На Руси было четыре разных версии христианства?

Споры о времени принятия христианства на Руси и методах его активного продвижения в народ не утихают по сей день. Однако есть вопрос, который способен внести некоторую ясность в жаркие споры и дать понимание некоторым историческим событиям, произошедшим в нашей необъятной России. В общем, всё было не просто.... Публикация создана по видео кандидата философских наук, религиоведа Б. О. Куценко на народном славянском радио. Ещё раз прочтите научные звания источника. Продолжение серии, начало читайте в статьях "Ещё не христианство, но уже не язычество - во что же верили наши предки?" и "Возврат христианства к ведическим истокам? Невозможное возможно - это русский исихазм".

Краткое пояснение

Христианство также как и всякая другая религия, а если шире - любой общественное или политическое образование, меняется во времени. То и дело появляются новые веяния, толкования и направления. Некоторые из них приживаются, другие резко осуждаются и признаются ересью на специальных Вселенских соборах, призванных сохранять порядок и единомыслие (в понимании иерархов церкви). Когда я пишу о различных версиях христианства, то имею ввиду не различные конфессии, широко или не очень представленные на Руси, а именно главенствующую ветвь, возглавляемую Патриархом.

Начиная с IX века можно с уверенностью говорить о нарастании роли церкви в государстве. Но и сама эта церковь неминуемо менялась и в связи с общемировыми процессами, и внутрироссийскими. Эти изменения носили отнюдь не косметический характер, они как раз затрагивали суть религиозных догматов, взаимодействие с населением и светской властью. Именно поэтому, по мнению Б. О. Куценко, можно говорить о том, что мы имеем дело с различными версиями христианства, которое при всём этом, не перестаёт быть православным.

Иудейский след

Как уже было сказано в предыдущей статье, христианство зародившееся на территории иудейского культа, не могло не впитать в себя часть этой религии. И если сам Иисус резко осуждал проявления жестокости и поклонения спорным силам, то его Апостолы, последователи, биографы и переписчики выйдя из иудейской среды, вряд ли могли быстро и без остатка её отринуть. Пропустив слова Иисуса через себя, они (как это отмечали многие Отцы церкви) осознанно или нет, но перенесли что-то из языческого иудейского культа. Именно поэтому раннее христианство, в том числе и на Руси, по словам теологов, имело видимый иудейский крен.

Это не исключительно еврейская черта, надо отметить, что всякий народ исповедующий ту или иную религию, привносил в неё часть своей исконной веры. Таким образом, христианская религия получившая поддержку высшей княжеской и боярской власти в Древней Руси IX века, безусловно имела явный иудейский уклон. И это вряд ли тесно связано с хазарами, как то любят утверждать комментаторы. Такое видение христианского Учения, вообще было характерно для всего ареала распространения первых его форм и проповедников. В этот период две традиции: христианство и исконные верования, практиковались одновременно.

Аскетический исихазм

Напомню, что о иудейских корнях говорил и Григорий Палама, философ религиозного толка, приведший исихазм в законченное и полноценное религиозное направление, получившее название паламизм (созвучно фамилии Палама). Характерно, что на этом понятии разошлись западная и восточная христианская церкви. Непрестанное моление, монашество, отречение и обОжение человека быстро прижилось на Руси. Почему иноческое Служение было так популярно в русских княжествах?

Да потому что оно активно перекликалось с традицией взаимодействия человека с волхвом (духовным наставником), храмовыми дружинами (патриаршим монашеским воинством), перенесением главной цели служителя культа от нужд (условно) "провайдера Веры" на вопросы и нужды реального человека, пришедшего в Храм. Институт наставничества (преподобных) очень хорошо вписывался в исконную традицию и наиболее полно отвечал чаяниям простых людей. Они приходили за советом, а моления, общение с Создателем могли и практиковали по ходу повседневной жизни.

Примерно с XIII- XIV веков, исихазм активно заменяет раннюю традицию христианства в Восточной Европе вообще и в русских княжествах в том числе. Показательно, что именно на это время пришлось так называемое "монголо-татарское нашествие" на Русь и ставшее следствием оного, серьёзное продвижение и возвышение православия на Русской равнине. Интересно в этой связи упомянуть, что есть мнение о распространении в Азии не только несторианства, но и православия, в том числе в Ставке Великих ханов Орды. И это вызывает множественные вопросы....

Синодальный период

Изменения в религиозной политике Русского царства, начались после смены правящей династии. Рюриковичи были замещены прозападными Романовыми, соответственно поменялись и подходы власти к церкви. Новой правящей элите нужна была устойчивость, гарантия наследования и как следствие, закабаление народа на западный манер. Всё это в отсутствие родового права, можно было осуществить через церковь. Отсюда и давление на фольклорные проявления в народе, преследования ведических традиций, обожествление правящей фамилии и многое другое, закономерно приведшие к религиозной реформе по образцу протестантской церкви и объединение с униатской Киевской епархией.

