Трагедия Овод, д. 5, сцена 9

Трагедия по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич. В 5 действиях и 40 сценах. Создана за 13 дней: с 3 по 8 сент. 2015 г. и с 15 по 21 ноября 2016 г. Включена в 1-й том двухтомника автора "Драматургия Владимира Тяптина", который должен быть издан в 2022 г.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ

Монтанелли в сопровождении надзирателя
входит в камеру к Оводу. Тот лежит в кандалах
привязанным к койке кожаными ремнями.

Монтанелли
(надзирателю)

Кто приказал так поступить?
Прочь кандалы, ремни распутать!

Надзиратель

Полковник.

Монтанелли

О, какая прыть!
Как перепуган он до жути!

Надзиратель освобождает Овода от кандалов.
Монтанелли обращается к надзирателю.

Оставьте нас!

Надзиратель

Но…

Монтанелли

Я сказал…

Надзиратель выходит из камеры.

Монтанелли

Узнал, что были вы больны
И тотчас к вам сюда явился.
Не знал я ни про кандалы,
Ни про ремни и поразился.
А знал бы – уберёг от мук.

Овод

Да бросьте… Всё! Замкнулся круг…
Ведь на войне как на войне…
Прошу, воды подайте мне.
Я побеждён.

Монтанелли

И потому
Я к вам пришёл. А посему,
Раз узник вы, к тому ж больной,
Вы для меня как сын родной.

Подаёт Оводу кружку с водой.

Овод

Благодарю вас за слова.
Да, видно Библия права:
«Кто напоит… из малых сил…»
И вот воды я попросил…
О, дайте руку мне скорей!
Лишь на минуту… Рядом с ней…

Прижимается лбом к руке Монтанелли, а тот
касается другой рукой его щеки. Монтанелли
придвигает стул к койке Овода и снова садится.

Монтанелли

Не говорите. Вам нельзя.
Приду, хотите, завтра я?

Овод

Не уходите. Я здоров.
Зря озадачил докторов.

Монтанелли

Я перед выбором жестоким,
Не знаю, что и делать мне:
Уж Рубикон стал недалёким:
Уж скоро праздник и сюда
Народ приедет и тогда,
В числе их будет много ваших
Друзей и схватка вспыхнуть может,
Чтоб вас освободить, возможно,
И кровь прольётся. Осторожно
Теперь я должен поступить
И я не знаю, как мне быть:
Спасти лишь вас иль остальных?
Смутил меня событий вихрь.
Хочу сойти в могилу я
Без крови на руках. Меня
Дилемма мучает сейчас.

Овод

О, ваш рассказ меня потряс!
Вначале я подумал – ангел
В таком земном высоком ранге
Меня сегодня посетил:
Его полковник возмутил! –
Какие пытки в наши дни! -
И кандалы здесь, и ремни!
Я думал, вы пришли спасти,
А вы просить меня пришли,
Чтоб сам я дал вам разрешенье
Меня казнить! О, провиденье!
Так вот зачем твое явленье! –
Вся христианская мораль –
Всего лишь только представленье
И каждый христианин – враль!
И в казни самого себя
Виновен буду только я!
О, муки ада наяву!
От них я, видимо, умру.

Монтанелли

Никто не хочет мучить вас.
На вас ответственность я тоже
Не буду сваливать сейчас.
И упрекнуть никто не может
Меня в ответственности всё же.

Овод

А как с епископством тогда?..
Вы снова лжёте, как всегда!
«Артур, одно твоё лишь слово…»
За вас решать я должен снова,
Как в девятнадцать лет… И я бы
Сейчас смеялся до упада,
Но так чудовищна потеха,
Что мне сегодня не до смеха.
Монтанелли хватается за голову, медленно
подходит к окну и прижимается лбом к решётке.
Потом поворачивается и подходит к Оводу.

Монтанелли

Молчите! Я с ума сойду!..
Мне не здоровится… Пойду…
Галлюцинации… нет сил…
Мой слух сам дьявол поразил.

Овод

Ах, padre, неужели трудно
Меня узнать?.. Ведь это ж я!

Монтанелли
(продаваясь назад)

О Боже мой! Любое чудо,
Но лишь не это… Так нельзя…

Овод
(поднимаясь на локте и беря дрожащие
руки Монтанелли в свои)

Неужто вы не догадались,
Что я не утонул тогда?..
Ведь вы найти меня пытались
И не нашли...

