На волне моей памяти - 21

     Мне в наследство от мамы достались две толстенные старые папки.
 О их существовании я узнала, когда мамы уже не стало.

В  папках мамой  подшито несколько сотен писем. Это мои письма и письма моих братьев с 1957 года : письма из пионерских лагерей, письма с Кубани и Ульяновской области, где мы бывали у бабушек - дедушек на каникулах, письма из пионерского лагеря "Орленок", где я побывала в 1962году, письма брата из армии, а главное, наши студенческие письма.
 
 В жизни моих родителей было три года, когда в семье было одновременно трое студентов, и все учились в разных городах: я в Казани, Толик в Чебоксарах, Витя в Сурском. И родители, простые сельские труженики, при таком напряге смогли все таки  дать нам  всем троим высшее образование.

 Вот что дала нам советская власть! Возможно сейчас такое представить для простых людей?

Мы с мамой писали друг другу часто, два раза в неделю.  Письма были подробные, обстоятельные, ведь письма  были единственной возможностью общаться беседовать с мамой , по которой я очень скучала.

Мама была в курсе всех моих дел, событий, знала всех моих подружек и друзей. Да и сама она была для меня лучшим другом и советчиком.

Мама хранила, подшивала наши письма, но и у меня  не поднималась рука выбрасывать её письма в мусорное ведро.
Я тоже сохранила мамины  письма,  но только до сих пор они не подшиты  (всё не доходят руки),  а просто связаны в стопки.

 И теперь, спустя более 50 лет, благодаря этим письмам,  можно восстановить историю нашей семьи, нашего поселка, историю моей студенческой жизни с точностью  до одного дня.
Жаль, но от сегодняшнего времени через 50лет навряд ли останутся такие свидетельства прожитой жизни. Телефонные звонки и СМСки канут в небытие.

Эти письма и фотографии уже не один десяток лет лежали в дальнем углу шкафа.
Толчком для того,  чтобы их привести в порядок стала инициатива нашего однокурсника  Марлена Гусева, который пишет книгу о нашем факультетском курсе "История одного выпуска".

Вот и я решила несколько отрывков из моих студенческих писем включить в мои воспоминания.
Дала себе клятвенное обещание, что при перепечатывании  писем, ни на одну букву,  ни на одну запятую не отклоняюсь от оригинала (фотографии оригиналов  моих писем размещены на моей странице в Одноклассниках).

Надеюсь, что моим односельчанам,  одноклассникам по школе и однокашникам по Казанскому авиационному институту может будет интересно вспомнить подробности нашей студенческой  жизни. Да и детям,  и внукам может быть тоже когда-нибудь будет интересно узнать о том,  какими мы были, о чем мечтали, к чему стремились.

  Только прошу, пожалуйста, не судите строго ту 18-ти летнюю девочку, приехавшую из деревни, которая писала эти письма более чем 50 лет назад.

      ПИСЬМО ПЕРВОЕ

24 сентября 1966 года

В письме описываю День посвящения первокурсников в студенты.

Вчера у меня был знаменательный день Во-первых получили первую стипендию, а в  16 час. у нас началась торжественная церемония посвящения в студенты.   Наш факультет построился около 5 задания,  затем маршем прошли к первому изданию.  Там собрались все факультеты . Было очень торжественно. Вынесли институтские знамёна.  Играл оркестр,  нас все поздравляли в своих выступлениях. Выступали старшекурсники,  преподаватели. Рассказывали о своём институте. Вечером под марш  - "Мы рождены , чтоб сказку сделать былью ..."  мы с факелами  пошли к университету к памятнику Ленина -  студента.   Здесь мы дали клятву студента - КАИста приложить все силы, чтобы стать первоклассными специалистами  для авиационной промышленности и так далее.   Потом возлагали цветы к памятнику Ленина .
Я тоже возлагала от нашей группы.  Потом мы пришли на площадь Свободы,  опять к  Пятому заданию .
Здесь каждому факультету первого курса вручили символические студенческие билеты и ключи от знаний.На этом этом закончилась торжественная часть.  В общем было очень здорово! Нас  всё-таки очень много было, почти у каждого факел,  знамёна,  цветы. Просто море огня!
Это один из торжественнейших моментов моей жизни С утра в этот день шёл дождь, но потом всё прояснилось.  Правда было холодновато,  мы все порядком продрогли,  но это уже пустяки.
Билетов на фестиваль я,  к сожалению, не достала.
Нам дали всего 4 билета на группу.
Мы их решили разыгрывать по списку. Так что будет хорошо,  если моя очередь подойдёт к 1 -му мая.
в общем на вечера институтского масштаба практически невозможно попасть. Ведь студентов свыше 8 тысяч человек и каждый хочет попасть,  а на СТЭМ особенно. Туда если и попадешь,  только по знакомству. Вечером в общежитии были танцы.

