Часть 3. Исчисление Времени в Истории. Хронология

                ЧАСТЬ 3.

                ХРОНОЛОГИЯ - ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ.
 
3.1. ЕСТЕСТВЕННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ.

          ХРОНОЛОГИЮ классически определяют, как вспомогательную историческую науку, которая устанавливает даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени и их продолжительность. Цель хронологии -  восстановление истинного порядка исторических событий и определение длительности  исторических процессов.
      Первой и  естественной единицей счета времени для людей были сутки, разделенные на день и ночь. При наблюдении за фазами Луны они стали выделять лунный месяц, который попеременно  определили в 29 и 30 суток. Спустя некоторое время обратили внимание, что, примерно, через 12 лунных  месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Но год, состоящий из 12 лунных месяцев общей продолжительностью в 354 суток, не соответствовал астрономическому году. Поэтому необходимо было его периодически подправлять. Солнечный календарь был изобретен  в Египте и состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый и 5-ти добавочных дней. Но и этот календарь был не точен, т.к. астрономический год превышает 365 суток. Необходимость правильного и последовательного счета времени диктовалось хозяйственными, государственными и религиозными потребностями, а также возникшей письменной и материальной культурой. Поэтому изыскания в области хронологии продолжались и ученые мужи пришли к следующим выводам:

        Наиболее естественным мерилом времени  является, как известно, вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот на 360 градусов Земли назвали звездными сутками. Но Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Отсюда возникает еще одно название – солнечные сутки, которые составляют промежуток времени между двумя кульминациями Солнца. Вскоре выяснилось, что солнечные сутки, приблизительно, на 4 минуты больше звездных суток.  Поэтому истинные солнечные сутки меняются в течение года и тоже, как и лунный календарь, солнечный календарь не может служить точной единицей времени.   Для вычисления истинного времени периодически стали вносить в  календарь поправки в форме високосного года. Это значит, что вместо 365 дней  в году через каждые 4 года добавляли 1 день. Таким образом, через каждые 4 года солнечный год стал составлять 366 дней.               
        Но к такому исчислению времени люди пришли не сразу. У каждого народа было свое летоисчисление, которое они вели от какого-либо знаменательного события. Такими знаменательными событиями могли быть  время царствования какого-либо повелителя,  основание города (например – Рима) или очередные Олимпийские игры и т.д.  При разработке календарей наименее точным оказался Римский календарь.
 
3.2. КАЛЕНДАРНЫЕ РЕФОРМЫ.

        Поэтому в 46 году до н.э. Юлий Цезарь провел его реформу. С 1 января 45 года до н.э. он установил, так называемый, юлианский год продолжительностью в 365 дней с високосными годами через каждые 4 года. Лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля. В честь Цезаря один месяц -  квинтилий (седьмой)  был переименован в Юлий (июль), а сам календарь стали называть «юлианским». Но и юлианский календарь  оказался не точным. Он давал ошибку в один  день через каждые 128 лет.
       В связи с этим в 1582 г. н.э. римский папа Григорий Тринадцатый провел новую календарную реформу. Своим декретом от 24 февраля 1582 г. он установил, что сразу за 5 октября 1582 г. должно последовать 15 октября и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых делится без остатка на 4 (1600, 2000, 2400), а другие годы будут считаться простыми.
          В результате появился «григорианский» календарь, астрономически более точный, чем юлианский. На новый календарь католические страны перешли сравнительно быстро. С 1700 г. новым календарем стали пользоваться Северная Германия, Дания, Норвегия, с 1752 г – Англия, с 1753 г. – Швеция. Православные страны перешли на григорианский календарь позже, только в начале 20 века. Болгария – с 1916 г., Россия с 1(14) февраля 1918 г., Сербия и Румыния – с 1919 г., Греция – с 1924 г. 

         В России долгое время летосчисление велось со дня сотворения мира Богом. За основу отсчета брался Византийский подсчет времени, по которому Бог сотворил мир 5508 лет назад. Тогда в России Новый год  начинался с 1 сентября. Своим указом от 1699 года император Петр Первый ввел летоисчисление по европейскому образцу. Он обязал всех подданных Российской империи отмечать Новый год с 1 января 1700 г. от рождения Иисуса Христа. Признал его великим праздником, который надо было отмечать с грандиозным торжеством и «с пушечной стрельбой и фейерверками».
        Но за многие годы в Российском календаре накопилось несколько лишних дней. Поэтому после революции 1917 года ленинским декретом ввели поправку к Российскому календарю.  С 1 февраля 1918 г. Советская Россия сразу перескочила на 14 февраля 1918 г. Согласно этому декрету календарное летоисчисление в России и в республиках бывшего Советского Союза ведется  в настоящее время. В связи с этим возникли в народе такие понятия, как «новый» Новый год – 1 января и «старый» Новый год –  14 января.

