Почему я ушел из монастыря в мир. Бывший послушник

В старину считали несчастным того, кто знает всё, но не знает Бога.  Веками, утвержденный  опыт христианства, показывает, что святая вода, крестное знамение, исповедь и причастие имеет великую силу на все действия человека. “Жизнь наша теперешняя, настоятельно требует, чтобы мы все очень внимательно отнеслись к теме бытия диавола. Замалчивание этой страшной силы, делает нас перед ней безоружными, и она может вести нас, как овец на заклание, в погибель»,  - писал своим духовным чадам  архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Вот об этой, стороне духовной жизни человека, я и  хочу поведать.
В  храме, по благословению настоятеля, много лет существует «Воскресная гостиная», где собираются как  наши прихожане, так и приглашенные жители города. За квадратным столом, прихлебывая чай с баранками, мы разговариваем.  О чем? Обо всем. Бывают очень интересные истории из жизни.
Так, например, вот одна из них…
Наш новый прихожанин, мой коллега – преподаватель, (далее буду называть его -  брат)  - на одной из встреч, рассказал  свою историю жизни, вернее ее определенный период. 
Рассказ начал он с того, что после окончания  пединститута, некоторое время занимался бизнесом. Потом дела пошли плохо, и он закрыл свое предприятие.  Оказался  в жизненном тупике: - что делать дальше, не знал…
В это время, он  и обратился к Богу. Решил учиться дальше, но уже в семинарии. Честность повествования  молодого брата во Христе, была воистину христианской, как на исповеди.
 Успешно  сдав вступительные экзамены, наш рассказчик был принят  в духовную Семинарию.  И оказался в стенах  учебного  заведения, - с жесткой дисциплиной. Предметы изучения для  него, как  педагога,  не составляли  трудностей. Но казарменную дисциплину, по его словам, не мог исполнять, - ну, не привык к послушанию.
Примерно раз в месяц,  в семинарии собирался особый совет, который выносил суждение о поведении воспитанников. Протоколы вывешивались для назидания на стенд.
Если студент несколько раз нарушил дисциплину, его отчисляли. Наш рассказчик, по его признанию, позволял себе некоторые  мирские вольности: телефон, компьютер, пререкания с «дежпомом». У других  кандидатов,  причины  были, - посерьёзней.
Дисциплинарная комиссия постановила исключить его и еще одного студента, из семинарии за грубое нарушение  установленных правил порядка. Но обоим исключение  заменили  на трудничество в дальнем  монастыре.
– «Как восприняли родные и друзья ваш «перевод» в монастырь?»
–«Друзья восприняли это по-разному. Одни не поверили. Зная мою жизнерадостность, они не могли себе этого представить. Другие же восприняли спокойно, с пониманием того, что человек что-то ищет в жизни, и это, возможно, его путь».
Нашему брату, дали послушания в просфорне, под началом опытного монаха.  Через полгода практики, по благословению настоятеля, ему поручили  печь просфоры самостоятельно. Работа спорилась, все получалось, и  монастырское начальство было довольно. Но строгий игумен,  стал  интересоваться  его духовным здоровьем: «Брат, а ты когда последний раз был на исповеди?». Семинарист от ответа  уклонялся, говоря, что  вот завтра, или на праздник. Через год, по завершении испытательного срока, игумен принял решение о принятии бывшего семинариста, с его согласия, в число братии монастыря в качестве послушника.
Трудники и послушники нередко несут в монастыре одни и те же послушания, работают вместе.  Но трудник, — это гость, который приехал для того, чтобы пожить в монастыре, и по мере сил, потрудиться во славу Божию. Послушник же, является полноправным членом монашеской общины, хотя и находящимся на испытании.  На третий год послушничества, наш герой рассказа,  уже носил подрясник, скуфейку, ходил  по монастырю глаза «в полу», чтоб не  рассеиваться.  Так как, любопытные паломники и журналисты, так и норовили  поговорить «за жизнь»  с молодыми  монахами.
