Там, за горизонтом

 
  У Петки сегодня был счастливый день. Ему, как и другим школьникам, вручили свидетельство об окончании семилетней школы. Впереди огромные просторы, возможности. Большинство его друзей уже определились. Кто-то идет учиться на механизатора, кто-то на электрика, девчонки собрались в медучилище, а Петька все еще не определился, уже газету с объявлениями до дыр затер. И когда гнал корову с поля, его остановил сосед Василий, который отдыхал у родителей. Был он капитан и служил в армии.
    -Петр, тебя поздравить можно, диплом получил?
    -Ага, показать?
    -Нет, не надо, верю. Я хочу спросить тебя, куда дальше учиться пойдешь?
    -Не знаю ещё, скорее всего туда где кормят и одевают, у матери нет денег платить за учебу.
    -Понятно, но Петр у меня есть предложение?
    -Какое?
    -У нас при воинской части есть интернат для детей ветеранов. Ребятишки там учатся, а заодно получают специальность водителя, а дальше уже как у кого сложится.
    -Что! Даже форму дадут?
    -Да , форма, правда не совсем военная, но хорошая.
  Парня два раза уговаривать не надо было. Он побежал к матери поделиться такой новостью. Мать выслушала и молча ушла на ферму, ей , конечно, не хотелось отпускать сына из дома, вечером она встретилась с соседом и все выслушала сама, придя домой сказала: « собирайся».
 И вот стучат колеса вагона, Петр едет в неведомые края. Впереди новая жизнь. Как здорово. Он стоял возле окна и смотрел как мелькают столбы , кружится хороводом лес, все интересно. А вот и поселок, куда ехали, небольшой, кругом сосновый бор. Освоился Петр быстро, таких как он, подростков, было десятка два. Начались будни. Утром бег, затем учеба, снова физкультура. На занятие строем, в столовую тоже. Петру очень понравились кожаные ботинки, с металлическими подковами.  Они так звучали, когда все вместе шли по асфальту, которого ранее Петр не видел. А ещё парню нравилось ездить на учебной машине, сидя рядом с инструктором. За руль его ещё не пускали, просто мальчишки привыкали к технике. Была ещё мастерская, где ученики учились пользоваться молотком, зубилом, гаечными ключами. Иногда Петр встречал дядю Васю и тот улыбаясь, спрашивал:
    -Ну, как тут у нас, нравится, домой не хочешь?
    -Нет, не хочу. Все хорошо.
    -Прекрасно, учись, набирайся опыта, может генералом станешь?
  Но видимо генералом Петьке не суждено было быть. Однажды он с трудом открыл глаза и увидел белый потолок, белые стены, а рядом сидел дядя Вася в белом халате.
    -Где я?- тихо спросил Петька.
    -Пришел в себя, - обрадовался дядя Вася, - лежи, поправляйся, я думал хуже будет, мать скоро приедет, ты уже трое суток лежишь.
  А дальше ситуация закрутилась , как в кино. Приехала мать, приходили врачи, осматривали парня и все говорили, что дела идут хорошо, да и Петька уже вставал с кровати, набирался сил и ждал, когда можно идти в общежитие. Снова в палату зашел дядя Вася, тяжело вздохнув сказал:
    -Крепкий ты парень. Крепись и дальше. Не суждено тебе быть теперь солдатом, авария все поменяла. Поедешь с матерью домой, подлечишься, а там сама жизнь подскажет, как поступать и как  жить дальше. Поверь мне, я хотел сделать для тебя все, но судьба распорядилась иначе. Ты не падай духом, будем надеяться на хорошее.
  Вот она деревенька. Тихо в ней, ровесники разъехались учиться и Настя тоже. Месяц Петр отдыхал, почти не с кем не встречался, затем взял справку и поехал в районную поликлинику. Приняла его женщина врач, долго расспрашивала, осматривала, затем вздохнула и поведала:
    -Вот молодой человек документы, отнесешь в райсобес, там тебе пенсию назначат,вот рецепты по ним будешь получать лекарства. Запомни, работать тебе нельзя, учиться тоже. Мать есть, вот с ней и живи.
