Чудаки?

Отзыв на спектакль «Мещане»
Пермский Театр «У Моста»

С годами всё больше задумываешься об актуальности русской классики. Именно там сокрыты все ответы на вопросы нашей таинственной души. Пьесу «Мещане» помню с детства. Собрание сочинений Максима Горького раньше имелось в каждом доме. Однако постановка пермского театра «У Моста» превзошла все мои ожидания. Это не просто некое новое авангардное прочтение, но настоящая русская драма. Зритель вновь воочию убеждается в красоте и силе нашего родного языка, богатстве культуры и глубине мира «маленького человека», который не унижен, не странный чудак, но «поднимается птицей под самые под облаки». Не устаю повторять, что каждое слово пьесы сегодня попадает прямо в разум и сердце зрителя.
Кто видит душу простого человека, стоящего между "хочу" и "должен"?
Не всякому человеку грамота полезна?
Где Правда?
Кто маленький человек?
Кто настоящий герой?
Именно эти вопросы сегодня вновь звучат по всему миру, но самое главное – в русской душе, где и есть микрокосмос. На них то и отвечают несколько чудаковатые герои пьесы.
Монолог Тетерева (Владимир Ильин) о философии содержит в себе проблемы, достойные научного диспута: «Я говорю вам – добром платите только за добро. И никогда не платите больше того, сколько получено вами, дабы не поощрять в человеке чувство ростовщика. Ибо человек – жаден... Ибо нет на земле ничего печальнее и противней человека, подающего милостыню ближнему своему!» Так ли это? Тетерев постоянно спорит с Христом. В пьесах Горького такой спорщик – неизменный пьяница. Вспомните Сатина из пьесы «На дне»: «Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!» Тема Правды первостепенна для русского человека! Почему-то она внезапно перерастает в спор с Богом. Это противостояние плоти и духа.
Чудак — это жадный мещанин, раб плоти, идущий против духа, ради материального, тленного и земного. Настоящий русский дух в самые сложные моменты истории всегда возвышался над материей. Поэтому все персонажи пьесы кроме Бессеменова – внутренне сильные и свободные люди. Они бунтуют, пытаются жить по духу.  Именно это не в силах пережить мелкий стяжатель.
В Тетереве видна противоречивость и сострадательность русского характера. Певчий утверждает, возражая прежним своим речам: «И едва ли даже когда-нибудь человека нужно пожалеть... Лучше – помочь ему». Деятельная помощь намного лучше пустого сострадания. Не в этом ли суть христианства и истинной благотворительности?
Где границы достоинства и гордости?
Нужно ли делать из всяческих житейских пустяков философию?
Можно ли в этом мире жить счастливо, при этом жалко хвататься за что-то мелкое и материальное? Разве это малое вечно и нетленно? Не похоже ли оно на ту певчую птицу, которой ты так дорожил, но вот, она вспорхнула и улетает в небеса… Остаётся лишь сладкое воспоминание.
Не является ли порочное русское пьянство слабой попыткой возвыситься над суетой бренного мира, оторваться от него, как быстрая птица?
Смелого человека ненавидят, а пьяниц любят? Пьяному всё прощается?
Вопросы Горького риторические, сравнения точные:
«Веселый человек – всегда славный человек... Подлецы редко бывают веселыми людьми».
Чудак и пьяница Тетерев артикулирует то, что знает светлый университетский ум: «Только философствуя, человек не лжет, ибо, философствуя, он просто ¬– выдумывает...»
В хорошей русской пьесе зритель смеётся и плачет вместе с артистами.
А раздор? Не начинается ли он прежде всего с конфликта внутри себя?
Горький не проповедник, он говорит гораздо ярче, на языке русского духа. Нас достигает вечная евангельская истина. Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот…
Драма, происходящая в доме Василия Бессеменова (Валерий Митин) универсальна. Сначала человек разделился внутри себя, затем конфликт распространяется на семью, потом на общество. В воздухе пахнет приближающейся социалистической революцией, которую олицетворяет Нил. Весьма актуальна тема труда, презрения к ростовщичеству. Русскому духу абсолютно чуждо накопительство, неравные возможности, растление, беды, которые несёт в себе грабительский и бесчеловечный капитал.
Все неприятности от учёности? Конфликта труда и науки не существует? Читайте классика! Человек должен быть гражданином прежде всего! Любой труд достоин уважения. Образование несёт в себе свободу, даёт право рассуждать масштабно. Именно этого не принимает мещанский дух, сосредоточившийся на личном и мелком.
Мне думается, что талант режиссёра заключается не в том, чтобы показать вымученную лукавую гламурную затею, но раскрыть внутреннюю суть великого произведения, достичь идейного апогея, когда наступает единение героя и зрителя, происходит покаяние, изменение, внутреннее обнажение себя настоящего, и наконец возвышение русского духа.
Сергею Павловичу Федотову это удалось!
Масштабность таланта пермского режиссёра можно определить по его подходу к русской драме. Невозможно передать словами радостное чувство гордости за нашу классику, пережитое ощущение сопричастности и принадлежности к великому русскому искусству. Аплодисменты петербургской публики, мой поклон и слова искренней благодарности – выдающемуся российскому режиссёру и художественному руководителю театра «У Моста» Сергею Павловичу Федотову.
В заключении добавлю, что зал театра на Литейном был заполнен зрителями. Очевиден несомненный успех пермского театра. Под бурные аплодисменты, переходящие в овации, зритель не отпускал артистов со сцены. Без гастролей театра «У Моста» трудно теперь представить петербургскую весну.
Русская классика не просто жива, но заставляет нас меняться и жить иначе, чище, красивей, в труде, любви, по Горькому!


Рецензии