Подводные лодки береговых крепостей

                ПОДВОДНЫЕ   ЛОДКИ  БЕРЕГОВЫХ  КРЕПОСТЕЙ

В  конце  ХIX  и  начале  ХХ  века  первые  подводные  лодки  в  России  оказались  на  службе  в  армии  значительно  раньше, чем  на  флоте, да  и  охраняли  они  береговые  крепости, принадлежавшие  Военному, а  не  Морскому  ведомству. Всё  дело  в  сложности  отношений  между  этими  двумя  организациями. В  той  и  другой  их  возглавляли  два  человека: Морское – управляющий  Морским  министерством  и   генерал – адмирал, Великий  князь  Алексей  Александрович, Военное – военный  министр  и  генерал – фельдцейхмейстер, Великий  князь  Михаил  Николаевич. Все  они  подчинялись  Государю. Кроме  того, Михаил  Александрович  стремился  посадить  на  место  Алексея  своего  сына  Александра.
Поэтому, командование  береговых  крепостей, не  надеясь  на  поддержку  флота, стало  создавать  свои  флотилии, в  состав  которых  входили  паровые  катера, специальные  грузовые  пароходы, вооружённые  артиллерией, ( к  1914  году  Военное  министерство  имело  на  Балтике  до  20  судов), для  обороны  крепостей  создавались  морские  мины  и  торпеды, имевшие  принципиально  другую  конструкцию, чем  на  флоте. Появились  в  этих  береговых  крепостных  флотилиях  и  первые  подводные  лодки. Первоначально  это  были  подводные  лодки  Джевецкого, которые  использовались  на  учениях, но  в  боевых  действиях  участия  не  принимали, позже  хранились  в  крепостях  до  1905  года, затем  пошли  на  лом. Все  крепостные  флотилии  подчинялись  Военному  ведомству.

Главное  крепостное  управление  всё  же  не  отказалось  полностью  от  обладания  собственными  подводными  лодками. В  1909 – 10  годах  проводилось  переустройство  Кронштадтской  крепости  по  проекту, одобренному  Николаем  II  и  соответствовавшему  новым  требованиям  ведения  войны. По  нему  предусматривалось  снабжение  крепости  шестью  малыми  крепостными  немореходными  подводными  лодками  для  обороны  проходов  в  минных  заграждениях, обеспечивающей их  плавбазой  и  торпедами. Однако, Морское  министерство  отказалось  финансировать  строительство  этих  подводных  лодок  и  не  выделило  личный  состав  для  формирования  экипажей. Поэтому  служить  на  лодки  были  направлены  армейские  офицеры  и  нижние  чины. Командирами  подводных  лодок  стали  - штабс – капитан  Павел  Васильевич  Гурдов, поручики – Анатолий  Николаевич  Никитин, Глеб  Михайлович  Веселовский  и  Борис  Сильвестрович  Дьяконов. Их  по  приказу  Военного  ведомства  в  1912  году  откомандировали  в  Либаву  в  Учебный  отряд  подводного  плавания.
Одновременно, в  том  же  году, по  заказу  Военного  министерства  на  Невском  заводе  в  Петербурге  началось  строительство  трёх  сверхмалых  подводных  лодок  типа  «27 – В»  (№№ - 1, 2  и  3)  для  Кронштадтской  крепости. На  лодках  предусматривался  двигатель  внутреннего  сгорания  мощностью  50  л. с., способный  развивать  скорость  в  8  узлов, а  электродвигатель  мощностью  35  л. с. – подводную  скорость  6  узлов. Дальность  хода  составляла  18  миль. Они  были  вооружены  двумя  носовыми  45 – и  см  трубчатыми  торпедными  аппаратами. Экипаж: 1  офицер  и  7  матросов.

Когда  в  1914  году  строительство  этих  лодок  было  закончено, Морское  министерство  обратилось  в  Военное  о  передаче  кораблей  флоту, просьбу  удовлетворили. Так  они  попали  на  Балтийский  флот, в  Ревель, а  затем  своим  ходом  дошли  до  Палдиски. В  дальнейшем  подводные  лодки  № - 1  и  № - 2  перевезли  в  Архангельск, чтобы  доставить  в  Александровск  (Мурманск)  на  буксире. К  сожалению, лодка  № - 2  была  потеряна  при  буксировке  в  горле  Белого  моря, и  только  через  полгода  её  нашли  на  берегу  разграбленной  полностью. Другую  - № - 1  всё – таки  доставили  на  борту  транспорта  в  Александровск, но  служить  ей  на  Баренцевом  море  так  и  не  пришлось, в  1917  году  последовало  её  исключение  из  состава  флотилии  Северного  Ледовитого  океана. В  1920  году  по  железной  дороге  вернули  опять  в  Александровск, где  и  сдали  на  лом.
Подводная  лодка  № - 3  из  Ревеля  попала  в  Одессу, была  в  составе  Дунайской   флотилии  и  несла  боевую  службу. После  революционных  событий, в  1918  году, брошенная  командой, захвачена  австрийскими  войсками, которые  включили  её  в  состав  своей  флотилии, а  в  1921  году  лодку  № - 3  разобрали  на  металл.

Так  делались  первые  шаги  развития  подводного  флота, как  в  армии, так  и  на  флоте  России, чему  в  немалой  степени  способствовало  появление  первых  субмарин  у  береговых  крепостей.

26  марта  2022  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Очень интересно, Вячеслав! Как сильно человеческий фактор может влиять на взаимоотношения таких ведомств, которые должны были всемерно сотрудничать и помогать друг другу. Первые шаги всегда бывают трудными и развитие подводного флота в этом случае не исключение.
с теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   19.07.2022 22:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.