Иван Иванович

Иван Иванович.

Рассказ.

1
 
У меня на даче сломался  полольщик. Стальной нож полольщика,  заостренный с двух сторон и изготовленный  с  качественной стали, был приварен к вилке, Сварка лопнула. Появилась необходимость срочно решить вопрос.  Покупать новый инструмент в городе или восстанавливать  ломаный, так как сорняки буйно росли на овощных рядках. Сосед по даче Николай  подсказал, что в соседней деревне, расположенной на берегу речки, проживает местный умелец, специалист, высокой квалификации, который может мне помочь.
На следующее утро на велосипеде поехал к специалисту  Иван Ивановичу. Солнце поднялось над горизонтом, но ещё свежо,  на траве обильная роса.  Над речкой поднимался белый туман и растворялся в воздушном потоке. Лучи солнца, падая на многочисленные капельки росы, отражаясь, изменяли окраску травы, кустарников.
Путь проходил по асфальтированной дороге, построенной в конце восьмидесятых.  Дорога основательно разбили, многочисленные ямки наполнены грязной водой. Их старательно объезжал, но иногда  колеса велосипеда,  как ножом прорезали воду лужи, образуя по сторонам колес своеобразные фонтанчики.
 Обочины дороги сплошняком заросли кустами ракиты.  Местами они наклонились над  дорожным полотном, так что ветки почти сомкнулись, организуя зеленый туннель. Ранее по левую и правую стороны от дороги  простирались  колхозные поля, занятые сельскохозяйственными культурами. Сейчас они постепенно зарастали деревьями и кустарниками.  На них рядом с низкорослыми яблонями и грушами  соседствовали  кусты шиповника и смородины. Отдельными группами стояли тонкие, стройные, белоствольные березки разной высоты. Чуть поодаль тянулась  к солнцу  тонкая поросль ирги- коринки. Черемуха и рябина отцвели и на ветках красовались   зеленые, плодовые кисти. Некоторые   осиновые и березовые деревья достаточно крупные,  их можно пилить на дрова. Низкие места поля захватила малина, образовав   густые заросли. Около оврага лиана дикого винограда оплела кусты  сливы и липы и распространялась   по берегу балки.  Разнообразие растений на бывших полях есть результат  деятельности природы  и птиц на протяжении  последних десятилетий.
 Николай объяснил мне,  как отыскать подворье Иван Ивановича. Дорога пошла под уклон, показались первые постройки деревни  Перекат.  Его дом, обшитый вагонкой и покрашенный в зеленый цвет,  увидел сразу. Он был обращен фронтоном на деревенскую дорогу, выглядел нарядным и привлекательным. Рядом с деревенской дорогой стояло внушительное каменное  строение.  За домом в сторону огорода находился деревянный, бывший скотный двор.
Поставил велосипед у изгороди, выполненной сеткой «Рабица». Хозяин изготовил её сам из стальной проволоки. Нажал  кнопку звонка, что у калитки. На деревне нечасто увидишь, чтобы применяли электрическую сигнализацию.
 На улице между строениями была выкошена трава, но не убрана. Воздух наполнялся запахами свежего сена. От калитки до крыльца  избы протянулась ровная, бетонная дорожка.
Вскоре  на крыльцо вышел пожилой мужчина пенсионного возраста,  выше среднего роста. На нем ладно сидела гимнастерка защитного цвета. Черные брюки  были заправлены в начищенные кирзовые сапоги. Голову от солнца прикрывала серая кепка.  По внешнему виду понял, что Иван Иванович  заботливый и аккуратный мужчина.
 Я кратко объяснил ему  свою просьбу и показал мотыгу, которую необходимо отремонтировать.
Иванович покрутил изделие и промолвил: «Сделаю. Работа стоит денег».
Он назвал сумму, в уме прикинул, что новая мотыга плюс расходы на дорогу окажутся выше, чем  указанная стоимость работ. Согласился.
Вместе подошли к мастерской. Иван ключом открыл замок  двери мастерской. Он выкатил комбинированный, деревообрабатывающий станок, так как мешал подойти к сварочному трансформатору. Я обратил внимание на то,  что к мастерской подведен трехфазный электрический ток. На стене мастерской крепился электрический ящик с рубильником, далее по стене  располагались обычные и трехфазные розетки. Тут же находились полки разных размеров, где в определенном порядке лежал слесарный, плотницкий и автотракторный инструмент. В ящиках, коробках, банках хранились разнообразные метизы по видам и размерам.
Иван Иванович поверх повседневной одежды надел брезентовый сварочный костюм.  Сварочную маску, брезентовые рукавицы и электроды он положил на металлический стол, стоящий на улице. Сварочные провода, свернутые в бухту, висели на крюке рядом с трансформатором. На столе в тисках Иван закрепил полольщик, подсоединил к нему минусовый провод. Включив сварочный аппарат, выставил сварочный ток. Опробовал работу трансформатора на столе, потом аккуратно, не спеша, приварил нож к вилке полольщика.