  Такого удара от судьбы Петр не ожидал. Он был уверен, что пройдет время и все наладится. Проходили дни, недели, а он с тоской смотрел в окно и нечего не менялось. Мать нагружала его работой по хозяйству без скидок на болезнь. Ему так хотелось, чтобы хоть раз его пожалела мать, но она разговаривала, как с нормальным парнем и может чуть строже. А сельчане уже знали почему Петр дома и старались выразить сочувствие, но Петр болезненно воспринимал все слова и уходил от всех вопросов и расспросов. Он не  хотел быть больным, даже справку об инвалидности спрятал и не стал получать пенсию. Настя уже два письма написала ему, всячески подбадривала его и это приносило ему страдания. Он хотел быть здоровым, он хотел быть рядом с ней, чтобы она гордилась им , а не жалела.
  Петр в такие минуты выходил из дома и уходил на берег небольшой речки. Садился на ствол поваленного дерева и по долгу смотрел как весело журчала вода. Она всегда была холодной и очень прохладной, питали речку подземные родники. Их никто не видел, но они были. Парень брал хрустальную воду в ладони и выливал на лицо и от этого было легче, он возвращался домой и занимался хозяйственными делами.
     -Куда пойти? Чем заняться? - эти вопросы не давали ему покоя.
  К зиме Петр устроился в городе на заводе помощником кочегара. Снял у бабушки жилье, а по вечерам стал ходить в вечернюю школу. На выходные дни приезжал к матери и та была рада, что сын занялся делом. Но обида на судьбу не проходила. Болезнь часто напоминала о себе. Оставалось только мечтать, он часто сидел возле печурки и смотрел на огонь, чувствовал тепло, брал в руки книгу и читал, читал. Прошла холодная зима, на смену пришло тепло, запахло черемухой, друзья стали приезжать на каникулы. Все такие важные. Петр вроде и рад был встречам, но сторонился, боялся встретить Настю, она училась на врача и про болезнь Петра знала все.
  Июльским вечером Петр на велосипеде возвращался с работы домой в деревню. Дорога петляла среди перелесков и на горизонте кустились облака.
    -Опять наверняка будет дождь,- подумал Петр и здесь случился очередной приступ болезни. Петр съехал в канаву, упал и потерял сознание. Сколько он лежал, он не помнил, когда стал приходить в себя, почувствовал, что идет теплый летний дождь, он был полностью мокрым, но не чувствовал холода. Сел на мокрую траву, огляделся, с туч подали крупные капли дождя, на фоне уходящего солнца, они казались серебряными. Серое полотно дороги уходило вдаль, а по бокам стояли высокие ели и над всем этим возвышалась сочная разноцветная радуга. Солнце уже опустилось за горизонт, но лучи его освещали небо и радугу. Постепенно к Петру возвращались силы. Как будто лучи солнца наполняли его небесной энергией. Он встал и глядя на чарующую красоту природы, почувствовал себя частицей этой природы,он понял что главное - это понимать природу, радоваться, всегда знать, что там, за горизонтом- солнце! Какие бы трудности не свалились, их можно преодолеть и снова взойдет солнце, будет и дождь, и радуга. Именно с этого момента Петр стал другим человеком, почувствовал в себе силы и, самое главное ,желание жить ,несмотря на все невзгоды. Он поднял велосипед, сел и поехал навстречу лучам солнца. Это был уже другой человек, он знал, что ему нужно и как надо поступать сегодня и завтра.
  Когда Петр приехал домой и зашел в дом, мать посмотрела на сына, что-то хотела сказать про мокрый костюм, но промолчала и с удивлением смотрела на него.  Это был не пришибленный и поникший подросток, каким она видела все это время, а высокий юноша с доброй улыбкой, он ведь с момента болезни, не разу не улыбнулся.