Влияние, а затем и управление религиозными иерархами нарастало и достигло своего максимума в царствование Петра. Запрещалось не только проявление народного, а значит исконного, попытались стереть уже имеющийся синтез христианства и ведических традиций: были запрещены к постройке шатровые храмы, молитвенные камни в церквях и монастырях замуровывались, поднимались полы, чтобы скрыть предметы поклонения людей. Гонения на отвергнувших обрядовую унификацию Никона приобрели массовый характер. Этот период характеризовался жёстким администрированием и государственным управлением обширного хозяйства православной церкви в России.

Но сколько верёвочке не виться... В конце XVIII начале XIX веков начался научный бум, а следовательно переосмысление философских и религиозных догматов. Пробудился интерес к фольклору, изучению санскрита, поиску корней. Вместе с тем, ещё в XIX веке Академия Наук констатирует - христианство вовсе не было преобладающей религией! Безусловно оно укоренилось, особенно в городах, но в деревнях продолжают проводить ведические обряды, имеют своё уникальное понимание Природы, Бога и места человека в мире. В. Ф. Миллер пишет о том, что Россия - страна безусловно страна христианская, но оно не преобладает среди народа.

Ему вторит Иоанн Кронштадтский, описывая понимание простого человека, мужика, сельского священника. По его словам, у них божество - это солнце и обожествление его весьма распространено! Всё сказанное о научном поле деятельности, накладывается на политическую ситуацию вокруг России, её противостояние с Британией в Индии и Азии. Как частный случай возврата элиты к исконным традициям, можно рассматривать и предложение Далай-Ламе XIII-му создать буддистское государство в Монголии.

Страна победившего атеизма

Этот ренесанс исконных верований и возврат к ведическим корням, закончился с приходом к власти большевиков. С самых первых дней октябрьского переворота, начались гонения на церковь, ибо она крепко ассоциировалась с прежней властью. Были изданы Декреты о свободе вероисповедания, изъятия земель и другого имущества, церковь вообще лишили статуса экономического субъекта, ей теперь стало невозможно иметь любую собственность. Изымались предметы искусства, здания, другое имущество. Во время Гражданской войны вспыхнули расправы над священниками и монахами. Вскрывались раки с мощами и могилы...

Очень многие религиозные деятели эмигрировали, создав отделения православной русской церкви за рубежом. По сути, церковь в СССР была разгромлена начисто. А восстановлена она была в самые трудные времена 1943 года Иосифом Сталиным, тогда же получила своё нынешнее название - Русская Православная Церковь. Государство активно искало опору духовности, в дополнение к идеологии коммунизма. Само собой разумеется, что во времена засилья органов госбезопасности, воскрешённый институт не мог избежать контроля и непосредственного участия спецслужб.

Этот пикантный нюанс не стал тайной для зарубежных епархий, в следствии чего канонические контакты между церквями есть, но тем не менее, каждый по-прежнему сам по себе. Таким образом, в настоящее время русское православие состоит из: РПЦ - симбиоз церкви, светской власти и спецслужб, РПЦЗ - дворянство и идея самодержавия, РПСЦ - староверы и старообрядцы. Кроме всего прочего, стоит упомянуть, что ведические традиции в России никуда не делись и в последнее время испытывают значительный прирост сторонников.

Народная вера при всех видах христианства, в конце концов, всегда берёт своё и неизменно проявляется вновь, дополняя и меняя существующие христианские обряды. Иерархам церкви ничего не оставалось делось, как приспособиться к такому порядку вещей, зачастую присваивая новые названия древним обычаям и традициям. А в настоящее время, РПЦ вслух хоть и порицает "неоязычество", но пока не вмешивается в процесс. И слава Богу! Каждый волен верить в то что ему ближе, если это не задевает чувств окружающих и не нарушает закон.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.

Рекомендую к прочтению мою первую книгу (https://ridero.ru/books/vera_nashikh_predkov/) «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».

В самое ближайшее время выйдет моя вторая книга, она посвящена скифам. Кроме того, чтобы «умыть» пиратские сайты, незаконно распространяющие первую книгу, планирую дополнить её содержимое новыми частями, обновить компоновку всего материала и в таком, законченном виде предложить в печать. Следите за новостями на моём сайте.


Рецензии
Нет никакого христианства. Это всего-лишь вариант иудейства для неевреев.

Василий Рябов Слабов   28.03.2022 23:20     Заявить о нарушении