3.3. ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА.
      
        Нынешние историки считают, что основы современной хронологии заложил Евсевий Памфил Кесарийский и Блаженный Иероним, якобы, жившие в 4 веке нашей эры. Но на портрете от 1544 года Евсевий изображен в одеянии эпохи Возрождения. Вероятно, он  фактически и жил тогда -  в средние века. Его труд «История времен от начала мира и до Никейского собора (Хроника)» и труд Иеронима Блаженного  были найдены также в позднем средневековье, а точнее в 1544 году, каким датируется и сам портрет Евсевия Памфила.
      Эти священнослужители разработали датировку времени между их современностью и библейским сотворением мира. Сложные теологические подсчеты и религиозные споры между духовными хронистами продолжались сотни лет.  В конце концов, все же они провели подсчеты и определили время, когда Бог сотворил мир. Хотя из текста Библии об этом определить невозможно. Никаких указаний на этот счет здесь не имеется.
       Рассуждения были такого порядка. Из описания страстей Христовых в Евангелии определили дату казни Иисуса Христа. Известно было, что казнили его в возрасте  33-х лет. До этого он в течение  3-х лет проповедовал свое учение, излечивал людей и творил чудеса. Значит, до начала проповедческой деятельности он прожил 30 лет. Из этих 30 лет жизни Иисуса  известно только о его рождении и младенчестве. Остальной период  жизни покрыт мраком и неизвестностью. В возрасте 30 лет Иисус Христос предстает перед нами взрослым человеком с уже сформировавшимся мировоззрением.
      
     На Никейском соборе священнослужители установили, что Иисус Христос родился 25 декабря.  На что опирались при определении данной даты, нигде в религиозных источниках не говорится. В каком году от сотворения мира родился Иисус из Назарета и когда вообще библейский Бог сотворил мир  - тоже было ничего известно.
       Путем новых теологических подсчетов пришли к выводу, что если Бог творил мир в течение 6 дней, а на 7-й день отдыхал, а каждый его день творения приравнивался к 1 тысяче лет, то следовало, что миру до «страшного суда» предстоит жить 7 тысяч лет, но до 8-го тысячелетия он не доживет. Адам же, утверждает Библия, как первый человек, был сотворен на 6-й день в полдень, то есть после 5,5 дней других творений, или в 5500 году от сотворения мира.
         Из соображений христианской симметрии рождение Иисуса Христа приравнивалось как бы ко второму рождению человечества. Иисус – это новый Адам. Стало быть, до рождения Адама- Христа на Земле прошло 5,5 тысяч лет. А это значит, что мир был сотворен 5,5 тысяч лет назад до рождения Иисуса Христа. Так была найдена искомая дата..
    
    Немного позднее уже после Никейского собора сделали поправку на традиционное византийское летоисчисление и приняли конечную цифру. Адам, он же в новом обличье – Иисус Христос, родился в 5508 году от сотворения Богом мира. Отсюда должна начинаться новая эра в истории человечества.
      Но единства в определении более точной даты сотворения мира среди священнослужителей по-прежнему не было. 
      Духовный хронограф Дж. Ашер, создавший еврейское летоисчисление, утверждал, что Бог сотворил мир  утром в воскресенье 23 октября 4004 года до н.э., т. е. до рождества Христова. Самая древняя дата сотворения мира – Антиохийская составляет 5969 г. до н.э. Затем следуют даты, которые определили такие духовные отцы, как  Августин – 5551 г. до н.э., Феофил – 5515 г. до н.э., Ипполит и Секст Юлий Африканский – 5500 г. до н.э. Наиболее распространенными датами сотворения мира являются Александрийская – 5493 год  до н.э. и Византийская – 5508 год до н.э.
 
     На Руси, как уже известно, было принято Византийское летоисчисление от сотворения мира, которое отменил Петр Первый свои указом от 20 декабря 1699 года  и обязал вести летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1 года. В России летосчисление от рождества Христова на момент принятия нового календаря пришлось на 1700 год.  Но в России на официальных документах даже в 18 столетии часто ставили две цифры: одна -  дата от Рождества Христова, вторая – от сотворения мира.
       Остальные даты сотворения мира были  более короткими. Самарийская определяла его – 4700 г. до н.э., Иудейская – 3761 г. до н.э., Китайская циклическая эра – 2397 г. до н.э., Буддийская эра – 950 г. до н.э. и многие другие.  Нет необходимости перечислять все даты, т.к. существует около 200 различных версий и разница между ними составляет от нескольких сот до 3,5 тысяч лет. Единства мнений в дате сотворения мира нет до сих пор.