    -Мам, дай мне сухую рубашку, а то я малость промок?
    -Да ты не малость, а до последней нитки промок, переодевайся,- она подала сухую одежду,- сейчас печку затоплю, чайник закипит.
    -Это хорошо, мама, посидим чайку попьем.
  Мать и не старалась понять, что же произошло с сыном, ей просто было приятно видеть его таким, она радовалась, но виду не показывала. В печке весело потрескивали сухие дрова,  Петр сидел рядом и наслаждался не только теплом, но и домашним уютом, такой уют могла создать только мать.
    -Мам, завтра я поеду в Новгород?
    -Зачем? Кто тебя там ждет, где жить будешь, работать?
    -Мама, у меня же есть руки, голова. Найду работу, найду жилье, буду учиться, а потом и тебя к себе заберу.
  Мать хотела сказать, что у тебя есть и болезнь, но промолчала. Она никогда сыну об этом не говорила и Петр был благодарен ей за это.
  Как и ожидал, Петру удалось в городе найти работу и даже общежитие. Работенка так себе, вагоны разгружать, а общежитие понравилось, новое, в центре города, оказалось, что и школа рабочей молодежи недалеко, можно пешком прогуляться. Возле школы жила и Настя. Петр в выходной день наведался в гости. В уютной комнате пили чай, вспоминали деревню, а затем гуляли по городу.
  Соседом по койке в общаге был высокий веселый парень - Анатолий. Работал он на стройке химкомбината монтажником. Петр подружился с ним, вместе по вечерам ходили в школу. Именно Анатолий завел разговор о работе:
    -Петро, а не хватит ли тебе таскать мешки. Это работа для тех, кто больше ничего не умеет делать. Переходи к нам в бригаду, будешь тоже монтажником.
    -Анатолий, я то не против, да ,что я там делать буду?
    -Как что, работать, как все и учиться, Я ведь тоже пришел и нечего не умел делать, научился.
   Петр впервые забрался на высокую колонну. Ноги немного дрожали от высоты. Огромная строительная площадка была, как на ладони. Мощно. И приятно было Петру осознавать, что и ты тоже причастный к этому великому делу. Однако будни стройки оказались суровыми. Работать приходилось до седьмого пота. Работа монтажника-такелажника, не заключалась одной сваркой, резкой метала, нужно было поднимать колонны синтеза, Вес которых составлял сотни тонн. Чтобы приподнять одну сторону, нужно было переложить сотни шпал, и так метр за метром, тысячи переложенных шпал. Десятки тракторов через устройства приподнимали её и вот она на месте. Десятки ликующих людей и среди них был Петр. А однажды Петра пригласил в бытовку бригадир- Николай Иванович.
    -Петр,- начал разговор бригадир,- мне нравится, как ты работаешь, стараешься познать тонкости дела, инициативен. Я был членом штаба этой стройки, сейчас я буду заниматься другим делом, более ответственным. Я хочу предложить тебя в члены.
     -Николай Иванович, это очень сложно, я же недавно на стройке.
    -Не боги горшки обжигают, будешь вникать, да и я рядом, любая помощь, любой совет.
  Раз в неделю Петр ходил в штаб стройки и небольшими, робкими шагами вникал в огромный мир. Рядом были такие же молодые парни, разговор, как правило, шел о сроках строительства, дисциплине, о том как живет молодежь. Петру предложили войти в состав «Комсомольского прожектора», даже дали фотоаппарат для съемок.
 Прошло два года, Петр вжился в коллектив, полюбил работу и гордился ею. Хотя порой сознавал, что играет со смертью, ведь болезнь не прошла, приступы продолжались и об этом знал только друг Анатолий, но  молчал. Не забывал Петр и деревню, самолетом иногда долетал до Пестова, там рукой подать. Мать все чаще болела и это угнетало парня.
