Волейболист Иван Грозный

Если кто-то из читателей захочет в поисковике в интернете найти игрока с таким именем и фамилией среди волейболистов, он не сможет это сделать. Просто потому, что у этого игрока есть имя и фамилия, данная ему при рождении родителями - Иван Милькович. А вот Грозным он стал уже на волейбольной площадке.

У каждого народа свои легенды, мифы и предания. У каждой нации свои герои. Свои красные и черные дни календаря. И, конечно, свое видение истории. Даже не особо влезая в политику, можно смело утверждать, что сербский народ пережил за свою историю такое количество потрясений, лишений и даже унижений, что не появиться своих героев и легенд у них попросту не могло. А в трудные годы вера в них, плюс большая порядочность помогала этой небольшой нации высоко нести свою гордую голову.

Мне вспоминается повесть Максима Горького «Данко». Та, помните, где юноша Данко, вырвав свое пламенное сердце, объятое любовью к людям, его светом озарил путь идущим? Вот в волейболе есть похожий персонаж — Иван Милькович. Появился он у тогда еще Югославии в одну из самых тяжелых для страны годин — гражданские войны, «миротворческие» бомбардировки НАТО, нищета, разруха… Отдушиной для народа был спорт. Была баскетбольная сборная, с Бодирогой и Ребрачей, и была сборная волейбольная, с Мильковичем и братьями Грбичами, Владимиром и Николой.

О стальных нервах сербских спортсменов сейчас уже начали складывать легенды. А какими дожны быть нервы у людей, которые росли под выстрелами и бомбежками? Детство Ивана пришлось на гражданскую войну начала 90-х, а его становление как национального героя — на конфликт в Косово, окончательно превративший бывшую Югославию в лоскутное одеяло.

Он не мог быть другим. Не имел права такого. Да и вся та команда не могла. В Сиднее, на рубеже веков, голодные на радость и счастье югославские парни всухую обыграли одну из лучших команд в то время. Нашу. Наверное, в тот момент та победа была им просто нужнее. А 21-летний юнец Милькович, еще даже не успевший стать «Грозным», уже примерял себе на шею золотую медаль чемпиона Олимпийских игр. А вместе со званием чемпиона и тяжкое бремя Великого.

Позиция, на которой играет Милькович — особенная. Это самое очконабирательное место в команде. Ответственное. Все неудобные мячи пасуются ему, самые важнейшие розыгрыши чаще всего даются под удар диагонали. Милькович за короткое время стал символом этой позиции и ее эталоном. Одно время корону с надписью «лучший нап в мире» он носил на пару с Романом Яковлевым, но позже в дело вмешался неуемный характер русского, и с трона он себя скинул сам.

Современные возгласы болельщиков о том, что лучший в мире диагональный — Макс Михайлов, при всей моей любви и трепетному отношению к своей команде, искренне недоумеваю. Как можно? При живом-то Мильковиче? А если кто-то возражает, смотрите полуфинал и финал Чемпионата Европы 2011 года.

Иван — это уникальный спав природных данных, таланта и стального характера. За два года до Олимпиады-2000 Милькович был связующим и имел рост 184 см! За два года парень сам себя подрастил на 22 см и настолько усердно работал, что стал самым результативным игроком Олимпиады.

На нынешней Европе, среди своих партнеров Иван смотрелся боксером — тяжеловесом среди «мухачей». Хотя, к примеру, Марко Подрасчанин одного роста с Иваном, но выглядит рядом с ним тщедушным подростком. Рано поседевший, с придающим брутальности свернутым непонятно где носом Ваня, из такого же как Марко подростка превратился в заботливую маму-клушу для партнеров. Опекает, подбадривает, а где надо — рявкнет.

В игре он все так же неудержим. Его сердце не стало стучать ровнее с годами. Милькович — пламенный предводитель сербской команды. Ее душа, если хотите. Сердце, которое, как известно, пламенный мотор.

Во время своей игровой карьеры Иван Милькович был известен всему миру убойными атаками и мощными подачами в прыжке.

Легендарный сербский волейболист завоевал огромное количество наград, в том числе и золотую олимпийскую медаль 2000 года в составе сборной Югославии. Именно он выиграл последний розыгрыш олимпийского матча за первое место.

Милькович является обладателем двух титулов чемпиона Европы, медалей Клубного Чемпионата Мира, Всемирного Кубка Чемпионов по Волейболу, Мировой Лиги и Кубка Мира по Волейболу. Спортсмен выступал за клубы Сербии, Греции и Турции. Теперь же он работает вице-президентом Федерации Волейбола Сербии.

В своїм интервью для сайта Международной Федерации Волейбола Иван Милькович обсудил свою карьеру и надежды на то, что волейбол станет ещё более популярным в будущем.

- Как вы пришли в волейбол?
- Когда я был ребёнком, то занимался теннисом и плаванием. Я также попытался играть в гандбол, потому что этим видом спорта занимались мама с папой. Затем, на третьем году начальной школы, я познакомился с волейболом. Он отличался от других видов спорта, и я почувствовал себя как дома с самого первого раза. Мне понравилось отсутствие прямого контакта с соперником. Тогда мне было всего 10 лет, и я не отличался особенной физической формой.

- Что вам нравится в волейболе?
- Решения всегда необходимо принимать быстро. Забудь то, что произошло только что, и концентрируйся на следующем очке. Также, ты играешь не сам по себе, а как часть команды. Даже если у тебя не лучший день, ты всё ещё можешь выиграть, потому что остальные помогут. Ты можешь сделать огромный вклад в успех команды, когда находишься на вершине формы.

