире. Умер 24 октября 1982 года, похоронен на кладбище "Улыбышево".
Награждён орденами: Ленина (22.02.1942, 26.11.1944), Красного Знамени (09.04.1943, 06.10.1943, 20.07.1944); медалями.

Николаенко  (Греков*)  Василий  Фёдорович

Родился  4  (14)  апреля  1915  года  в  деревне  Вальки  (Волки)  Суражского  района  Витебской  области  (Беларусь)  в  семье  крестьянина.  Беларус.  Окончил  7  классов  в  1931  году  и  ФЗУ  металлистов  в  Витебске  в  1933  году.  Работал  кузнецом  на  Витебском  кирпичном  заводе  до  июля  1935  года.
В  РККА  с  20  июня  (15  июля)  1935  года,  был  призван  Суражским  районным  военкоматом.**
С  июля  по  декабрь  1935  года  учился  в  7-й  военной  школе  летчиков  в  Сталинграде.
Служил  в  качестве  младшего  лётчика  в  41-й  (по  другим  данным  40-й)  истребительной  авиационной  эскадрилье  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа  до  января  1937  года.
23  января  1937  года  получил  звание  лейтенанта.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  16  мая  по  29  сентября  1937 года  в  качестве  пилота  1-й  эскадрильи  истребителей  И-16.
В  августе  1937  года  был  тяжело  ранен  в  воздушном  бою,  но  нашел  в  себе  силы  посадить  самолет  на  берегу  залива  в  районе  Хихона.  В  бессознательном  состоянии  его  подобрали  рыбаки  и  доставили  в  госпиталь.***
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
С  ноября  1937  года  по  май  1938  года  командовал  отрядом  в  6-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  Московского  военного  округа,  затем  стал  командиром  эскадрильи  16-го  истребительного  авиационного  полка  того  же  округа.
26  октября  1938  года  ему  присвоили  звание  капитана.               
Командовал  эскадрильей  до  января  1939  года.
С  января  по  сентябрь  1939  года  был  слушателем  Липецких  курсов  усовершенствования  командиров  эскадрилий.
С  сентября  1939  года  по  январь  1940  года  был  командиром  эскадрильи  12-го  запасного  авиационного  полка,  до  июля  того  же  года  -  командиром  эскадрильи  163-го  резервного  авиаполка  Орловского  военного  округа.  С  июля  по  сентябрь  1940  года  был  на  должности  инспектора-летчика  по  технике  пилотирования  66-й  истребительной  авиационной  бригады,  а  затем  до  апреля  1941  года  -  таким  же  инспектором  в  9-й  смешанной  авиационной  дивизии  Белорусского  военного  округа.               
23  февраля  1941  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
В  апреле  1941  года  был  назначен  командиром  эскадрильи  184-го  истребительного  авиационного  полка.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
Воевал  на  Западном  и  Брянском  фронте.  Сначала,  до  августа  1941  года  в составе  184-го  истребительного  авиационного  полка,  затем  командовал  эскадрильей  174-го  истребительного  авиационного  полка.
За  период  с  14  сентября  по  10  ноября  1941  года  произвел  77  боевых  вылетов,  из  них:  на  разведку  -  38,  на  штурмовку  войск  противника  -  17,  на  сопровождение  наших  самолетов  -  13,  на  перехват  самолетов  противника  -  5,  на  прикрытие  наших  войск  -  2,  на  патрулирование  -  1.
Всего  к  10  ноября  1941  года  произвел  224  боевых  вылета,  сбил  2  самолета.   
С  25  декабря  1941  года  по  18  июня  1942  года  командовал  274-м  истребительным  авиационным  полком.  Воевал  на  Воронежском  фронте  с  1  июня  1942  года.  С  июня  по  август  1942  года  был  в  должности  инспектора-лётчика  по  технике  пилотирования  2-й  Воздушной  Армии,  после  чего  был  назначен  командиром  17-го  истребительного  авиационного  полка.  С  августа  по  декабрь  1942  года,  а  затем  с  21  июня  1944  года  до  конца  войны  воевал  на  1-м  Прибалтийском  и  3-м  Белорусском  фронтах.
За  период  с  9  июля  1944  года  по  10  апреля  1945  года  произвел  45  боевых  вылетов,  участвовал  в  8  воздушных  боях,  лично  сбил  2  самолета  и  1  самолет  сжег  на  земле.
24  октября  1944  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
Всего  на  1-м  Прибалтийском  фронте  произвел  85  боевых  вылетов,  участвовал  в  11  воздушных  боях,  лично  сбил  3  самолета.
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  317  боевых  вылетов,  сбил  и  уничтожил  на  земле  7  самолетов.  По  другим  данным  сбил  3  самолета.
Летал  на  истребителях  И-153,  ЛаГГ-3,  Р-39  «Аэрокобра».
Участвовал  в  советско-японской  войне  с  9  августа  по  3  сентября  1945  года.  В  составе  Забайкальского  фронта  руководил  действиями  своего  17-го  полка.
Всего  в  войне  с  Японией  произвел  7  боевых  вылетов.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  на  различных  командных  должностях.
29  апреля  1956  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
22  декабря  1956  года  уволился  в  запас  в  звании  полковника.
Проживал  в  городе  Витебск  (Беларусь).
Умер  27  января  1974  года.   


Рецензии