 Не заходя в мастерскую, я рассматривал, что там хранится.  Справа на столе стоял настольно – сверлильный станок, далее электрический наждак на два круга. На длинной полке лежали электрические инструменты: дрель, рубанок, шуруповерт, лобзик,  «болгарка», ножовка. Отдельно хранилась бензопила, а  мотокоса была подвешена на крюках, вбитых в заднюю стену.  Рядом с мастерской под навесом располагалась пилорама, сконструированная и изготовленная Иван Ивановичем. Часть каменного помещения занимал гараж, приспособленный для хранения легковой машины. В следующем гараже  стоял трактор Т-40, приобретенный хозяином  в конце восьмидесятых, в колхозе. Тракторные навесные орудия   Иван сделал своими руками, используя списанные узлы и агрегаты.  Среди них были плуги, бороны, культиваторы, косилка, плуг для копки картошки. Часть списанного комбайна  Иванович  приспособил для обмолота злаковых культур.  Прицепная молотилка имела привод от колесного трактора Т- 40.
Иван  навел порядок на своем рабочем месте,  выключил рубильник и предложил мне отдохнуть, перекурить.  Я согласился и поспешил за ним в огород. Сели на скамью устроенную у задней стенки сарая. Место отличное, обращенное на восток, солнечное, защищенное  строениями от северных и западных ветров.
Деревенские мужики сигареты и папиросы  носили  в портсигарах.  В них они сохраняли свой товарный вид, не мялись, не ломались. Иванович достал из кармана брюк алюминиевый портсигар, взял сигарету и предложил мне. Я вежливо отказался, не имею привычки курить.
В начале разговор шел о погоде.  На прошлой недели, прошли обильные дожди. Затем  Иван  перескочил на больную для селян тему, что заросли поля сорняками, кустами и деревьями. На отдельных полях вырос лес, грибы можно собирать.
Иванович приступил к работе в колхозе  молодым пацаном в 1944году после того, как Красная Армия освободила район от немецких захватчиков. До войны он  окончил  три класса начальной школы. Три года деревня находилась в оккупации,  школа не работала. В после военные годы на селе ценились рабочие руки, особенно мужские. Все деревенские мальчишки  впряглись  в тяжелый, ежедневный сельскохозяйственный труд, восстанавливали разрушенную деревню.
Его отец Иван Астапов в совершенстве владел плотницким мастерством, и во время работы обучал ремеслу  старшего сына Ивана. Отступая, фашисты пожгли многие деревни и хозяйские постройки колхозов. Плотники очень ценились на селе.
 В это же время  Иванович приобщился к пчеловодству, так как  небольшая пасека всегда  находилась на усадьбе Астаповых. Он полюбил пчелок, постоянных тружениц. Пчелиные домики - ульи, выкрашенные в разные цвета,  стояли с южной и восточной сторон избы. Уход и забота о пчелиных семьях награждался янтарным медом.  Часть меда Иван продавал на рынках городов Пскова и Ленинграда, что повышало благосостояние семьи.
 В скором времени отец Ивана трагически погиб. Иванович остался старшим семьи, состоящей из матери, сестры и брата и являлся  основным её кормильцем. Не удалось ему продолжить образование, но любознательная, творческая натура продолжила самостоятельно изучать и осваивать новые профессии и умения. Будучи взрослым,  когда доходы позволили купить легковую машину,  он закончил курсы шоферов легковых автомобилей,  получил права водителя легкового автомобиля.
 В колхозе построили  сложный, сортировочный,  сушильный комплекс с линией для протравливания семян злаков.   Там же находилось хранилище семенного зерна. Иванович первоначально  возводил комплекс в составе строительной бригады.  По завершению стройки, он  более 10 лет обслуживал  механизмы комплекса, принимал и отпускал зерно. В уборочную страду  на сушилку,  так в народе называли комплекс, поступало зерно повышенной влажности. Его требовалось срочно сушить, Иванович  сутками обеспечивал работу всего комплекса, предотвращая порчу зерна. Он самостоятельно изучил  электротехнику, но сложные ремонты не выполнял, приглашал специалиста. Надо сказать, что характер   Ивана  был сложным, вспыльчивым, постоянно отстаивал справедливость.  Конфликт председателя колхоза и Ивановича завершился уходом последнего  с сушилки.
 В мастерских колхоза, куда Иванович поступил работать слесарем, он самостоятельно изучил кузнечное, сварочное и токарное дело. Освоить смежные профессии помогли  специалисты- товарищи. Полученные знания и навыки Иван применил на практике.  Своими силами он  изготовил минитрактор, при этом применял списанные узлы и детали.  Научился выполнять на этом тракторе все работы по обработке почвы.  Жизнь заставила читать и изучать техническую литературу. Несколько лет самодельный трактор возделывал землю на огороде Ивановича.  Агрегат помогал Ивану в заготовке дров и сена. Благодаря полученным знаниям из книг и журналов  и навыкам,  Иван Иванович   своими руками изготовил  малую пилораму, мельницу грубого помола, зерновую  молотилку с приводом от трактора и  множество сельскохозяйственных навесных орудий.