За эти годы, семинарист  редко исповедался, по его словам, все время не хватало. Вставать надо было засветло, а уходить  с послушания поздно.   Вскоре стало легче, - ему дали  в ученики молодого иеромонаха. Как то,  наш брат шел по двору монастыря.  По привычке смотрел  в землю, и  вдруг стукнулся о препятствие. Рассказывает: «Вот вижу блестящие мысы черных, лаковых туфель, непривычные для монахов.  Поднимаю глаза:- черное, дорогое облачение как у епископа, а вместо лица, как будто стекло, размалеванное зубной пастой. Лица нет, а только металлический голос: «Ну, что брат, все у тебя хорошо, тобой довольны, дальше  еще лучше будет».  «Могильным холодом веяло от  этого эпископа без креста, и никогда  мне не забыть  этого голоса»,- сказал  послушник.  От  этого ужаса, не помня себя, наш богатырь «дал деру». Трудники, которые оказались неподалеку от места, где наш брат  встретил приведение, рассказывали  потом,  что просфорник  сам с собой стоял и  разговаривал, а потом побежал «сломя голову».  В своей келье он заметил, что  потухла лампадка,  всегда горевшая  перед иконой Спасителя.  И поразил его холод в комнате, хотя отопление работало исправно. Ночью он проснулся от того, что кто-то скинул его с койки, и  «колошматит» не по-детски». Вскричав: «Господи, помилуй!» - вырвался от невидимых бандитов,  и побежал  в  просфорню. Наутро поведал о том, что случилось с ним иеромонаху, который был у него в учениках. Тот пообещал переселиться к нему на следующую ночь, если получит благословение. Помолившись, оба заснули при горящей лампаде. В эту  ночь,  опять внезапно  потухла лампада,  и наступил  ледяной  холод. Повторилось избиение, но теперь досталось и монаху. Утром, они рассказали о ночных ужасах игумену. Вечером  оба исповедались, и ночь  эта была,  уже относительно спокойной.  Старались возжечь  лампадку, -  ничего не получилось, да и  холод, какой то странный, стоял в келье. Наш брат  не смог дальше находиться у себя в комнате, и перешел на круглосуточное проживание в просфорне, где и работал. Помещение освящено, да и тесто для просфор, творя особую молитву, замешивают на крещенской воде.  Лампада горит  там постоянно.  Семинарист - послушник рассказывал, что ночью столы и даже пол в помещении,  сантиметров на десять, светились голубым мерцающим светом, хотя уборку, проводили тщательнейшим образом, каждый вечер.
Для подтверждения его слов привожу молитву на Великое освящение воды:
“И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, да вси почерпающий и причащающимся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну”.
Не выдержав  таких испытаний,  и изрядно  подорвав своё психическое здоровье,  наш брат  пришел к игумену.  Сдал  подрясник, ключи от Просфорни и честно сказал: «Пока я жил своей жизнью, то  не знал такого ужаса. Я не робкого десятка, но это не моё.  Уйду я в мир, - с Корабля спасения в свободное плавание». Устроился  работать по своей специальности - педагогом. Наш прихожанин добрый и жизнерадостный человек,  но пустяков в духовной жизни, оказывается, не бывает. Преподобный  Иоанн, в Лествице  разъяснял своим ученикам, почему бесы воюют, особенно на подвизающихся: «Пока человек остается мирянином, против него не сильно враги вооружаются. Когда же видят, что он взял печать царскую, и щит, и меч, оружие и лук, оделся в воинскую одежду, тогда скрежечут на него зубами, и всячески покушаются убить его»
Вывод: Для тех, кто несет особое послушание, обязательна более серьезная духовная жизнь. И так, дремать не должно.
Помоги  нам, Господи!

Белова О.В. социальный психолог;
Саратов;  2010 год.


Рецензии