Мочёная брусника 06. 03. 17

    После лесной прогулки зашла в «Седьмой континент» купить яблок, увидела на полке круглые плоские пластиковые коробочки с надписью на этикетках «Мочёная брусника» и положила одну коробочку в свою тележку. Пришла домой, открыла коробочку и попробовала. Ничего есть можно. Но…
    Ещё в магазине, глядя на эти коробочки, вспомнила я очень далёкий 1960-ый год. Я тогда только в феврале окончила институт и вышла на работу. Меня определили фотограмметристом в ту же геофизическую партию, в которой работал мой муж-геолог. Партии предстояло заниматься аэромагнитной съёмкой и наземной проверкой аномалий на Саянах. Базой партии было выбрано большое село Порог на берегу бурной реки Уды, расположенное в 30-ти километрах от города Нижнеудинск.
    Муж улетел в конце апреля, а я в составе группы специалистов приехала на поезде в Нижнеудинск 9-го мая. Тогда ещё это был рабочий день. Нас ждала крытая грузовая машина. Грунтовая дорога петляла по густому хвойному лесу. Машина ползла со скоростью не более 10-ти километров в час. Легковые машины по этой дороге не могли ездить и автобусного сообщения, конечно не было. После трёх часов тряски я чуть живая вышла у частного дома (в посёлке все дома были частные), в котором для меня и мужа была снята комната,  вдохнула чистый, удивительно вкусный воздух и у меня слегка закружилась голова…
    Меня встретила хозяйка дома. Она предложила горячего, очень ароматного чаю в большой кружке, поставила тарелку пирожков с черёмухой и небольшую мисочку мочёной брусники. Пирожки с черёмухой оказались вкусными. Оказывается, в тех местах собирают спелые ягоды черёмухи, сушат их и перемалывают вместе с косточками в муку. Для начинки для пирогов в эту муку добавляют воду и сахар. Но больше всего мне понравилась мочёная брусника с сахаром. Это было вкуснее любого московского варенья.
     Жители посёлка бруснику собирали в тайге специальными совками-грабельками в вёдра и замачивали в десяти вёдерных деревянных бочках, которые стояли в погребах всю зиму. Большой погреб был под каждым домом. В нём хранили урожай картошки и других овощей и множество бочек и бочонков с солёными огурцами, квашеной капустой, мочёной брусникой, варёной без сахара голубикой и так далее. Голубику по мере надобности в нужных количествах переваривали с сахаром, получалось вкусное варенья. Кроме того, голубику, как и бруснику, использовали в качестве гарнира к мясу.
     Муж появился к вечеру – он был старшим геологом партии и летал на вертолёте выбирать в тайге места для базирования геологического отряда по наземной проверке аномалий. На другой день я приступила к своей работе, а через несколько дней муж вместе со своим геологическим отрядом улетел в тайгу на всё лето. Связь была два раза в день утром и вечером по рации, ну и каждую неделю к ним летал вертолёт с продуктами и другими нужными вещами. Я летала к нему в середине лета один раз на два дня.
     За май, июнь, т.е. до начала созревания первых яблок, огурцов и помидор, морковки, репки, ягод июле, а росло там всё на частных огородах прямо на грядках без всяких парников, я умудрилась слопать четыре трёхлитровых банки мочёной брусники. Уж очень она была вкусна. Я ела её по три раза в день. Может, это было потому, что я была беременна?
      Я пять месяцев дышала чистейшим таёжным воздухом, в свободное от работы время бродила по берегу реки. В августе и сентябре мы почти всей партией по воскресеньям ездили в тайгу, где собирали голубику, бруснику, грибы. Бегала я после работы и одна за околицу с корзинкой по грибы…
      Вернулась домой я в начале октября, а в конце ноября родила  доченьку здоровенькую, у которой никогда в детстве не было никакой аллергии, а в восемнадцать лет она стала мастером спорта. Доченька моя очень любит собирать в лесу грибы и, кажется, видит их сквозь землю…


Рецензии