Письма из тишины

("Мастер-класс" - премьера 2022г. 27 марта)

На фото: з.а А. Макаров (не виден) н.а. Людмила Максакова, з.а. Людмила Волкова (драматическое сопрано), Мария Мвашова (лирическое сопрано), Евгений Кравченко (аккомпаниатор),  Алексей Петров (тенор).




«Мастер-класс» – пьеса  американского драматурга Терренса Макнелли.  Лауреата пяти премий «Тони». Назван «величайшим»  драматургом Америки. Пьеса представляет собой  запись реальных мастер-классов  Марии Каллас, которые она давала в 1971 и 1972 году в какой-то школе.  Ни жизни, ни судьбы в пьесе не заложено. И то, что пьеса получила какие-то премии, на совести американцев.  Пьесу оказывается сотворили в самом театре, присовокупив к «мастер-классам» письма Марии Каллас к Аристотелю Онасису, с которым у певицы возникла любовь, и который сломал ей жизнь.  На месте театра я бы не стеснялся, а убрал  имя  американца,  упомянув его лишь как давшего основу сценической редакции. Из-за Онасиса  Каллас потеряла голос, потеряла сердце, ведь он  бросил ее накануне венчания и заключил брак с  Жаклин Кеннеди, самой известной вдовой. «Потеря своего чарующего голоса и одинокая смерть в добровольном заточении, буквально кричали, чтобы рассказать об этом на подмостках». – так написано в программке. Но  до американцев не докричались, и наконец Вахтанговцы откликнулись: «Письма из тишины»  такой подзаголовок был дан театром спектаклю.
В роли Марии Каллас – Людмила Максакова.  Дочь знаменитой советской певицы народной артистки СССР, лауреате трех Сталинских премий, Марии Максаковой, и мать скандально знаменитой оперной певицы Марии Максаковой-Игенбергс.
Людмиле Максаковой  81 год. Я видел множество ее ролей. Видел, например ее в спектакле «Конармия» (1966 г.), в котором дуэт М. Ульянова и Ю. Яковлева смешил до колик. Адельма в «Принцессе Турандот»; живо помню все роли в постановках Романа Виктюка: Анна Каренина – по роману Л. Толстого, Паола – «Дама без камелий».
Но так случилось, что тридцать лет я не переступал порог Вахтанговского театра. И ожидал увидеть, как и положено по роли, старую, немощную женщину, которая на склоне лет делится секретами мастерства. Но не тут-то было.
Я всегда недолюбливал Людмилу Васильевну, поскольку все ее роли идут форте-форте-фортиссимо. Физически не выношу такой темп, не выношу такой напор темперамента. И название, вернее, подзаголовок спектакля меня вполне устраивал. Я мечтал вздремнуть под пианиссимо этих «писем из тишины». О нет. Энергии этой актрисы обжигают как наше крымское солнце в июльский полдень. И так все два с половиной часа с маленьким перерывом. Я устал смотреть этот спектакль, я выдохся полностью. И в конце меня мучило и добивало крещендо этой неутомимой дивы шедшее под непрерывные овации, почти срывавшие ход спектакля.
Если о темпераменте и таланте неутомимой Людмилы Васильевны я все-таки был как-то предупрежден, то о том, что творилось во втором акте, целиком посвященном непосредственно мастер-классам, стало полной неожиданностью. Три актера, тенор, сопрано лирическое и сопрано драматическое, один за другим, разрывали наши души своим пением. Я искал глазами спрятанные микрофоны, прислушивался к «фанере», искал какие-то другие хитрости, но нет, - драматические актеры Вахтанговского театра поют как оперные. И поют лучше, потому что в их пении смысл. Они берут все немыслимые ноты, никак неожидаемые от драматических актеров, но вполне оправданные тем, что партнершей их, наставницей их –   обжигающая Людмила Максакова. Так это и читается, что она их завела, она их довела, и она буквально выжала из самого сердца, нет не из связок, эти чарующие, победные ноты великого оперного искусства. Мария Волкова, Евгения Ивашова, Алексей Петров – оказались совершенно подготовленным оперными певцами... Поют они сложнейшие арии из произведений Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини.  Звучат арии в несколько «стебном» варианте, чем восторгают и одновременно смешат зрителей. Режиссер-постановщик Сергей Яшин говорил, что совсем не обязательно для пьесы, чтобы были голоса. На мастер-класс могли прийти любые певицы. Но у актеров объявились голоса и было поставлено так как вышло.
Поскольку я был на первом спектакле, спектакле для прессы, предстояла еще встреча с труппой, участниками спектакля и режиссером Сергеем Ивановичем Яшиным. Я сначала подумал, что после этого трудного и длинного спектакля на пресс-конференции Людмилы Васильевны не будет. Сколько можно. Нет. Она была и опять работала первым номером и гвоздем программы и обдавала нас вновь жаром, исполняя хабанеру из «Кармен» под приплясывание и притоптывание журналистов и критиков.
Я уверен, что создатель «Камерного театра» Борис Покровский, был бы в восторге от этого спектакля, от этого драматического, осмысленного пения, которого он и добивался.
Этот спектакль о вечном искусстве, о вечном служении искусству и вечной работе над собой, чтобы быть достойным этого искусства, которое подарили нам гении человеческого духа. Спектакль возводит зрителя на невероятную высоту.  И мы успеваем глотнуть чистого, разряженного чистого воздуха. И так зарядиться, чтобы никогда не опускаться.
P.S.
В спектакле вы не услышите матерщины, не увидите совокуплений в разных позициях и переменах полов, осквернения православных святынь, обучения употребления наркотиков. Об этом сегодня при посещении театра стоит предупреждать.

https://youtu.be/agu44MxqTbU
видео отрывка из спектакля и пресс-конференции


Рецензии