162-й резервный авиационный полк

162-й резервный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

162-й резервный авиационный полк сформирован в 1940 году.

Нахождение в строю:

С 1940 года по август 1941 года.

В составе действующей армии:

С 22 июня 1941 года по 30 июня 1941 года (9 дней). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 1940 года по август 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 1940 года по 22 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Особого Военного Округа.
С 22 июня 1942 года по 30 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Фронта.
С июля 1941 года по август 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.

Командир полка:

УТОЧНЯЕТСЯ

Участие в операциях и битвах:

Боевые действия в составе Западного Фронта – с 22 июня 1941 года по 30 июня 1941 года.

Вооружение:

И-153
И-16
СБ

Дислокация:

Зябровка
Холмич
Бронное
Казань

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

В августе 1841 года на аэродроме Казань 162-й резервный авиационный полк преобразован в 9-й запасной авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Шишкин Яков Васильевич – с 1940 года по июль 1941 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Белоусов Сергей Леонтьевич – с 25 июля 1940 по 1941 год.
Котлов Николай Степанович – с 11 июня 1940 года по 22 октября 1940 года.
Котюков Сергей Иванович – с 10 октября 1940 года по июль 1941 года.
Куделя Свирид Харитонович – с 1940 года по 1941 год.
Скорук Василий Васильевич – с июля 1940 года по 1941 года.
Шишкин Яков Васильевич – с 1940 года по июль 1941 года.

Личный состав полка:

Александров Иван Дмитриевич
Андреев Александр Яковлевич
Белоусов Сергей Леонтьевич
Бесклетный Евгений Фёдорович
Бученков Алексей Николаевич
Ванин Иван Дмитриевич
Гривник Владимир Ильич
Гурьев Андрей Михайлович
Замотин Владимир Ильич
Земцов Владимир Григорьевич
Клоченок Валентин Юрьевич
Колбеев Александр Никитич
Коротков Павел Иванович
Костицин Александр Егорович
Котлов Николай Степанович
Котюков Сергей Иванович
Кропчатов Николай Григорьевич
Куделя Свирид Харитонович
Мильто Алексей Васильевич
Михеев Виктор Илларионович
Назаров Пётр Иванович
Низовкин Борис Иванович
Никифоров Григорий Павлович
Одинцов Михаил Петрович
Орешкин Иван Фёдорович
Павлов Сергей Николаевич
Пашинян Саркис Сарибетович
Побегайло Владимир Григорьевич
Раздабаров Виктор Иванович
Серёгин Михаил Николаевич
Сириченко Александр Дмитриевич
Скорук Василий Васильевич
Слесарев Пётр Константинович
Сорокин Дмитрий Павлович
Тамбум Иван Александрович
Терещенко Дмитрий Алексеевич
Трутнев Иван Павлович
Цанцук Алексей Степанович
Шевченко Борис Михайлович
Шишкин Яков Васильевич
Шубин Владимир Максимович
Щелбанин Михаил Иванович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 26 марта 2022 года.

Котлов Николай Степанович

Родился 2 декабря 1918 года в деревне Борки (Лотошинский район Московской области). Учился во Власовской школе-семилетке. После её окончания работал в колхозе. В 1938 году уехал в Москву, работал на заводе и одновременно учился в аэроклубе. Летом 1939 года по комсомольской путёвке был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в мае 1940 года. Служил в 43-м ИАП (ВВС Киевского военного округа).
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. С. Котлов на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 43-го ИАП, летал на И-153, И-16 и Як-1. 24 февраля 1942 года во время взлёта на И-16 потерпел катастрофу, получив сложный перелом правого бедра, ушиб правого колена и многочисленные ожоги. Более полугода провел он в госпитале. Он сильно хромал, мог ходить только с палкой (после ряда операций нога стала на 7 см короче). Казалось, что с лётной профессией покончено навсегда...
В октябре 1942 года добился возвращения в строй и прибыл в 581-й ИАП (3 февраля 1943 года преобразован в 55-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1. Сначала выполнял полёты над своим аэродромом, вводя в строй молодых лётчиков; затем стал дежурить в паре для прикрытия своего аэродрома.
2 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи, он же штурман 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии старший лейтенант Н. С. Котлов погиб в воздушном бою при отражении массированного налёта немецкой авиации по Курскому железнодорожному узлу. В этот день он одержал сразу 5 воздушных побед. Похоронен в деревне Верхние Холчи. Посмертно представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его.
25 мая 1952 года останки Н. С. Котлова перезахоронены в Сквере павших героев в городе Фатеже Курской области. В военном зале Лотошинского историко-краеведческого музея есть стенд, посвящённый Н. С. Котлову. В марте 2005 года Ушаковской средней школе Лотошинского района присвоено имя лётчика-истребителя Николая Степановича Котлова.
Награждён орденами: Красного Знамени (23.03.1942), Отечественной войны 1-й степени (04.07.1943); медаль "За оборону Сталинграда" (1943).

