Предчувствие Шенберга и Обстановочка Саши Черного

В 1909 Саша Черный пишет свое самое, пожалуй, известное стихотворение, "Обстановочка". В том же году Арнольд Шенберг написал "Пять пьес", свою первую атональную музыку - самую страшную из доселе кем-либо написанных. Нас интересует первая пьеса, пророчески названная Vorgefuehle (Предчувствие).

Что может быть общего между этими произведениями (кроме года написания)? Факты, которые составляют ОБСТАНОВОЧКУ, не менее страшны, чем музыка нововенца: только поставьте себя на место героев Саши Черного! А ПРЕДЧУВСТВИЕ Шенберга еще и сбылось...

Однако когда мы слышим то, что написал Саша Черный, нам действительно очень смешно, а когда слушаем Шенберга, нам не по себе от ужаса. И дело здесь не только в войне, близкой и страшной.

А в чем тут дело? неизвестно. Как говорится, звонок другу - и ответ в коменте.

______________
иллюстрация: Арнольд Шенберг "Красный взгляд" (1909)


Рецензии
Да "самая страшная" музыка, похоже, и вправду самая страшная. Цапа: самая ржавая гайка.
А мне вот до сих пор не приходило в голову найти САМУЮ. Таперича буду знать. :-)
Пьеро по сравнению с этим - лунный романтический лепет. И даже варшавский Survivor, с "Одой Наполеону" в придачу, тянут разве что на четверочку.

Атом Космосов   03.04.2022 23:48     Заявить о нарушении
Прежде всего, спасибушки! - давно тебя не видел :(
Надеюсь, все в порядке - как репа на грядке :)

Спешу извиниться: во-первых, страшной музыки у АШ хватает - хотя ты прав \ по кр. мере, я с тобою согласен! ;) А в-вторых (и это главное!) эта формула принадлежит критику Каратыгину (лично я чураюсь таких вот "спортивных" дескрипций)
Что до меня, я перебрал всё то страшненькое, что мне довелось услышать, и пришел к такому выводу:
Реально, ничего даже сравнимого по части "страшности" написано не было au moins до 1909 (гагаку и дагомейское многоголосие не в счет :) А господа Эдгар Варез или Янис Ксенакис писали много позже (да и то: глупая затея, сравнивать "кто страшнее"! :)))

Еще раз СПАСИБО! სალმები ცოლშვილს <3 ;)

Локсий Ганглери   04.04.2022 14:09   Заявить о нарушении
С другой стороны, это не такой уж и "спорт": поди и напиши страшную музыку! да не просто диссонансные tutti или разработку тритонов, погромче (аля саундтреки к боевикам-детективам)!
У Бетховена, Grosse Fuge - довольно страшная вещь, но у него всегда борьба, которая одерживает верх над отчаянием, мукой и страхом.
У Стравинского имеются довольно страшные страницы (скажем, в Оде или в Орфее), но... как бы это... это нечто другое - как и у Бартока (в стр. квартетах №№ 3, 4).
Пожалуй, ближе всего к СТРАШНОСТИ (в шенберговском понимании, что ли) подошел Пауль наш, Хиндемит (в Искушении св. Антония, как ты, верно, догадался). Но у Хиндемита есть просвет. А у Шенберга - пипец.

- Это п*ец! - подумал Шенберг.
- Это п*ец... - подумал П*ец. :)

Локсий Ганглери   04.04.2022 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.