2
Я наслаждался теплым, солнечным утром. Иванович выкурил сигарету и продолжил рассказ о бедах деревни. Окурок он положил  в металлическую банку, на дне которой просматривалась вода.
«Мне много лет, седьмой десяток на исходе. Помню,  как трудно  жила деревня  перед войной. При немцах колхозы распустили, наделили землей, но крестьянская жизнь ухудшилась. Очень тяжело жилось всем на селе после военной разрухи. Очень быстро восстановили организационную структуру, колхоз.  Довоенные единоличники  также  подали заявления о вступление в  коллективное хозяйство. В колхозах активно строились животноводческие фермы и другие производственные помещения.  Сообща постепенно  селяне  построили себе деревянные дома, покинули землянки и блиндажи.
В колхозах постоянно проходили эксперименты, навязанные  вышестоящем руководством. Они не улучшали жизнь крестьян, и  подрывали экономическую базу хозяйства. На полях сеяли  не те культуры, что дают высокий урожай, а  что приказали, запланировали. Земледелие в нашей зоне  нужно вести с учетом  качества земли и климатических условий данного района.
 Творческие,  мыслящие колхозники зачастую вступали в конфликт с руководством колхоза. Эти раздоры заканчивались увольнением, переездом их в город или другую местность. Города росли, развивались, благоустраивались, существенно улучшились жизненные условия горожан. Крестьянские дети в массовом порядке покинули отчий край».
Осматривая сад и огород Ивановича, приметил тетю Лиду, жену Ивана, которая полола луковые грядки. Всюду на огороде и в саду присутствовали порядок и чистота. Небольшие клумбы, разбросанные в разных местах сада, создавали праздничную атмосферу. На ветках яблонь зрели ещё зеленые яблоки. В теплице под пленкой росли помидоры и перцы. За избой с восточной стороны виднелись пчелиные домики. Основной надел расположился за проволочной изгородью и включал в себя три поля: картофельное, ячменное и травяное.
Иванович перехватил мой взгляд и пояснил: «На ниве и огороде соблюдаем севооборот.  Под картошку осенью кладу органическое удобрение, состоящее из перепрелой травы, соломы и листвы деревьев».
 « Около десяти председателей колхоза  пережил я. Разные они были. Первые малограмотные, но с высоким самомнением  слепо выполняли приказы района. Колхозы укрупняли, в председатели назначали  послушных, проверенных товарищей. Они, укрепившись в колхозе, подчас пьянствовали, разводили кумовство,  грубо разговаривали с подчиненными.
Последнего председателя  я знал с детского возраста. Он немного старше моего сына. В его поведение в конце существования колхоза  просматривались барские наклонности. Всю свою работу он переложил на специалистов и бригадиров. Они брали пример с председателя и заботились о своем благополучии. Колхозную землю поделили среди членов колхоза  по паям, заложив мину замедленного действия. Большая часть паев досталась пенсионерам, которые не были в состоянии  обрабатывать наделы. Подозрительные люди скупали по низкой цене  паи. Мне неизвестно каким образом  в руках фирмы «Рубеж» оказалась собственность акционерного общества – колхоза. Иногда руководство фирмы приезжало на дорогих иномарках на молочную ферму, отдавала ценные указания, и отправлялось  на берег речки отдыхать, пьянствовать.
 Трактористы фирмы обрабатывали  часть полей акционерного общества  «Зарецкое». На молочной ферме деревни Ефилова содержалось двести  доеных коров.  Рядом со скотным двором  располагались обширные пастбища.
 За финансовые махинации  областной суд  посадил в тюрьму руководителей фирмы.  По решению суда собственность «Рубежа»  перешла банку, которому фирма задолжала  по выплатам кредита. Рабочих фирмы уволили, не заплатив им за последние месяцы работы. Банк за десятилетие не нашел инвестора, способного приобрести землю и собственность фирмы.
  С тех пор колхозные поля зарастают, а строения разрушаются. Немногочисленные трудоспособные жители окрестных деревень переехали в города и поселки или работают в крупных городах вахтовым методом. Пьяницы, которые периодически трудились  в фирме, имели невысокие доход, лишившись заработка, спились и лежат на местном кладбище.
В этом году в деревне  Власково умерла на 82 году тетя Люба, последний её житель. В трех окрестных   деревнях также никто не проживает.   Деревне Антоново не повезло, весной сгорела. Её  спалили охотники, пуля, выпущенная из ружья, подожгла сухую траву»
Иван Иванович замолчал.  В скором времени мы расстались.