- Почему вы продолжили играть в волейбол?
- Возможно, потому что потребовалось много работы и принятие решения. В сезоне 1994/95 я вырос на 22 сантиметра, и всё неожиданно изменилось. Я играл за клуб своего города, затем в 1996 году перешёл в «Партизан» (Белград), один из двух сильнейших клубов страны. Тогда же я закончил школу. Это было очень важно для меня. Я хотел поступить в университет в 1998 году, но меня вызвали в сборную. Родители разрешили мне самому принять решение, хочу ли я учиться или попробовать стать профессиональным волейболистом. Я принял крупнейшее решение в пользу волейбола. Я обнаружил, что даже при необходимости наличия таланта, к успеху приводит только усиленная работа. Чтобы быть чемпионом, необходима полная самоотдача.

- Назовите лучшие моменты своей карьеры.
- За 22 сезона у меня накопилось огромное количество замечательных воспоминаний. Олимпийское золото 2000 – однозначно одно из них, также как и успешная квалификация на Олимпийские Игры 2008. Золотая медаль Чемпионата Европы 2011 тоже была особенной – тогда я был капитаном команды.

- Насколько сложно было уйти после всех этих успешных этапов игровой карьеры?
- Когда ты только начинаешь карьеру, ты уже знаешь, что этот момент придёт, в конце концов. У меня было много лет, чтобы подготовиться к нему, и у меня всегда был план в голове. Я хотел проводить больше времени с семьёй и вернуться в университет, чтобы изучать экономику и международные отношения.

- Чего вы хотите достичь как вице-президент Федерации Волейбола Сербии?
- Я несу ответственность за международные отношения. Волейбол дал мне очень многое, и я хочу вернуть долг хотя бы чуть-чуть. Я помогу волейболу найти достойное место среди командных видов спорта. Задача не из лёгких, но мой девиз остаётся тем же, что и в игровое время: «Я не боюсь никого и ничего».

- Как вы оцените потенциал волейбола?
- У волейбола, однозначно, есть возможность стать лучшим семейным видом спорта в мире. Есть пляжный волейбол летом, волейбол на снегу зимой и классический волейбол круглый год. Время проведения матчей будет основополагающим моментом, если мы планируем доносить спорт до семей. У меня есть пара идей о том, как сделать этот вид спорта ещё более популярным.

Вот что можно прочитать об этом игроке во всезнающей  Википедии.

Профессиональная карьера Ивана Мильковича началась в 1997 году в белградском «Партизане». 4 октября 1998 года в Японии он провёл первый матч за сборную Югославии, в ноябре того же года выиграл серебряную медаль чемпионата мира.

На Олимпийских играх 2000 года в Сиднее 21-летний Милькович, самый молодой в составе югославской сборной, стал самым результативным игроком финального матча против сборной России, набрав для своей команды 19 очков, в том числе последнее, завершившее третью партию и матч победой сборной Югославии.

Став олимпийским чемпионом, Иван продолжил клубную карьеру в Италии. В течение семи сезонов он выступал за команду «Лубе» (Мачерата), с которой выиграл два Кубка Италии, Лигу чемпионов, три Кубка CEV, а в сезоне-2005/06 — скудетто и приз самому результативному игроку итальянского чемпионата.

В 2007 году он перешёл в «Рому», но из-за банкротства этого клуба в июле 2008 года подписал двухлетний контракт с греческим «Олимпиакосом». Летом 2010 года перешёл в турецкий «Фенербахче».

В играх за сборную Югославии, Сербии и Черногории, Сербии Иван Милькович заслужил репутацию одного из сильнейших диагональных нападающих конца XX — начала XXI века. За максимальную эффективность и стабильность в нападении, мощную подачу и психологическую устойчивость получил прозвище «Иван Грозный». Он побеждал в споре самых результативных игроков на двух чемпионатах Европы и шести розыгрышах Мировой лиги, что является рекордом этого турнира.

В 2001 и 2011 годах Милькович становился чемпионом Европы и на обоих чемпионатах признавался самым ценным игроком. Второй титул он завоевал, будучи капитаном сборной Сербии. В марте 2012 года Иван Милькович объявил о завершении карьеры в национальной сборной.

В сезоне-2015/16 выступал в Италии за «Лубе» (Чивитанова-Марке), затем вновь вернулся в Турцию, став игроком «Халкбанка» из Анкары. В мае 2017 года завершил карьеру игрока.

Мне довелось увидеть в интернете несколько матчей с участием Ивана Мильковича.  И в финале Олимпийских игр в Сиднее, в финале чемпионата Европы 2011 года. Видел его игру в составе турецкого "Халкбанка с одним из российских клубов в конце его карьеры игрока. Сейчас я не могу точно, в каком европейском турнире играл турецкий клуб, но что в нем главную скрипку играл Иван Грозный, запомнил.  Его мощнейшие удары буквально проламывали блок российских волейболистов.  Но годы брали свое, Мильковичу периодически предоставляли отдых, когда результат партии был ясен - или победа, или проигрыш.

Остается пожелать Ивану Мильковичу здоровья и успехов на административном посту, каких успехов он имел как игрок сборной Сербии.  Мужская команда этой страны выигрывали чемпионат Европы 2019 года, а женская становилась чемпионками мира в 2018 году и чемпионками Европы в 2019 гоу. И в этом немалая заслуга Мильковича как одного из руководителей Сербской федерации волейбола.


Рецензии