  В воскресный день Петр купил букет роз, направился к Насте и хотел признаться ей в своей любви. Они дружили и только. Войдя в дворик Петр увидел на скамеечке Настю с парнем, они непросто обнимались, а и целовались. Петр тихо развернулся, положил цветы на скамейку ушел. Это был удар ниже пояса. Дня два парень лежал в общаге, болезнь и измена свалили его. Нужно что-то делать, нужно жить дальше. И Петр принял решение. Зачем винить Настю?  Она не клялась в любви и поэтому свободна в своем выборе. Что касается дружбы, так никто не запрещает Петру дружить с Настей. Понял он и ещё одну истину- любовь - то придумал сам и чем быстрее наступит развязка, тем лучше. Это Петр понимал разумом, а сердце все равно болело. В большом городе Петру стало неуютно, грустно и чтобы разорвать этот узел и начать жить с нового листа - нужно уезжать. Об этом он рассказал Анатолию и бригадиру, те сочувствовать не стали и уговаривать остаться не стали. Бригадир Николай Иванович сказал:
    -Николай, это надо пережить. Езжай к матери, поработай там, надумаешь вернуться, примем всегда, помни об этом.
  Деревня Петра встретила тишиной. У матери было обострение болезни. Он свез её в больницу и там удалили камни из почек. Мать пошла на поправку. Пришла зима, Петр попытался устроится на работу, но безуспешно.  Днем Петр уходил в лес, готовил в запас дрова. Работа теплая, хандрить не позволяла. Ветви срубленных деревьев нужно было сжигать. Посидеть зимой у костра в лесу прекрасное удовольствие. Часто вспоминалась Настя, ребята по работе и все чаще возникало желание вернуться в город. А вечерами Петр писал письма и рассказы.  Один из таких рассказов он отнес в редакцию. Редактор газеты принял его, выслушал, а затем попросил Петра рассказать о себе и Петр скупо поведал свою историю.
   -Деньги есть? - неожиданно спросил редактор.
    -Есть, но мало, - ответил Петр.
    -Возьми, пригодятся, - и протянул пять рублей.
    -Нет, не надо, - стеснительно ответил Петр.
    -Тогда, считай, что это твой гонорар.
    -А можно еще писать?
     -Конечно, пишите молодой человек, творите.
  Весь вечер Петр сочинял новый опус для редакции и утром уже был в кабинете у редактора.
    -А ,молодой человек, ещё написали?
    -Да, вот принес на ваш суд.
  Редактор даже не глянул на рукопись, сунул её в стол, снял очки, вышел из за стола и сел напротив Петра.
    -Давайте, знакомиться, - сказал он, - меня зовут Юлий Иванович Чижиков,а вас?
   -Петр Смелов.
    -Так вот Петр, давай поговорим по -душам.
  Теперь уже Петр подробно рассказал о не удачной учебе, о болезни, о Новгороде и почему уехал из города.
    -Да, молодой ещё , а жизнь-то потрепала здорово. Что скажу, молодец, не раскис, слюни не распустил. Значит поступаем так. Пишешь мне заявление о приеме на работу, завтра и выходишь.
    -Не понял, - удивился Петр, -какая работа в редакции, если я ещё школу не закончил?
    -Школу закончишь, надо и институт тоже одолеешь - главное в работе журналиста умение писать и желание это делать, остальное все приложиться.
  Приехав в деревню, он порадовал мать, та выслушав сына только и сказала:
    -Я рада, сможешь ли?  Это очень трудно.
    -Смогу, - уверенно ответил Петр.
  И закрутилось колесо. Писал    Петр много и с удовольствием. В этот же год закончил школу рабочей молодежи. После очередной планерки, редактор попросил Петра остаться.
    -Вот видишь, аттестат ты получил, молодец. Теперь надо учиться дальше, но хочу спросить, как болезнь?
   Петр сник.
     -Не очень, приступы мучают.
    -Спасибо за честный ответ. Завтра же поедешь  в Новгород, в больницу, добейся, чтобы обследовали и подлечили.
