Вирус манкуртства
Донецкая и Луганская области всегда были донорами, основными поставщиками средств в государственную казну. Хорошо помню первые годы отделения Украины, когда Донбасс постоянно оказывался в долгах, не получая дотаций из бюджета, несмотря на то, что большая часть промышленных предприятий, шахт и машиностроительных заводов располагались в Луганской и Донецкой областях. Керамкомбинат, карандашная фабрика, изоляторный завод работали в Славянске. К слову, именно в Славянске и в соседней Дружковке когда-то производили известный на весь мир Кузнецовский фарфор, посуду молочной белизны, удивительной тонкости, изящества и легкости. Индустриально развитая, богатая глинами Донецкая область еще в конце 19-го столетия стала передовым центром керамического производства. Именно здесь развивал традиции керамического и фарфорового производства промышленник Яков Васильевич Кузнецов, в 1812 году основавший фарфоровое производство в городах Славянске, Дружковке и в Гжели. Рядом со Славянском расположен красавец Святогорск, известный далеко за пределы области монастырем, более древним, чем Киево-Печерская Лавра. Святогорск, в древности небольшое поселение, был основан в XVI веке казаками и беглыми крестьянами с территорий современных Центральной России и Правобережной Украины. Украинцы и Россияне вместе его основали неподалеку от Донца и пещерного монастыря в холме над рекой.
Ранее здесь был построен Успенский монастырь на противоположном правом высоком берегу Донца. И хотя первое упоминание о нём относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй, благодаря археологическим исследованиям можно твёрдо говорить, что пустынь существовала ранее XIII века. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. Впоследствии восстановлен; во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным феодалом. В 80-х годов XVIII века в его владении находились 27 000 десятин земли, около 2000 крепостных крестьян.
В 1788 году Екатерина II закрыла Святогорскую обитель, её имущество и угодья перешли в казну. Спустя некоторое время эти места стали собственностью Григория Потёмкина и его наследников. На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца граф построил дворец, на берегу озера в пойме реки — купальни для гостей. Отсюда происходит название озера и селения на его берегу — Банное. К 1797 году в Банном насчитывалось 287 жителей.
В 1844 году Святогорский монастырь восстановлен указом Николая I. В конце XIX века граф Г. И. Рибопьер завёл в Банном конный, скипидарный и лесопильный заводы. Тогда тут проживало 638 человек. Местность и открытые здесь минеральные источники пользовались славой лечебных. Сюда приезжали богатые люди с лёгочными заболеваниями, болезнями суставов. В мае 1887 года Антон Чехов писал: «Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днём ни ночью…»
В Святогорск мы с детьми, как и многие жители Славянска, приезжали как минимум раз в год, перед началом нового учебного года, в конце августа – начале сентября, ходили по святым местам, купались в реке. На выходных чаще ездили прогуляться на Славкурорт, объединявший несколько санаториев: «Юбилейный», «Донбасс», «Славянский», с общим парком, расположенным вокруг соленых озер Репное и Банное. Немного дальше от города располагались пансионаты, базы отдыха. А за ними – дорога на Голубые озера, сияющие лазурью среди песчаных сопок и смолистых сосен. Здесь по песчаным холмам спешили к воде черепашьи семьи.
Недавно спросила у знакомых из Славянка: «На Славкурорт по-прежнему ездите на прогулки?». Узнала, что санатории давно не работают, парки опустели и заросли. Если 8 лет идет война между востоком и западом, не до курорта, не до лечения и отдыха. Но против кого воюет Украина? Против русскоязычного труженика Донбасса? Бей своих, чтобы чужие боялись? Почему стремление к независимости приняло столь уродливые и агрессивные формы? За что и зачем, в угоду кому пытаются «поставить на колени» мастеровитый народ, живущий издавна, как содружество русских и украинцев? Чтобы опустошить живописный древний Святогорск, чтобы закапывать ядерные отходы вокруг соленых озер, лечивших еще древнерусских воинов? Чтобы разместить здесь лаборатории и военные базы? Откуда столько ненависти к своим гражданам, к русскому языку и к родственному славянскому народу? И к собственному прошлому в итоге.
Почему украинские военные прикрываются мирными гражданами, убивают детей? Похоже, что особый вирус поразил сознание верхушествующих в Киеве, вирус забвения совести, своего прошлого, современная форма того манкуртства, о котором в романе «И дольше века длится день» (1980) писал киргизский писатель Чингиз Айтматов, свято чтивший свои национальные корни. Похоже, что забыли в Киеве о том, что суверенитет ничего общего с нацизмом не имеет. Забыли и ещё одну истину: «Соблюдающий правду и милость, найдет жизнь, правду и славу» [книга притч 21:21].
Свидетельство о публикации №222032701242