Котюков Сергей Иванович

Родился 21 июля 1918 года в деревне Большая Даниловка (Морозовский район Воронежской области). Затем жил в городе Ростов-на-Дону. С 6 декабря 1938 года в рядах Красной Армии, призван Пролетарским РВК (Ростовская область). В 1939 году закончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Проходил службу в частях ВВС Московского военного округа.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант С. И. Котюков на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1941 года служил в составе 162-го Резервного авиационного полка, летал на И-16 или И-153. С октября 1941 года воевал в 436-м ИАП (6-й ИАК, Московская зона ПВО), летал на Як-1. С декабря 1941 года сражался в 163-м ИАП (тот же 6-й ИАК ПВО), где продолжал летать на Як-1. С середины января 1942 года полк был передан в состав 7-й САД (ВВС Калининского фронта), с 22 февраля 1942 года - в составе ВВС 3-й Ударной армии (Калининский фронт), с мая 1942 года - в составе 211-й САД (ВВС 3-й Воздушной армии), с 10 июля 1942 года - в составе 210-й ИАД.
27 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи, он же штурман эскадрильи 163-го истребительного авиационного полка (210-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) старший лейтенант С. И. Котюков не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 из района города Ржева. Находился в плену (Латвия и Германия), 22 ноября 1945 года возвратился по репатриации, проходил спецпроверку в 359-м запасном стрелковом полку. Всего совершил более 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 4 самолёта противника.
С 25 декабря 1945 года - в запасе. Работал горным мастером на одной из шахт Донбасса (Украина). Умер в 1979 году.
Награждён орденом Красного Знамени (28.03.1942); медалями.

Скорук Василий Васильевич

Родился 14 января 1919 года в селе Черниговка (Винницкая область Украины). В 1935 году вместе с семьёй переехал в город Улан-Удэ (Бурятия). Окончил 7 классов в школе № 23, прошёл обучение в местном аэроклубе. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии, направлен в Читинскую военную авиационную школу пилотов. С октября 1939 года - курсант Батайской ВАШП. С июля 1940 года - лётчик 162-го РИАП.
С 5 декабря 1941 года - пилот неустановленного авиаполка (ВВС Калининского фронта), летал на И-16. 15 марта 1942 года в воздушном бою получил тяжёлое ранение в руки и ногу, но сумел на подбитом самолёте вернуться на аэродром, лечился в госпитале. С 20 июля 1942 года - командир звена 13-го ЗИАП (Приволжский военный округ). С 26 октября 1942 года - лётчик 875-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП), летал на Як-7. Сражался на Калининском, Северо-Западном и Брянском фронтах. В январе 1943 года вновь был подбит в бою, привёл повреждённый самолёт на аэродром и произвёл посадку.
14 мая 1943 года командир звена 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии лейтенант В. В. Скорук погиб в воздушном боя у села Троицкое (Орловский район Орловской области). Похоронен в братской могиле на сельском кладбище. Всего совершил около 80 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 самолётов противника.
Награждён орденами: Красного Знамени (17.03.1943), Красной Звезды (23.02.1943).

Шишкин Яков Васильевич

Родился 23 декабря 1921 года в селе Алексеевка (ныне Балаковский район Саратовской области). В 1936 году окончил 7 классов. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 162-м резервном авиационном полку (в Западном военном округе). С июля 1941 года был лётчиком-инструктором 6-го запасного авиационного полка (Приволжский военный округ), занимался подготовкой лётчиков-истребителей для фронта. В 1943 году окончил Липецкие курсы усовершенствования офицерского состава ВВС.
С декабря 1943 года старший лейтенант Я. В. Шишкин на фронтах Великой Отечественной войны в составе 728-го истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи, летал на Як-7 и Як-9. В феврале 1944 года направлен в 32-й авиационный полк на должность командира эскадрильи, летал на Як-9 и Як-3.
К концу войны командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан Я. В. Шишкин совершил 244 боевых вылета, в 36 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6534).
После войны продолжал службу в ВВС на различных командных должностях. С июля 1968 года полковник Я. В. Шишкин - в запасе. Жил в Минске. Умер 27 декабря 1979 года.
Награждён орденами: Ленина (1945), Красного Знамени (1944, 1945), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1955, 1957); медалями.


Рецензии