  Петр все так и сделал. Приехал в город, записался на прием к заведующему на прием. Почему-то думал, что его примет пожилой опытной врач. Когда зашел в кабинет, то увидел за столом молодую женщину с очень красивыми волосами и белом халатике, который очень ей шел.
    -Мне бы к врачу, -сказал Петр войдя в кабинет.
    -Проходите, я и есть врач. Что вас волнует?
  Петр тихонько прошел и сел на край стула, не зная с чего начать разговор. Женщина приветливо улыбнулась и помогла парню  начать беседу.
    -Я приехал из Пестова, у меня вот справка, - и Петр подал врачу справку выданную пестовским врачом.
    -Ну справка, как справка, чтобы получить третью группу инвалидности, вы что претендуете на вторую группу?
    -Да не нужна мне ни какая справка, я хочу обследоваться и вылечиться, хоть кто-то меня поймет? Или мне обратно домой уезжать?
     -Извините, -опять улыбнулась женщина, - не надо уезжать. Давайте -ка спокойно поговорим.
  Теперь уже тоже спокойно Петр поведал свою историю и свое желание избавиться от такой справки, где все запрещено.
    -Мне нужна справка, которая бы разрешала работать, учиться.
    -Такую справку может и дадим,- вздохнула врач, - но сначала пройдем обследование, подлечимся и уж потом поговорим о справке. А теперь давайте познакомимся, я думаю нам придется долго общаться. Зовут меня  Ирина Михайловна. Где и кем работаете?
    -Меня зовут Петр Смелов. Работал монтажником- высотником, сейчас корреспондент газеты.
    -Погодите, вы работали монтажником? Такое невозможно.
    -Возможно, Ирина. Два года по верхотуре лазил и поменял работу совершенно по другим мотивам, ведь справку я не кому не показывал.
    -Однако отважный вы молодой человек и вы первый, кто отказывается от инвалидности и я тебе помогу это сделать, но помни лечиться придётся долго и упорно.
    -А учиться? Мне надо обязательно учиться.
    -А на счет учебы я тебе дам справку. Учиться это не по вышкам лазить, можно и нужно.
  Прошло много много лет. Петр решил навестить родную деревеньку.  Стоял август, было тепло и редкие дождики омывали землю.  А вот и ели, на которые он любовался много лет назад. Петр остановил машину и вышел из неё. Как и тогда шел легкий дождик, над дорогой стояла радуга и лучи уходящего солнца освещали землю.
    -Господи, за столько лет нечего не поменялось. Спасибо Всевышнему, что  помог мне понять истинный смысл жизни и дал силы преодолеть все невзгоды, какие свалились на меня.
  Домик матери стоял, как и прежде, может от времени стал меньше и ниже. Петр зашел в домик, щелкнул выключателем, свет есть и дрова лежали у печки. Через полчаса потянуло теплом, а в печурке весело потрескивали поленья дров.
  На следующий день Петр поехал на кладбище к матери. Прибрался, вытер с памятника пыль и сел в задумчивости на скамеечку. Тихо. От огромных сосен пахло смолой. И вдруг совсем рядом за оградкой Петр увидел человека и узнал его, это была Настя. Он подошел и поздоровался.
    -Здравствуй, Петр. Приехал мать навестить.
    -Похоже да.
    -Я вот тоже к родителям пришла.
    -Это хорошо, что навещаем их, плохо, что их рядом с нами нет.
    -Нечего вечного нет, вот и мы уже пенсионеры. Знаешь Петр я хочу попросить прощения у тебя, что столько страданий тебе принесла.
    -Настя, наоборот я благодарен судьбе ,что она свела нас и мы шли все время рядом, но каждый своей дорогой, скажу больше, всего чего я достиг в жизни все благодаря тебе.
 И они еще долго вспоминали прошлое и продолжали строить планы дальше, но каждый строил свои, ибо жизнь у каждого была своя.

   


Рецензии