3

Прошло ещё с десяток лет.  Иван и его жена Лида покинули грешную землю и упокоились на местном кладбище.
 В районе агрохолдинги приобрели многие поля, близко расположенные к  автомобильным дорогам, но основной массив сельских полей по – прежнему  не обрабатывали.   На своих  полях  сельскохозяйственные предприятия провели мелиорацию и засевают их пшеницей и рапсом, получая высокие урожаи.
 В газете «Курьер» была напечатана заметка Васильева Сергея Александровича «Кто будет обрабатывать землю через 50 лет».   Серега - друг детства.  Постоянно поддерживаем дружеские отношения.  На селе крайне мало трудоспособного населения, оно вымирает. Молодежь деревни голосует ногами, массово покидает родительский дом. Прежний колхозно – крестьянский уклад жизни в настоящее время полностью разрушен. Психология фермера не успев развиться, угасает. В ближайшее время деревни сами ликвидируются. Некоторые деревни, где рядом проходит асфальтированная дорога, будут существовать, как дачные поселения.
  Здесь  я не буду углубляться в историю, но процесс отмирания и создание новых поселений происходил во всем мире и во все времена.  Пашня также неоднократно зарастала кустами, превращалась в пустоши. Вновь они  распахивались, на поля колосилась рожь, и цвел голубой лен.
 Земля ?  Человек, работающей на ней?  Что более ценно? Я считаю, что необходимо заботиться в равной мере о тружениках села и о земле, кормящей нас. В будущем  на Псковской земле повсеместно будут трудиться крупные сельскохозяйственные предприятия, агрохолдинги, нацеленные на максимальную прибыль, отдачу от возделывания земли. Рабочие холдинга не будут привязаны к определенному месту приложения своих сил. Проживая в благоустроенных квартирах или собственных домах в городах, поселках, они  мотивированные творческим, высокооплаченным трудом будут  стараться получать отличные урожаи. Крупные предприятия, объединяясь вместе, способны создать производства по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, и её сбыту.  Они же совместно с муниципальными учреждениями будут  создавать  и частично финансировать  сельские училища и колледжи, которые подготовят  кадры необходимые  для сельского хозяйства. 
 На селе также  есть место другим формам организации производства, таким как коллективная, кооперативная, акционерное общество, фермерское хозяйство, индивидуальное предпринимательство, но налоговая нагрузка не должна сдерживать их развитие.  Доступ к основному ресурсу производства, к земле должен быть равным для всех форм собственности  и ограничиваться в том случае, если земля не  используется, не обрабатывается.   Основным способом движения земельных угодий  - долгосрочная аренда. Все сельскохозяйственные производители должны иметь равный доступ к кредитным ресурсам, размер его ограничивался бы  наличием основных средств и платежеспособностью хозяйства.
При многообразии форм собственности у молодых людей  появится выбор  не только профессии, вида деятельности, но и места приложения сил: в личном хозяйстве, коллективном, фермерском, агрохолдинге.
 Март 2022 г.
               
                Алексей Иванов  - Уситовский 2.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Спасибо за рассказ о замечательном человеке, талантливейшем самородке!
Много таких талантов на Руси!
Читала и чувствовала вашу боль об умирающих малых деревеньках, о пустующих сельхозугодьях. В ваших рассуждениях - правда!
" Земля ? Человек, работающей на ней? Что более ценно? Я считаю, что необходимо заботиться в равной мере о тружениках села и о земле, кормящей нас".
Чуть больше надежды появилось сейчас. Хорошо сказал об агрокомплексах Мишустин.
Может, и возродится земелька!
С уважением и надеждой,

Элла Лякишева   08.04.2022 20:03     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за рецензию. Я также верю в возрождение сельского хозяйства.
С уважением Алексей.

Алексей Иванов-Уситовский 2   11.04.2022 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.