Монтанелли опускается на колени и прячет
лицо на груди Овода.

Монтанелли
Ты навсегда
Теперь, Артур, ко мне вернулся?..

Овод

Воскрес из мёртвых – это да.
Но надо вам теперь бороться
За жизнь мою или убить.

Монтанелли

Молчи, carino, жизнь даётся
Затем на свете, чтобы жить.

Овод

А если жить не удаётся,
То рвётся жизненная нить.

Монтанелли

Молчи, carino! Брось об этом.
Как дети, заблудились мы.
Из тьмы ночной мы вышли к свету,
Для нас теперь нет больше тьмы.
Как изменился ты, мой мальчик!
Ну как я мог тебя узнать?
Ведь ты сиял, как солнца зайчик.
Теперь в тебе другая стать.
Тебя во сне я часто видел.
Проснусь – а ночь всё в том же виде.
Неужто это всё – не сон?
Ну, докажи мне, что не он
И расскажи мне о себе.

Овод

Умчался я на корабле.
Был в Аргентине, в Чили даже.
Там жизнь была чернее сажи.
На рудниках был в Эквадоре,
И там приснилось как-то мне,
Что вы молились Богу. Вскоре
Вдруг оглянулись вы во сне,
Слова слетели с ваших уст:
«Артур, прости, но своих чувств
Я выдавать тебе не смею:
Христос разгневается…» Я
Тогда всё понял – жизнь моя
Вам не дороже вашей веры,
И мы враги с тех пор без меры.

Монтанелли

Артур, но как же мне не верить?
Я верил, потеряв тебя.
Христос вернул – и счастлив я.
Я думал, что тебя убил.

Овод

Всё впереди у вас.

Монтанелли

Нет сил
Мне это слышать.

Овод

В самом деле?
А я уверен – «Монтанелли
Нам верен так же, как Христу», –
Полковник скажет, – за версту
Разит от Монтанелли этим».
Решайте, padre, я иль Он.
Вы второй раз меня убьёте
И этим будете в почёте.
Теперь я в этом убеждён.

Монтанелли

Но я, Артур, не в силах… Нет.
Не дам тебе другой ответ.
Ведь я священник и мне свято
Всё то, что Бог создал когда-то.
Тебе устрою я побег.
Затем закончу сам свой век:
Несчастный случай ли в горах,
Иль яд случайно на губах –
Скажи мне, что тебе по нраву?
Бери, на выбор, как забаву.

Овод

О, это слишком! Неужели
Вам не понятно? – Я хочу
Вас увести от ложной цели
К живому светлому лучу.
Я так всегда любил вас, padre!
И вот теперь убьёте дважды!

Монтанелли

Ты слышишь, Господи, меня?
Рассудок уж теряю я.
Верни мне сына второй раз!

Овод

Увы, Господь не слышит вас.
Так сильно, видно, нагрешили,
Что нет у Бога даже силы.
Я жертву вашу не приму.
Ответ такой мой посему.

Монтанелли садится на край койки, закрывает лицо
руками и горько рыдает. Наконец, он умолкает,
вытирает глаза платком. Платок падает на пол.

Монтанелли

Ты понял всё?.. Слова излишни…
(показывая на распятие на стене)
Нас трое здесь, и третий лишний.

Овод

Да понял. Вы не виноваты.
Я – жертва Богу, как расплата.

Монтанелли и Овод молча смотрят в глаза друг
другу с любовью и невыносимой мукой.

Голос автора

Они смотрели друг на друга,
И в их глазах сверкала мука.
И падре наконец прочёл:
«Всё. Уходи». И он ушёл.
Монтанелли поворачивается и медленно направляется
к двери. Через некоторое время Овод вскакивает
с койки и кричит:

Овод

Нет, я не вынесу такого!
Вернитесь, padre, ко мне снова!

Раздаётся стук закрывшейся двери.

Голос автора

Артур расстрелян утром был.
На третий день и Монтанелли
Разрыв сердечный получил:
Нельзя жить долго на пределе
Своих духовных грешных сил.
Раздался Божий глас с небес:
«Я победил: низвергнут бес».

3 – 8 сент. 2015 г.,
15 - 21 ноября 2016 г.


Рецензии