       ПИСЬМО ВТОРОЕ

В письме описываю институтский фестиваль,  который проходил в ноябре в 1967 года в Казанском цирке

А на фестивале я всё-таки побывала! Если бы вы знали, как это здорово !
Было очень много гостей.
Первые выпускники ,  кого среди них только нет -  и Герои Советского Союза и  Герои Соцтруда, лауреаты Ленинской  и  Государственной премий,  чемпионы мира  и Советского  Союза по спорту,  пилотажу,  руководители огромных заводов,  конструкторы и т.д. и т.п.
Орден дружбы вручал Табеев секретарь обкома.  Было много интересных выступлений. Интересно  выступал Румянцев -  один из первых ректоров,  теперь он ректор университета имени Патриса Лумумбы. В общем всё это на четыре с половиной часа с 4 до 9.
Потом был концерт
Первое отделение -  фестивальная программа,  посвящённая 50-й годовщине октября с таким патриотическим уклоном,  составлена из лучших номеров всех факов.
Второе отделение  - выступление СТЭМа - эстрадная  программа.
Бесподобный, отличнейший оркестр,  отличные солисты,  комики и так далее. Оркестр в этом году занял первое место среди студенческих оркестров. Недавно они вернулись из Москвы .
Там гастролировали  уже третий раз.  Сейчас уезжают на гастроли за границу в социалистические и  скандинавские страны. Больше всех мне понравился солист Владимир Демьянов. Концерт вёл Семён Каминский .
Отличные интермедии,  песни,  музыкальные сценки. Главное то,  что всё это сочинили сами студенты. Вообщем здорово !

        ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

  Декабрь 1966года
Описываю творческий вечер поэта Роберта Рождественского в Казанском авиационном институте

Два  дня назад у нас в институте выступал поэт Роберт Рождественский.
Он сейчас в Казани. Читал много своих стихов,  рассказывал о своей поездке в Америку, на  Северный полюс к полярникам.  Студенты его принимали очень хорошо.  Ведь это наш  комсомольский поэт. Мне он очень-очень понравился. Обаятельный , чем-то напоминает Маяковского -  громогласный,  здоровый. Я его почему-то представляла моложе. Ужасно картавит и заикается в разговоре,  но когда читает стихи  этого почти незаметно.
Вообщем вечер понравился,  и стихи замечательные. Сегодня всей группой после занятия ходили на рентген.

      ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ

Сентябрь 1967 года описываю отчётно -  выборное комсомольское собрание
Пятый фак КАИ.
Второй курс

Вчера у нас было отчетно-выборное комсомольское собрание .
У нас были занятия с восьми часов утра до шести часов  вечера.
В  18:15ч  началось собрание.  Домой  вернулись почти в одиннадцать часов  вечера.
 На собрании нас ругали здорово. Второй курс успеваемость по сравнению с первым семестром снизилась 72%, а в общем по факультету  - 86%. Отличников на нашем факультете осталось всего 7 человек
98 человек имели завалы и пересдавали.
Видите,  это почти одна третья  часть.
В первом семестре отчислили с нашего курса 26 человек,  а во втором семестре 29 человек.
Вот такие дела...
Прозаседались  долго. Возвращались в общежитие пешком от третьего здания. Голодные, как черти! Никто не ужинал,  да  многие и не обедали. Магазины уже закрыты были,  и вот мы зашли в булочную,  купили каждый по батону и ели всю дорогу.
Представляете картину  -  20 человек здоровенных ребят и девчонок и у каждого в руке по батону!
Шли,  болтали всю дорогу , я и не заметила,  как до общежития съела весь батон. Всё-таки чудесное сейчас для нас время,  незабываемое.
Хоть часто недосыпаешь и устаешь как собака.
 

          ПИСЬМО ПЯТОЕ

Февраль 1967 года Первый курс КАИ

Вчера получила стипендию. Так что до июля я обеспечена стипендией.  Что уж  будет на втором курсе... 
Я уже писала, что  на нашу группу дали 16 стипендий.
Это сравнительно много,  но у нас есть такие студенты,  у которых очень низкая обеспеченность, и стипендию им не дали. Их 4 человека. И  мы решили им помогать.  Собираем с каждого по 2 руб со стипендии.  Им приходится примерно по 10 руб.

       МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Забегая немного вперёд,  хочу добавить:
После тяжеленного первого курса у нас из группы отчислили шесть  человек  за неуспеваемость.
За год учебы мы так сроднились, стали одной семьей и уже не хотели терять своих друзей, поэтому на втором курсе мы  складывались со стипендии по 5 руб,  чтоб помочь ребятам без стипендии .
В воспоминаниях о группе я писала,что наша группа была как одна большая дружная семья. Это  сказано не для красного словца, а действительно было так.
Мы всё знали друг о друге - у кого какие проблемы, кто в чем нуждался, и  старались помочь друг другу не ожидая, когда об этом попросят и не ожидая когда за это поблагодарят.

Вот на первом курсе решили, что будем помогать тем у кого нет стипендии, ведь многие были из деревни. По тем временам 10 руб немалые деньги.На рубль можно прожить день, а то и два. На старших курсах, когда потовыжимательная система обучения в КАИ немного ослабла, а вернее мы в неё втянулись, мы стали ходить всей группой вечерами подрабатывать на стройку в основном на разгрузку кирпича из поддонов. Усталости от работы не было никакой -сплошной кайф, смех, приколы.Все это сплачивало группу. Деньги шли в общую кассу.  Их мы тратили на помощь, тем у кого нет стипендии или на групповые мероприятия. Вот такими мы были!

          Январь 2020 г


   Фотографии оригиналов моих писем опубликованы на моей странице Одноклассниках


Рецензии