         Если мы желаем узнать, сколько лет прошло от сотворения мира до настоящего времени, в котором мы сейчас живем. А живем,  например, мы в 2014 году от рождения Иисуса Христа, то необходимо произвести простой арифметический подсчет.  К нынешнему году – 2014  прибавить 5508 лет по Византийскому календарю и получим 7522 год от сотворения мира.

3.4. ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

      Летосчисление от рождества Христова в Европе было введено по распоряжению римского папы Иоанна Первого. В 525 г. н.э. он поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Тот, не желая использовать языческие отсчеты, решил  самостоятельно «обозначить» годы от «воплощения» Христа. По его мнению,  христианство начинается со дня рождения Иисуса Христа, который   Дионисий Малый определил произвольно –  первого января 1 года.
        В 532 г. н.э. пасхальная таблица была составлена и одобрена папским престолом. Вскоре она вошла во всеобщее употребление и ввела в оборот «НОВУЮ ЭРУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА», ныне широко общепринятую.  В официальных актах впервые новая эра от Рождества Христова встречается в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 г., а также в папских актах – у Иоанна Тринадцатого, бывшего римским папой с 965 по 972 годы.

        В последующие годы папы римские вносили свои коррективы в теологическую хронологию. Дело в том, что в  Библии 8-го тысячелетия не предусмотрено, т. к. Бог создавал мир, как уже известно, на протяжении 6 тысяч лет и еще одну тысячу лет отдыхал от трудов праведных. Значит, земное время после 7 тысяч лет заканчивалось, и должна была наступить ВЕЧНОСТЬ. Отсюда вытекало, что наступление 8-го   тысячелетия означало КОНЕЦ СВЕТА. Этот «конец света» приходился, по подсчетам теологов, на 1492 год от рождества Христова
        В 1492 году в мире происходил страшный переполох, связанный с ожиданием конца света. Но «конца света»» не произошло. Тогда очередной римский папа  издал буллу, в которой говорилось, что вычислять конец света – не дело ума человеческого. А нужно просто жить так, чтобы каждый день быть к нему готовым. А цифра 8 стала символом вечности. На крестах могил усопших стали делать  8 концов, символизирующих вечный покой. А в математике, повернутая на бок восьмерка, стала означать бесконечность.

        Об истинной дате рождения Иисуса Христа среди священнослужителей споры начались еще в 14 веке, продолжались в последующие столетия,  но особенно усилились в конце 20 – начале 21 веков.
       Летом 1996 г. Папа Римский Иоанн-Павел Второй в одном из своих посланий подтвердил, что в реальности историческая дата рождения Христа неизвестна и что Спаситель, возможно,  родился на 5-7 лет раньше новой эры официального рождества Христова.
        В 2011-2012 гг. Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый завершил издание своей трилогии о жизни Иисуса Христа под названием «Иисус из Назарета». В ней он, как и папа Иоанн-Павел Второй, также усомнился в истинности даты рождения Иисуса Христа. Он считает ее ошибочной и обвиняет в ошибке аббата Дионисия Малого. Бенедикт Шестнадцатый уверен, что Иисус Христос родился не в 1-ом году нашей эры, а на несколько лет раньше, и, конечно, не 25 декабря, а тем более, не 7 января. Значит, нынешний общепризнанный календарь, по которому мы живем, и нынешнее христианское летоисчисление не соответствуют истине. Таким образом Римский Папа Бенедикт Шестнадцатый поставил под сомнение всю историю христианства.

       Исследователи предполагают, что Бенедикт Шестнадцатый при написании книги о жизни Иисуса из Назарета пользовался источниками, которые  католическая церковь считает еретическими и они находятся под запретом.   
        Несмотря на сомнения римских пап, католический мир по-прежнему отмечает день рождения Иисуса Христа 25 декабря ежегодно по новому григорианскому календарю. А православные христиане отмечают его день рождения 7 января, но по старому юлианскому  календарю.  И с этих дней начинается 1-й год нашей эры.
     Иной  хронологии в современном христианском мире  пока не существует. Приходится довольствоваться тем, что есть.



               
 


Рецензии